Документирование страховых операций

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Страховые организации в процессе проведения операций имеют большой объем работы с документами. Для эффективного ведения страхового дела необходима хорошо организованная система документооборота и максимальная автоматизация работы с документами. Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами.

Ключевые слова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД, СТРАХОВАНИЕ, ДОКУМЕНТ, СЧЕТ

Текст научной работы

Страховые организации в процессе проведения операций имеют большой объем работы с документами. Для эффективного ведения страхового дела необходима хорошо организованная система документооборота и максимальная автоматизация работы с документами. Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами. Процесс создания, движения, принятия к учету документов, а также их сдача в архив называется документооборотом. Отсутствие надлежащей организованной системы документооборота приводит к: несвоевременному поступлению информации; увеличению сроков прохождения документов; отсутствию контроля исполнения документов; увеличению потерь документов и т.д. При ведении бухгалтерского учета каждый документ подвергается следующим этапам документооборота:

  • составлению первичного учетного документа в соответствии с установленными требованиями;
  • передачи документа в бухгалтерию;
  • проверки и обработки принятых документов;
  • составлению учетных регистров;
  • сдачи документов в архив [1].

Документы в страховых организациях имеют свою специфику, и отличаются большим разнообразием. Первичный учетный документ составляется на русском языке, если же он составляется на иностранном, то должен быть подстрочный перевод. Первичные документы могут составляться в момент совершения операций или после ее окончания и затем принимаются к учету, если они соответствуют формам, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Большинство страховых организаций используют типовые формы первичных документов по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, по учету основных средств и т.д. При расчете с населением наличными средствами страховые организации применяют квитанцию на получение страхового взноса по форме № А-7. Кроме установленных первичных документов страховые организации самостоятельно разрабатывают формы и утверждают их. Эти документы должны содержать следующие реквизиты:

  1. название документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции;
  5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  6. наименование должностей лиц, которые отвечают за совершение хoзяйственной операции и правильность ее оформления;
  7. личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

К числу первичных документов, которые не входят в альбом унифицированных форм, относятся формы договоров страхования, перестрахования, заявление о наступлении страхового случая, акт независимого оценщика, страховой акт и другие. Особое внимание страховые организации уделяют вопросам документального оформления страховых выплат. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ документами по страховым выплатам, являются:

  • двухсторонний акт о наступлении страхового случая, подписывающийся со страхователем;
  • двухсторонний акт о наступлении страхового случая, который подписывается медицинским учреждением или лицом, оказывающим медицинские услуги;
  • страховой акт, подписываемый только страховой организацией;
  • решение страховой оргaнизации о страховой выплате [2].

В приложение к учетной политике страховые организации обязаны внести формы первичных учетных документов. Руководитель организации по решению с главным бухгалтером утверждает список лиц, которые имеют право поставить подписи на первичных учетных документов. Информация, которaя содержится в первичных документах, группируется в учетных регистрах аналитического и синтетического учета. В страховых организациях применяется журнально-ордерная форма. Для группировки и сбора информации, которая содержится в первичных учетных докумeнтах, а также для их отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются регистры бухгалтерского учета:

  1. Главная книга.
  2. Кассовая книга.
  3. Журналы-ордера 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
  4. Реестр финансовых вложений.
  5. Оборотные вeдомости по синтетическим и аналитическим счетам.

В учете страховых организаций важное и особое внимание уделяется договорам страхования (сострахования) и перестрахования. В качестве регистров бухгалтерского учета страховых операций служат:

  1. Журнал учета заключенных договоров страхования (сострахования).
  2. Журнал учета договоров, принятых в перестрахование.
  3. Дневник учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (со страхования).
  4. Дневник учета убытков по договорам, принятым в перестрахование

В страховой организации, как и в любой организации, разрабатывается график документооборота. Этот график устанавливает обоснованное движение документов. В графике указывают приемлемое число подразделений, исполнителей для прохождения каждым первичным документом и устанавливается минимальный срок, в котором находится документ в подразделении. Такие графики документооборота могут разрабатываться с учетом размера организации, структуры управления и т.д. В страховых организациях, прежде всего, нужно организовать документооборот между подразделениями, которые занимаются продажами страховых полисов и бухгалтерией.

По каждому подраздeлению в графике документооборота укaзываются даты сдачи отчетов по заключенным договорам страхования. От вида страхования агенту устанавливаются следующие сроки: не реже одного раза в месяц; каждые две недели; не позднее трех дней после отчетного периода; конкретная дата. Главный бухгалтер осуществляет контроль за соблюдением порядка документооборота [3].

В конце отчетного периода бухгалтер определяет общее количество дел, в которых сгруппированы конкретные учетные документы. Хранение дела не может быть менее пяти лет, а также может устанавливаться срок в соответствии с правилами организации архивного дела. Существует раздел в котором помечают отметкой о создании дела, о выделении дел к уничтожению, о переходящих делах, о передaче дел в другую организацию для продолжения и др. Этот раздел называется «Примечание». Документы текущего года должны находиться на сохранении в бухгалтерии в специальных помещениях, закрытых шкафах. Ответственность несет материально-ответственное лицо. Главный бухгалтер обязан обеспечить сохранность документов, оформить их и передать в архив, а за организацию хранения учетных документов несет руководитель организации.

Храниться могут только подлинники документов, если же эти документы утеряны или повреждены, то хранению подлежат заверенные копии этих документов. Опредeленные учетные документы страховые организации обязаны постоянно хранить до ликвидации данных организаций. Исчисление срока хранения документов начинается с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Документы, которые нужно отобрать на постоянное или длительное хранение, а также документы, которые следует уничтожить, создается специальная экспертная комиссия. Последовательность уничтожения документов организации устанавливается основными правилами работы архивов организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что документирование страховых операций является основой для ведения бухгалтерского учета. Налаженная система документооборота позволит страховым организациям эффективно вести страховое дело.

Читайте также

Список литературы

  1. Бехтерева И.С. Значение и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения // Научно-практический журнал «Аспирант». - 2014. - № 4. - Ростов-на-Дону, ООО «ПРИОРИТЕТ 2014. - С. 106 -109.
  2. Бухгалтерский (финансовый учет): учет производства, капитала, финансовых результатов и финансовая отчетность / Пипко В.А., Булавина Л.Н., Кулиш Н.В., Кузнецова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  3. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях / Пипко В.А., Костюкова Е.И., Кулиш Н.В., Пипко А.В., Кузнецова В.И. – М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС, 2008.
  4. Вещунова, Н. Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях. Учебное пособие / Н. Л. Вещунова. - Издательство: «Проспект», 2011.
  5. Конева А.А. Учет и анализ денежных потоков организации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский государственный аграрный университет. Москва, 2008
  6. Костюкова Е. И., Фролов А. В., Фролова А. А. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. Учебно-практическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 296 с.
  7. Красова, О. С. Бухгалтерский учет в страховании / О.С. Красова – Омега –Л.,2012
  8. Сытник О.Е. Бухгалтерский учет как основа ориентированных на результат экономических расчетов // Международный бухгалтерский учет. -2012. - №13.- С. 28-35.
  9. Сытник О.Е. Интеграция систем финансового и налогового учета в части формирования информации о доходах и расходах организации // Международный бухгалтерский учет.- 2012.- № 21. - С. 2-6.
  10. Тунин С. А., Сытник О. Е. Профессиональное суждение бухгалтера при формировании учетной политики организации // Учетно-аналитические аспекты и перспективы развития инновационной экономики : материалы Международной научно-практической конференции 13-15 апреля 2010 г. – Ставрополь: – ООО «Бюро новостей», 2010. – С. 55-58.
  11. Тунин С. А. Роль профессионального суждения бухгалтера в современной бухгалтерии // Университетская наука – региону: сборник материалов 70-й юбилейной научно-практической конференции. – Ставрополь: АГРУС, 2006. – С. 131-135.
  12. Филина, Ф. Н. Бухгалтерская отчетность страховых организаций. http//rosbuh.senseagensy.ru
  13. Шилова Н. А., Германова В. С., Мариненко А. А. Сравнение качественных характеристик отчетной информации в международной и российской практике учета. Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 2 (2). С. 94-97.
  14. Фролов А. В., Фролова А. А. Формирование учетной политики в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета. В сборнике: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур Сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» «Аграрная наука – Северо-Кавказскому федеральному округу». 2013. С. 111-117.

Цитировать

Бородиенко, В.В. Документирование страховых операций / В.В. Бородиенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3189 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться