Здоровый образ жизни — стимулирующий фактор профессионально-личностного развития студентов

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены физиологически обоснованные факторы здорового образа жизни, раскрыты психолого-педагогические аспекты воспитания у студентов культуры здоровья, выявлены факторы поведения, формирующие здоровый образ жизни.

Ключевые слова

СТУДЕНТЫ, ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ, КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Текст научной работы

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье в наибольшей степени зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций [1].

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным. В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов, среди которых наиболее важны:

Культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Техники для положительных эмоций можно разделить на две группы:

  1. Перефокусировка в сторону положительных эмоций, которая применяется в условиях стрессовых ситуаций и позволяет существенно снизить их повреждающее действие и отрицательные последствия
  2. Эмоциональная реструктуризация. Эта техника предназначена для построения способности к длительному поддержанию позитивного эмоционального и когерентного состояния.

Техника воздействия на эмоции через сердце одна из самых простых и включает в себя комбинацию концентрации внимания в области сердца, где большинство людей локализует положительные эмоции, и намеренную самоиндукцию искренней позитивной эмоции. В результате эмоциональных и дыхательных упражнений, подтверждённых обратной связью, усиливается ассоциация между положительной эмоцией и физиологической когерентностью, которая позволяет в стрессовых ситуациях достигать управления эмоциональным состоянием простой концентрацией внимания в области сердца и воображаемым дыханием через область сердца.

Оптимальная двигательная активность — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья.

Двигательная активность человека играет не последнюю роль, даже при правильном питании, при регулярном выполнении оздоровительных процедур по очищению организма и избегании стрессовых ситуаций - полноценного оздоровления достичь не получится. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к депрессиям, сердечнососудистым заболеваниям, ведет к нарушению обмена веществ и расстройству регуляции других систем организма. Проще говоря, возникают застойные явления всех жидкостей организма: крови, лимфы, тканевой, спинномозговой, плевральной, суставной и др., которые вместе образуют внутреннюю среду. Усиливая функции опорно-двигательного аппарата, активизируя обмен веществ, двигательная активность лечит не только тело человека, но и душу, обеспечивая хорошим настроением.

Рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья.

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Питаться правильно важно, потому что это дает возможность: предупредить и уменьшить риск хронических заболеваний, сохранить здоровье и привлекательную внешность, оставаться стройными и красивыми. Точно так же, как чистый воздух и чистая вода, качество, сбалансированность, разнообразие пищи и режим питания имеют ключевое значение для здоровья человека.

Рациональное питание предполагает: энергетическое равновесие, сбалансированное питание, соблюдение режима питания.

Рациональное питание человека – это не диеты и не особая строгость к своему организму. Это та норма, освоив которую, вы почувствуете себя лучше. А ваш организм скажет вам за это «спасибо»!

Ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма.

Биологические ритмы представляют собой регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким процессам передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Существует теория трех биоритмов, которой около ста лет. Умственная и физическая работоспособность зависит от многих факторов: времени суток, недели, состояния здоровья, биологических ритмов организма.

Центральное место среди ритмических процессов занимает циркадианный или околосуточный ритм, имеющий наибольшее значение для организма. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа. Смена дня и ночи приводит к тому, что органы человека ритмично изменяют свою активность. Суточный ритм – один из основных циклов, влияющий на организм человека и его работоспособность. Нарушение ритма смены дня и ночи, приводит к отрицательному воздействию на организм, снижению физической и умственной активности. Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Организм человека настроен на определенные природные ритмы и длительные отклонения от этих ритмов порождают стресс. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп работы, нарушается координация движений, точность выполнения операций, появляется бессонница, головная боль.

Эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности.

Учебная и трудовая деятельность студентов влияет на психические состояния, которые могут расшатывать нервную систему, а это, в свою очередь, может мешать поддерживать нормальное функциональное состояние здоровья. Например, условия окружающей среды могут усиливать или сглаживать эффект «влияния трудовой деятельности на нервную систему», то, следовательно, можно сказать, что среда может помогать поддерживать здоровье или вредить ему. Сознательное выполнение какой-то деятельности (связанной с двигательной активностью) добавляет возбуждение в ЦНС и усиливает работу симпатической нервной системы. А это изменяет психические процессы (ускоряя/замедляя мышление и работу с информацией, улучшая или ухудшая работу воображения и т. д.). Таким образом, реализация фактора эффективной организации учебной и трудовой деятельности чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что почти для каждого молодого человека, в основе поведения, здоровье находится не всегда на первом месте. Следовательно, формирование здоровья — это личная проблема каждого студента.

Отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) - решающий фактор сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Отказ от вредных привычек значит: 1. Долгая жизнь. 2. Ясный ум и обдуманные поступки.3. Правильный жизненный путь. 4. Наслаждение жизнью. 5. Красота внутри и снаружи. 6. Дети – цветы жизни. 7. Богатство духовное и материальное. 8. Здоровые отношения. 9. Здоровая пища. 10. Здоровая семья.

Только сам человек выбирает свою жизнь, поэтому никто, кроме него, не сможет сделать его жизнь счастливой и долгой. Значит, чтобы радоваться каждому дню и воспитывать здоровых детей, нужно совсем немного – избавиться от вредных привычек, заниматься спортом и правильно питаться.

Для формирования установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки здорового образа жизни:

  1. знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
  2. желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;
  3. положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;
  4. развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

Создание установки (готовности) вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это – одна из важнейших целей жизни студента, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы. Однако побудить себя вести здоровый образ жизни может оказаться сложной задачей, потому что вредные привычки глубоко укореняются и от них бывает трудно отказаться.

Анализ структуры заболеваемости студентов Арзамасского филиала ННГУ убедительно показывает, что острой необходимостью является воспитание у молодых людей культуры здоровья. Реализация здоровьесберегающих форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента, здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого студента. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, т.к. эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация - будет и соответствующее поведение [2].

Мониторинг состояния здоровья, направленный на наблюдение, самоанализ, самооценку и прогноз состояния физического здоровья и физического развития студентов Арзамасского филиала ННГУ, проводимый сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования», позволяет своевременно выявить проблемы в здоровье и отклонения в развитии, а также разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья молодежи.

Читайте также

Список литературы

  1. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  2. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. - №4. – С.133-137.
  3. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. – 2007. - № 4. – С.197-202.
  4. Михайлова С.В., Калюжный Е.А., Норкина Е., Тремаскина Ю. «Паспорт здоровья студента» - метод формирования культуры здоровья // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. - № 4.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К., Тремаскина Ю. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. - № 4.
  6. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Ибрагимова Э.Э. Морфофункциональная адаптация студенток, обусловленная территориально-этническими факторами // Исследования в области естественных наук. – Февраль 2014. - № 2.
  7. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  8. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. - № 2(10). – С.46-57.
  9. Калюжный, Е.А. Формирование у студентов установки на здоровый образ жизни / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова, Д.Ивановская, М.Маслова, Я.Федосеева, И.Садредтинова, М.Калеева, О.Касаткина, А.Чекмарева // Международная научно-практическая конференция Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения студентов в сфере социально-гуманитарного образования. – АФ ННГУ им.Н.И.Лобачевского, 2013. – М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. – С.199-202.
  10. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка физического здоровья студентов с различными типами телосложения // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. - № 5.
  11. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2014. - № 6.
  12. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Исследование распространенности табакокурения среди студенческой молодежи // Исследования в области естественных наук. – Май 2014. - № 5.
  13. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. – Апрель 2014. - № 4.
  14. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Культура и образование. – Июнь 2014. - № 6.
  15. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.

Цитировать

Здоровый образ жизни — стимулирующий фактор профессионально-личностного развития студентов / Д.М. Борзенко, К.С. Глаголева, Е.И. Норкина [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2736 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться