Игровые технологии в реабилитационной работе с детьми «группы риска»

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

За последние пять лет увеличилось число детей, оказавшихся при живых родителях в детских домах, интернатах. В основном это дети «группы риска». Чаще всего такие дети оказываются трудными для воспитания и общения с окружающими. Работа с такими детьми должна строится совершенно по- другому, чем с обычными детьми.

Ключевые слова

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ, ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НЕНАПРАВЛЕННЫЕ МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ, ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА, ИМАГОТЕРАПИЯ, ТРУДНЫЕ ДЕТИ

Текст научной работы

К сожалению, в наше беспокойное время складываются различные трагические обстоятельства, когда дети остаются без близких людей, и тогда государство берет на себя заботу об их воспитании.

За последние пять лет увеличилось число детей, оказавшихся при живых родителях в детских домах, интернатах. Поэтому на основании Указов Российской Федерации создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам: центры социальной помощи семье, реабилитации детей, планирование семьи, опеки и попечительства, психолого-педагогические консультации, социальные приюты, гостиницы, кризисные центры и т.д.

Анализ состава детского контингента в такого типа учреждениях показывает, что в них преобладают дети, чьи родители лишены родительских прав или отказались от них при рождении ребенка, не дееспособны по болезни, находятся в заключении, а зачастую и просто бросили детей на произвол судьбы, продали жилье и оставили детей без крыши над головой.

Детская безнадзорность – результат кризисов, которые переживают все страны и наша страна в том числе. Практика оказания социальной помощи и поддержки детям, как в России, так и за рубежом показывает, что сегодня остро стоит проблема создания и поиска новых типов учреждений и изменения содержания работы в них с детьми, оставшимися без попечения родителей. Такими новыми типами учреждений стали приюты, кризисные центры, социальные гостиницы, муниципальные детские дома и т.д., которые работают с наиболее неблагополучными семьями и детьми «группы риска». Под понятием «группы риска» мы подразумеваем большую группу детей, которые в силу разных обстоятельств оказались без опеки и попечительства родителей. Основное достоинство этих учреждений в том, что они имеют возможность оказывать социальную, психолого-медико-педагогическую помощь и обеспечивают реабилитацию детей.

Опыт работы Тольяттинского социального приюта «Дельфин» показывает, что, комплексный подход в работе с такими детьми позволяет:

  • во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категорий детей (дезадаптированных, педагогически запущенных, слабоуспевающих, оставшихся без попечения родителей),
  • во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную) всех нуждающихся в ней детей и подростков.

Основная цель работы с детьми и подростками, попавшими в наше учреждение это научить детей выживать и нормально жить в любых жизненных ситуациях.

Главная задача перед нами как специалистами заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть сложившуюся ситуацию и найти новый путь жизни, самостоятельно выжить в любых социальных условиях, сделать таких детей доброжелательными по отношению к обществу, изменить самооценку, ценностные ориентации, смысл и назначение их жизни.

Так как в основном это дети «группы риска», которые характеризуются тем, что имеют отрицательный жизненный опыт в оценке себя и своих возможностей, плохо успевают в учебе, перенесли различные травмы (физические, психические, сексуальные), жили в асоциальных семьях, испытали недостаток любви и заботы со стороны родителей это достаточно трудно. Чаще всего такие дети оказываются трудными для воспитания, общения со взрослыми и другими детьми, не усваивают нормы и предлагаемые правила, оказывают внутреннее сопротивление всем воспитательным воздействиям. И работа с такими детьми должна строится совершенно по- другому, чем с обычными детьми. Для работы с данной категорией детей вначале всем взрослым и воспитателям и специалистам необходимо установить с ними хороший контакт, заслужить их доверие, показать свою любовь к ним, без этого невозможно достижении цели. При работе с проблемными детьми необходимо помнить, что потребуется намного больше времени и терпения для того что б произошли изменения, так как они медленнее реагируют на обращения и воздействия взрослых, менее гибки к влиянию окружающей среды. Из опыта работы можно сказать, что особенно трудно проходит реабилитация у детей старше 10 – 11 лет. Найти подход к детям этого возраста бывает очень трудно по многим причинам, а к более старшим – иногда невозможно, и как следствие они чаще убегают из учреждения, конфликтуют с взрослыми, воспитателями, сверстниками, их труднее приспособить к дисциплине и режиму жизни учреждения. В работе с такими детьми мы используем и нам это хорошо помогает «ненаправленные методы коммуникации», среди которых особое место занимают использование метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и др. Все специалисты, которые занимаются с детьми, могут найти их полезными, когда прямое воздействие на детей оказывается неэффективным. Мы рассказываем детям разного рода притчи, басни, истории, так как они говорят им о них самих не направленно и поэтому они более приемлемы в работе и дают заметные сдвиги и изменения в поведении детей и подростков, но при соблюдении двух условий: если установлены доверительные отношения и создана атмосфера непрямой коммуникации.

Действенность метафор и историй объясняется тем, что они способны достичь пораженных участков психики, которые прочно защищены от вторжения. Вот почему использование историй, басен, метафор и опосредованного подхода является необходимым в работе с детьми, перенесшими травмы при наличии сопротивления со стороны детей.

Чтобы облегчить детям осознание своего поведения и своих действий мы заменили словесные замечания и похвалу на наглядные – сердечки, звездочки, кружочки. Дети соотносят результат своих действий и поведения с наглядными предметами. Это повышает интерес у детей и привлекает их внимание к своему поведению, учит давать себе оценку, опираясь на наглядный материал.

Для осознания детьми своего прошлого, настоящего и будущего мы используем такую форму работы как составление детьми «Альбома» или «Истории своей жизни».

Книга о себе дорога ребенку, так как она напоминает ему всю его жизнь. Это особенно важно в работе с детьми, которые переходят из учреждения в учреждение, и для тех детей, которые в одночасье лишились своих родителей, и у них нет ничего, что напоминало им об их прошлой жизни. Альбомы или книги хранятся в безопасном месте и без ведома ребенка никто не может их смотреть. Если сам ребенок испытывает затруднения в оформлении книги или альбома, в написании некоторых его страниц, в подборе материала, то на помощь приходят воспитатели или другой специалист с кем у него сложились особенные доверительные отношения. Создаются такие альбомы или книги различными путями. Одним детям легче все представить в виде рисунков, картинок с подписями, фотографий, а другие предпочтут писать о своей жизни, о своих чувствах. Некоторые дети сочетают и то и другое. Взрослым важно поддержать любую инициативу ребенка. Необходимо помнить, что работа над альбомом или книгой не может быть закончена, так как жизнь продолжается и еще многое можно записать о себе и о событиях в своей жизни.

Травмирующие события на жизненном пути не только представляют собой страдание и боль, но и делают ребенка озлобленным на обидчика. Перенос спонтанного желания мести и расплаты на символические или фантастические объекты и переживания своих мечтаний о расплате в игре потенциально обладают эффектом катарсиса, поэтому при построении реабилитационных программ, которые мы применяем в групповой и индивидуальной работе с детьми, часто используем имаготерапию. Психологи используют разного рода игры – это и игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Особое предпочтение отдается сюжетным и ролевым играм, так как через игру у подростков происходит обретение чувства, что они в состоянии контролировать собственную жизнь и им становятся доступными те области, где трудно найти слова. Подростки могут делать то, что в жизни самим неловко делать, выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Переживая травмирующие события, они имеют возможность отреагировать, переработать свои переживания. Подростки свободны утверждать себя так, как они умеют, оставаться такими, какие они есть. Дети начинают понимать, что они являются отдельными личностями, со своими желаниями, что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, и они могут принять на себя ответственность за личностный рост. Основная цель коррекции – восстановление всех утраченных связей, отношений, функций, а так же их формирование с учетом возрастных и психологических особенностей развития личности подростка.

В результате ролевых игр у детей развивались наиболее адаптивные навыки поведения такие как: кооперация, сотрудничество, компромисс, укреплялась самооценка и лидерские качества. Развивались и укреплялись психологические защиты (копинг - поведения), появлялись навыки принятия решения в кризисных ситуациях и навыки роли «психотерапевта» для других.

При работе с подростками обратило на себя внимание то, что игровая деятельность приобрела психотерапевтический эффект: исчезли невротические и депрессивные реакции, которые наблюдались у 67% воспитанников, повысилась самооценка, исчезла психологическая зависимость от лидеров групп сверстников, у троих исчезло ущемленное чувство собственного достоинства (в условиях эмоционального отвержения средой).

Таким образом, игра выполняла двоякую функцию ориентации в смыслах деятельности и отношений и функцию переходного этапа к социализации. Игра осуществляется в зоне ближайшего развития, непрерывно моделируя социальные ситуации, создавая многоуровневые конфликты (особенно важные для воспитанников – между результатом и прежним опытом), преодоление которых порождает смысл.

Нами было отмечено, что в процессе применения выше перечисленных форм работы с «трудными детьми» у несовершеннолетних отмечалось эффективное снижение агрессивного поведения, улучшение эмоционального состояния, снижение депрессивных реакций, улучшение успеваемости, снижение тревоги и повышение самооценки. Появилось умение справляться с текущими и будущими проблемами, которые влияют на жизнь подростка, стать более самоуправляемыми, более ответственными за свои действия и поступки.

Подводя итог можно сказать о том, что в последние годы в России наметился комплексный подход в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности путем создания сети учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам которые остались без опеки и попечительства родителей, так как для них они являются своеобразными «институтами» социализации личности. Эффективность предпринимаемых действий свидетельствует о необходимости продолжении начатой работы потому, что данная проблема остается одной из самых актуальных проблем для нашей страны.

Читайте также

Цитировать

Плаксина, Н.Е. Игровые технологии в реабилитационной работе с детьми «группы риска» / Н.Е. Плаксина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3184 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться