Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза — дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно, это в первую очередь связано с реализацией компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1]. Куницина В.Н. определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» [2]. По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [3].
Анализ литературы позволяет сделать вывод что коммуникативная компетентность связана с коммуникативными умениями и способностями, а следовательно напрямую определяется индивидуально-психологическими свойствами личности. Исходя из определения понятия «общительность» как психологической готовности человека к организаторско-коммуникативной деятельности [4], данное свойство личности будущего педагога может рассматриваться как составляющий элемент его коммуникативной компетентности.
В профессиональной деятельности педагога процессы коммуникации играют особую роль, ведь именно коммуникативная деятельность педагога является одним из основных средств и способов обучения и воспитания. Коммуникативная компетентность в профессии педагога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде [5].
Коммуникативная компетентность как часть культуры общения педагога является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога.
Теоретические основы коммуникативной компетентности студентов изучались многими отечественными психологами и педагогами (И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина. В исследованиях коммуникативной компетентности учителей чаще всего научному анализу подвергались коммуникативные навыки и умения учителя (Бодалев А.А., Кан-Калик В.А., Маркова А.К., и др.).
В этой связи актуальной проблемой становится исследование содержания коммуникативной компетентности студентов, выявление возможностей управления процессом формирования навыков продуктивного профессионального общения в сфере педагогической деятельности. Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов управлять процессом обучения и воспитания, применять коммуникативные технологии, строить эффективное взаимодействие с учащимися.
Цель настоящего исследования
Выявление связи между уровнем общительности студентов педагогических специальностей и их коммуникативными и организаторскими способностями.
Объект исследования
Коммуникабельность как профессионально-значимое качество студентов педагогических специальностей.
Предмет исследования
Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении студентов педагогических специальностей.
В исследовании приняли участие студенты 2-го курса факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ. Общее количество выборки: 25 человек. Возраст: от 18 до 20 лет.
Исследование осуществлялось с помощью следующих методик: 1) «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); 2) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского).
Для выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей мы использовали методику «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты представлены на рис. 1.
Согласно результатам методики нами было выявлено, что у 48% опрошенных отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. 28% студентов имеют уровень ниже среднего. Тем самым, подавляющее большинство студентов — 72% опрошенных, не стремятся к общению, многим из них характерна интроверсия. В процессе адаптации к профессиональной деятельности педагога, в период прохождения педагогической практики данные группы студентов будут испытывать существенные трудности при вхождении в новый коллектив, знакомстве с классом, установлении доверительных отношений с учащимися и воспитуемыми. Более того, при низком уровне коммуникативных умений студенты испытывают большие трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения, не проявляют инициативы в общественной деятельности.
Средний уровень коммуникативных и организаторских способностей выявлен у 4% студентов, они стремятся к контактам с людьми, стараются отстаивать свое мнение, планировать свою работу. Высокий уровень отмечен также у 4% студентов. Данный уровень коммуникативных способностей характеризуется инициативностью в общении, склонностью к самостоятельным решениям в трудных ситуациях. Низкие процентные показатели среди студентов на среднем и высоком уровнях скорее всего обусловлены тем, что потенциал способностей при таких значениях не отличается высокой устойчивостью, постоянно колеблется, поэтому данным студентам следует развивать и совершенствовать свои коммуникативные и организаторские умения. Очень высоким уровнем способностей, согласно результатам методики отличаются 16% студентов. Данный уровень способностей позволяет студентам быстро ориентироваться в трудных педагогических ситуациях, с легкостью адаптироваться в новом коллективе, самостоятельно организовывать процесс взаимодействия с учащимися.

С помощью методики «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского нами было выявлено, что 32% опрошенных студентов обладают нормальным уровнем коммуникабельности, который характеризуется любознательностью, способностью слушать интересного собеседника, отстаивать свою точку зрения. У 12% студентов отмечается более низкий уровень общительности, который связан с определенными проблемы при установлении контактов с новыми людьми, способностью отстаивать свою точку зрения. 28% студентов отличаются высоким уровнем общительности: любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми людьми, любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Основными коммуникативными трудностями с которыми сталкивается данная группа студентов являются: низкий уровень усидчивости, терпения, целеустремленности при решении проблем в процессе общения. Повышенный уровень общительности отмечен у 16% студентов. Они общительны, всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. По этой самой преподаватели и сокурсники могут относится к ним с некоторой опаской и сомнениями. Студентов с болезненным характером коммуникабельности 8%, согласно результатам. Они говорливы, многословны, вмешиваются в дела, которые не имеют к ним никакого отношения, часто становятся источником разного рода конфликтов в своем социальном окружении. У 4% студентов выявлен пониженный уровень коммуникабельности — они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество.

По результатам двух проведенных методик была составлена таблица (таблица № 1), которая отражает уровень развития коммуникативных и организаторских способностей и уровень общительности у каждого из опрошенных студентов. Как видно из результатов у многих студентов выявлена прямая пропорциональная зависимость между двумя показателями: чем выше уровень общительности тем выше уровень КОС. Так, высокий и очень высокий уровень КОС встречается в основном лишь у студентов с высоким или даже повышенным уровнем общительности. С другой стороны, низкий уровень развития КОС выявлен у студентов с нормальной общительностью и студентов закрытых для общения, малоинициативных и замкнутых.
№ | Уровень коммуникативных и организаторских способностей | Уровень общительности |
1 | Низкий | 18 |
2 | Высокий | 12 |
3 | Низкий | 12 |
4 | Ниже среднего | 7 |
5 | Средний | 28 |
6 | Ниже среднего | 8 |
7 | Низкий | 18 |
8 | Низкий | 12 |
9 | Ниже среднего | 16 |
10 | Высокий | 4 |
11 | Высокий | 2 |
12 | Очень высокий | 3 |
13 | Ниже среднего | 5 |
14 | Высокий | 9 |
15 | Ниже среднего | 10 |
16 | Низкий | 19 |
17 | Ниже среднего | 11 |
18 | Низкий | 18 |
19 | Низкий | 18 |
20 | Ниже среднего | 18 |
21 | Низкий | 17 |
22 | Низкий | 16 |
23 | Низкий | 22 |
24 | Низкий | 19 |
25 | Низкий | 18 |
На основании результатов методики «Оценка уровня общительности» мы смогли выделить 3 примерно одинаковые по численности группы студентов в зависимости от уровня их общительности: студенты с повышенным, высоким и нормальным уровнями. Для выявления связей между уровнем общительности и уровнем развития коммуникативной компетентности мы сопоставили значения коэффициентов коммуникативных и организаторских умений с результатами методики оценки общительности.
На основании данного сравнения (таблица 2) мы пришли к следующим заключениям. Во-первых: среди студентов с нормальным уровнем общительности отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Во-вторых: высокие показатели развития коммуникативных и организаторских способностей отмечается в группе студентов с повышенным уровнем общительности. В-третьих: среди студентов с высоким уровнем общительности представлен в основном средний уровень развития коммуникативных умений и низкий уровень развития организаторских умений.
Уровень общительности (группа) | Количество баллов | Уровень коммуникативных способностей | Уровень организаторских способности |
Повышенный (7 студентов) | 2 | очень высокий | очень высокий |
3 | очень высокий | очень высокий | |
4 | высокий | очень высокий | |
5 | средний | ниже среднего | |
7 | очень высокий | ниже среднего | |
8 | ниже среднего | ниже среднего | |
Высокий (6 студентов) | 9 | очень высокий | низкий |
10 | средний | очень высокий | |
11 | низкий | низкий | |
12 | ниже среднего | низкий | |
12 | средний | низкий | |
12 | средний | высокий | |
Нормальный (8 студентов) | 16 | ниже среднего | ниже среднего |
16 | низкий | низкий | |
17 | низкий | низкий | |
18 | низкий | низкий | |
18 | ниже среднего | ниже среднего | |
18 | низкий | ниже среднего | |
18 | низкий | низкий | |
18 | низкий | низкий |
Проведенное исследование позволили нам сформулировать следующие выводы:
- Более 70% студентов второго курса отличаются низким или ниже среднего уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей;
- Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей — это динамичный процесс, одними из основных компонентов которого являются общительность и коммуникативные умения личности;
- Психологические условия развития коммуникативной сферы будущих педагогов связаны с совершенствованием коммуникативных способностей личности студентов и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки;
- Процесс формирования коммуникативной компетентности должен предполагать высокий уровень коммуникабельности студента, как способности к общению, установке связей, контактов, организации совместной деятельности;
- Наличие такого личностного качества как «общительность» не является основанием, или источником для формирования коммуникативной компетентности.