Общительность — компонент коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена исследованию коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей. Анализируются результаты диагностики общительности студентов, их коммуникативных и организаторских способностей.

Ключевые слова

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза — дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно, это в первую очередь связано с реализацией компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1]. Куницина В.Н. определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» [2]. По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [3].

Анализ литературы позволяет сделать вывод что коммуникативная компетентность связана с коммуникативными умениями и способностями, а следовательно напрямую определяется индивидуально-психологическими свойствами личности. Исходя из определения понятия «общительность» как психологической готовности человека к организаторско-коммуникативной деятельности [4], данное свойство личности будущего педагога может рассматриваться как составляющий элемент его коммуникативной компетентности.

В профессиональной деятельности педагога процессы коммуникации играют особую роль, ведь именно коммуникативная деятельность педагога является одним из основных средств и способов обучения и воспитания. Коммуникативная компетентность в профессии педагога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде [5].

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения педагога является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога.

Теоретические основы коммуникативной компетентности студентов изучались многими отечественными психологами и педагогами (И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина. В исследованиях коммуникативной компетентности учителей чаще всего научному анализу подвергались коммуникативные навыки и умения учителя (Бодалев А.А., Кан-Калик В.А., Маркова А.К., и др.).

В этой связи актуальной проблемой становится исследование содержания коммуникативной компетентности студентов, выявление возможностей управления процессом формирования навыков продуктивного профессионального общения в сфере педагогической деятельности. Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов управлять процессом обучения и воспитания, применять коммуникативные технологии, строить эффективное взаимодействие с учащимися.

Цель настоящего исследования

Выявление связи между уровнем общительности студентов педагогических специальностей и их коммуникативными и организаторскими способностями.

Объект исследования

Коммуникабельность как профессионально-значимое качество студентов педагогических специальностей.

Предмет исследования

Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении студентов педагогических специальностей.

В исследовании приняли участие студенты 2-го курса факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ. Общее количество выборки: 25 человек. Возраст: от 18 до 20 лет.

Исследование осуществлялось с помощью следующих методик: 1) «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); 2) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского).

Для выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей мы использовали методику «Коммуникативные и организаторские склонности». Результаты представлены на рис. 1.

Согласно результатам методики нами было выявлено, что у 48% опрошенных отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. 28% студентов имеют уровень ниже среднего. Тем самым, подавляющее большинство студентов — 72% опрошенных, не стремятся к общению, многим из них характерна интроверсия. В процессе адаптации к профессиональной деятельности педагога, в период прохождения педагогической практики данные группы студентов будут испытывать существенные трудности при вхождении в новый коллектив, знакомстве с классом, установлении доверительных отношений с учащимися и воспитуемыми. Более того, при низком уровне коммуникативных умений студенты испытывают большие трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения, не проявляют инициативы в общественной деятельности.

Средний уровень коммуникативных и организаторских способностей выявлен у 4% студентов, они стремятся к контактам с людьми, стараются отстаивать свое мнение, планировать свою работу. Высокий уровень отмечен также у 4% студентов. Данный уровень коммуникативных способностей характеризуется инициативностью в общении, склонностью к самостоятельным решениям в трудных ситуациях. Низкие процентные показатели среди студентов на среднем и высоком уровнях скорее всего обусловлены тем, что потенциал способностей при таких значениях не отличается высокой устойчивостью, постоянно колеблется, поэтому данным студентам следует развивать и совершенствовать свои коммуникативные и организаторские умения. Очень высоким уровнем способностей, согласно результатам методики отличаются 16% студентов. Данный уровень способностей позволяет студентам быстро ориентироваться в трудных педагогических ситуациях, с легкостью адаптироваться в новом коллективе, самостоятельно организовывать процесс взаимодействия с учащимися.

</strong> Коммуникативные и организаторские способности студентов
Рисунок 1. Коммуникативные и организаторские способности студентов

С помощью методики «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского нами было выявлено, что 32% опрошенных студентов обладают нормальным уровнем коммуникабельности, который характеризуется любознательностью, способностью слушать интересного собеседника, отстаивать свою точку зрения. У 12% студентов отмечается более низкий уровень общительности, который связан с определенными проблемы при установлении контактов с новыми людьми, способностью отстаивать свою точку зрения. 28% студентов отличаются высоким уровнем общительности: любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми людьми, любят быть в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Основными коммуникативными трудностями с которыми сталкивается данная группа студентов являются: низкий уровень усидчивости, терпения, целеустремленности при решении проблем в процессе общения. Повышенный уровень общительности отмечен у 16% студентов. Они общительны, всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца. По этой самой преподаватели и сокурсники могут относится к ним с некоторой опаской и сомнениями. Студентов с болезненным характером коммуникабельности 8%, согласно результатам. Они говорливы, многословны, вмешиваются в дела, которые не имеют к ним никакого отношения, часто становятся источником разного рода конфликтов в своем социальном окружении. У 4% студентов выявлен пониженный уровень коммуникабельности — они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество.

</strong> Оценка уровня общительности студентов
Рисунок 2. Оценка уровня общительности студентов

По результатам двух проведенных методик была составлена таблица (таблица № 1), которая отражает уровень развития коммуникативных и организаторских способностей и уровень общительности у каждого из опрошенных студентов. Как видно из результатов у многих студентов выявлена прямая пропорциональная зависимость между двумя показателями: чем выше уровень общительности тем выше уровень КОС. Так, высокий и очень высокий уровень КОС встречается в основном лишь у студентов с высоким или даже повышенным уровнем общительности. С другой стороны, низкий уровень развития КОС выявлен у студентов с нормальной общительностью и студентов закрытых для общения, малоинициативных и замкнутых.

Таблица 1. Сопоставление уровня КОС и уровня общительности.

Уровень коммуникативных и организаторских способностей

Уровень общительности

1

Низкий

18

2

Высокий

12

3

Низкий

12

4

Ниже среднего

7

5

Средний

28

6

Ниже среднего

8

7

Низкий

18

8

Низкий

12

9

Ниже среднего

16

10

Высокий

4

11

Высокий

2

12

Очень высокий

3

13

Ниже среднего

5

14

Высокий

9

15

Ниже среднего

10

16

Низкий

19

17

Ниже среднего

11

18

Низкий

18

19

Низкий

18

20

Ниже среднего

18

21

Низкий

17

22

Низкий

16

23

Низкий

22

24

Низкий

19

25

Низкий

18

На основании результатов методики «Оценка уровня общительности» мы смогли выделить 3 примерно одинаковые по численности группы студентов в зависимости от уровня их общительности: студенты с повышенным, высоким и нормальным уровнями. Для выявления связей между уровнем общительности и уровнем развития коммуникативной компетентности мы сопоставили значения коэффициентов коммуникативных и организаторских умений с результатами методики оценки общительности.

На основании данного сравнения (таблица 2) мы пришли к следующим заключениям. Во-первых: среди студентов с нормальным уровнем общительности отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Во-вторых: высокие показатели развития коммуникативных и организаторских способностей отмечается в группе студентов с повышенным уровнем общительности. В-третьих: среди студентов с высоким уровнем общительности представлен в основном средний уровень развития коммуникативных умений и низкий уровень развития организаторских умений.

Таблица 2. Сопоставление групп студентов с различным уровнем общительности.

Уровень общительности (группа)

Количество баллов

Уровень коммуникативных способностей

Уровень организаторских способности

Повышенный

(7 студентов)

2

очень высокий

очень высокий

3

очень высокий

очень высокий

4

высокий

очень высокий

5

средний

ниже среднего

7

очень высокий

ниже среднего

8

ниже среднего

ниже среднего

Высокий

(6 студентов)

9

очень высокий

низкий

10

средний

очень высокий

11

низкий

низкий

12

ниже среднего

низкий

12

средний

низкий

12

средний

высокий

Нормальный

(8 студентов)

16

ниже среднего

ниже среднего

16

низкий

низкий

17

низкий

низкий

18

низкий

низкий

18

ниже среднего

ниже среднего

18

низкий

ниже среднего

18

низкий

низкий

18

низкий

низкий

Проведенное исследование позволили нам сформулировать следующие выводы:

  1. Более 70% студентов второго курса отличаются низким или ниже среднего уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей;
  2. Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей — это динамичный процесс, одними из основных компонентов которого являются общительность и коммуникативные умения личности;
  3. Психологические условия развития коммуникативной сферы будущих педагогов связаны с совершенствованием коммуникативных способностей личности студентов и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки;
  4. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен предполагать высокий уровень коммуникабельности студента, как способности к общению, установке связей, контактов, организации совместной деятельности;
  5. Наличие такого личностного качества как «общительность» не является основанием, или источником для формирования коммуникативной компетентности.

Читайте также

Список литературы

  1. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002. – 256 с.
  2. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Пи-тер, 2001. – 544 с.
  3. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 96 с.
  4. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 190 с.
  5. Белого, Н.В. Развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов – психологов в образовательной среде вуза / [Электронный ресурс] // http://www.rusnauka.com/13_EISN_2012/Pedagogica/2_109344.doc.htm

Цитировать

Глаголева, К.С. Общительность — компонент коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей / К.С. Глаголева, Е.И. Норкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3226 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться