Влияние маркетинговых стратегий предприятий общественного питания на устойчивую работу в условиях нестабильной экономической ситуации

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена разработка маркетинговых стратегий предприятий общественного питания. Указана актуальность в связи с высоким уровнем спроса на услуги предприятий общественного питания, которые работают, используя в своем меню продукты, полученные с помощью последних научных достижений в областях селекции и биотехнологии, представлена роль маркетинговых стратегий предприятий общественного питания г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях нестабильной экономической ситуации.

Ключевые слова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, УСТОЙЧИВАЯ РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

Текст научной работы

В настоящее время питание в общественных местах стало очень популярным. Все большее число россиян используют услуги празднования знаменательных событий или для деловых встреч, посещают столовые, закусочные, кафе быстрого питания, чтобы пообедать или поужинать в течении рабочего дня. Граждане питаются вне дома во время кратковременных экскурсий или длительных путешествий, или при желании освободить себя от повседневных бытовых дел и направиться в ресторан, бар или кафе, чтобы насладиться вкусным и оригинальным блюдом. Безусловно, существует множество причин, по которым люди питаются вне дома.

В связи с высоким спросом на услуги предприятия общественного питания, которые предоставляют максимальные условия для комфортного питания вне дома (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, кафетерии, кофейни, фуд-корты и т.д.) появились и с каждым годом все больше появляются разнообразные предприятия общественного питания. В связи с такой обстановкой на рынке общественного питания успешно развиваются только те предприятия, которые удовлетворяют высоким требованиям конкуренции, используя в своем меню продукты полученные с помощью последних научных достижений селекции и биотехнологии.

В своей статье [1,57-59] отмечает, что на конкурентоспособность предприятия определяется современными методами экономического и финансового анализа, который позволяет достаточно достоверно определить основные источники финансовых и бизнес рисков организации и предусмотреть необходимые мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса. В процессе достижения устойчивого положения предприятия и конкурентоспособности менеджмент организации определяет основные проблемы предприятия, разрабатывает мероприятия по устранению данных проблем и проводит оценку экономической целесообразности реализации предлагаемых мероприятий.

Таким образом, одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятий общественного питания является маркетинговая деятельность предприятия, которая состоит из следующих этапов.

Разработка маркетинговой стратегии. Перед тем как разработать маркетинговую стратегию предприятия необходимо установить цели компании. Цели могут быть следующими:

  • максимизация прибыли от реализации продукции (повышение стоимости заведения);
  • концентрация на качестве обслуживания и ориентация на клиентов;
  • завоевание статуса популярного заведения;
  • проникновение (выход) на рынок;
  • формирование и повышение лояльности клиентов и др.

Разработка стратегии маркетинга предприятия общественного питания предполагает определенные действия с учетом поставленной цели. В связи с конкретной целью образуется ряд задач.

  1. Например, product - расширение ассортимента блюд; price - предложение бизнес-ланчей по выгодной цене; place - расширение сети в городе; promotion - организация рекламной кампании; people - поиск нового шеф-повара; process - повышение качества обслуживания; physical evidence - смена интерьера.
  2. Необходимо выделить сегмент, на который будет ориентироваться компания с учетом ее интересов. Основная цель сегментации - не распылять усилия ресторана по всему городу, а сосредоточить их на конкретных сегментах, так как невозможно удовлетворить потребности всех клиентов одновременно.
  3. Сделать анализ товарной политики предприятия общественного питания, а именно анализ ассортимента; сравнение ассортимента с основными прямыми конкурентами; выявление направлений развития в соответствии с поставленной целью; анализ сырьевой ситуации (основных поставщиков товаров и услуг).
  4. Провести анализ ценовой политики: определить издержки на производство и реализацию продукции; сравнить с ценами основных прямых конкурентов; определить ценовую стратегию в соответствии с целью.
  5. Оценить уровень предоставляемых услуг: уровень и качество обслуживания, анализ кадрового состава, оценка имиджа ресторана.
  6. Анализ коммуникационной политики: определение эффективности предыдущих рекламных кампаний, разработка новой рекламной деятельности и расчет ее бюджета с учетом поставленной цели.
  7. Проведение SWOT-анализа[ 3, 29-31].

Анализ макросреды. В условиях макросреды относительно ресторанного бизнеса необходимо обозначить следующие наиболее значимые параметры:

  • оборот общественного питания (в динамике за последние 5 лет);
  • доля расходов на питание вне дома в общей структуре расходов населения (в динамике за последние 5 лет);
  • показатели уровня жизни населения: среднедушевые денежные доходы населения (в динамике за последние 5 лет);
  • среднемесячная заработная плата, средний размер месячных пенсий (в динамике за последние 5 лет);
  • структура населения по доходам (в динамике за последние 5 лет);
  • половозрастной состав населения (в динамике за последние 5 лет);
  • уровень образования населения (в динамике за последние 5 лет};
  • структура населения по занятости и профессиям (в динамике за последние 5 лет);
  • индексы цен на услуги общественно;
  • уровень инфляции [4, 54-57].

На основе вышеперечисленных параметров делается вывод насколько устойчиво предприятие общественного питания в данной окружающей среде. Также необходимо провести анализ социально-экономического кружения, которое влияет на дальнейшее развитие предприятия (например, снижение уровня безработицы).

  • Анализ мирового рынка. Анализ мирового рынка особенно важно проводить для предприятий быстрого питания (фаст-фудов), т.к. на российский рынок постоянно выходят крупные представители мирового рынка общественного питания, которые уже завоевали своего потребителя [2, 59-60].
  • Комплексный анализ рынка общественного питания. На данном этапе происходит оценка рынка общественного питания по следующим направлениям:
    • Структура рынка - число предприятий общественного питания с их группировкой по видом, районам размещения и специализации (в динамике за последние 5 лет). Выявляются наиболее распространенные направления бизнеса и тенденции развития рынка, а также наименее развитые направления (которые в последствии могут рассматриваться как ниши для развития бизнеса компании).
    • Ценовая ситуация на рынке - разделение предприятий общественного питания по ценовым диапазонам (сегментам), средние цены на отдельные ассортиментные позиции.
    • Емкость рынка (текущая и потенциальная) – уровень необходимости определенного типа предприятия питания в данном сегменте рынка.
    • Конкурентный анализ рынка - описание основных российских конкурентов предприятия (прямых и косвенных), расчет долей рынка крупнейших игроков, расчет индексов концентрации, построение конкурентной карты рынка, SWOT-анализ для основных конкурентов.

Наличие на рынке сетевых структур[5].

Проведение такого комплексного анализа позволяет выявить специфику рынка и ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, а также показывающие перспективы развития, проблемы и незаполненные ниши, существующие на рынке.

Изучение особенностей потребительского поведения и сегментация рынка. Для характеристики поведения потребителей необходимо проанализировать следующие показатели:

  • наиболее популярные среди потребителей виды и специализации общественного питания (полученные данные могут не совпадать с данными официальной статистики о количестве предприятий разного вида, т.к. при открытии новых заведений не всегда учитываются предпочтения потребителей, поэтому в некоторых сегментах существует практически полностью неудовлетворенная потребность);
  • предпочитаемые российские и зарубежные марки по основным направлениям работы предприятия (например, наиболее популярные бренды на рынке фаст-фуда);
  • предпочитаемые места питания вне дома (например, уличный фаст-фуд, ресторан, кафе или фуд-корт);
  • частота посещения заведений общественного питания данного вида (как в целом, так и по возрастным группам, по доходу, по полу и профессиональному статусу);
  • мотивация посещения заведений общепита (удобство, быстрота, приятное времяпровождение, разнообразное меню с использованием продуктов питания на основе сельскохозяйственной продукции, выращенной в ленинградской области с использованием последних достижений селекции и биотехнологии, высокий уровень сервиса и пр.);
  • осведомленность о данном предприятии и его основных конкурентах;
  • традиции посещения предприятий общественного питания (праздник, обед, деловая встреча и др.)

Сегментация проводится по двум основным направлениям:

  • Индивидуальные потребители, которых можно разделить по возрасту, по доходу, по месту жительства, по семейному статусу, по стилю жизни.
  • Корпоративные клиенты, которые делятся по следующим признакам: сфера бизнеса (строительство, розничная торговля и т.д.); размер организации, активность посещения заведения, цель посещения (бизнес-ланчи, корпоративные мероприятия и и т.д.).

В отдельную группу можно также выделить заказные мероприятия (свадьбы, юбилеи и т.д.) [6].

В результате такого анализа выявляется тот сегмент потребителей, который является целевым для данной компании, т.к. его потребности еще не удовлетворены.

На примере сети семейных ресторанов Bona Capona города Санкт-Петербурга проведем анализ действий компании, которые осуществляются с целью повышения конкурентоспособности.

Основная цель представленной компании - максимизация прибыли по средствам повышения качества обслуживания и индивидуального подхода к каждому клиенту.

Целевая аудитория этой компании – семейные и деловые люди, т.е. сегментация происходит по семейному статусу и стилю жизни, таким образом указанная цель достигается путем определенных инструментов стратегического маркетинга, которые рассмотрим ниже

  1. Все рестораны сети Bona Capona находятся в спальных районах (станции метро Комендантский проспект, Озерки, проспект Ветеранов, Международная и город Пушкин в Ленинградской области), где располагается много жилых домов, школ, детских садов, и таким образом концепция ресторана «семейный» очень актуальна. Во-вторых, рестораны построены рядом с бизнес-центрами, вследствие чего делается упор на предоставление бизнес-ланчей, таким образом, охватываются как индивидуальные, так и корпоративные клиенты. Помимо этого в ресторанах Bona Capona есть отдельные банкетные залы для проведения различного рода мероприятий (свадьбы, юбилеи, конференции, деловые встречи, встречи по интересам и т.д.), что остается актуальным всегда.
  2. Периодически в ресторанах проводятся детские и взрослые мастер-классы с целью удержания постоянных гостей и приобретения новых.
  3. Постоянное обучение и повышение опыта сотрудников с помощью проведения тренингов внутри компании, аттестации сотрудников, горизонтальной и вертикальной ротацией, а также ротацией сотрудников между ресторанами.
  4. Введение сезонного меню и периодическое обновление основного меню и карты бара.
  5. Сотрудничество с другими компаниями с использованием крос-маркетинга, такими как City банк, спортклуб «Extra sport», журнал «Ординаръ».
  6. Руководство компании Bona Capona периодически посещает Италию, чтобы привнести новшество в меню ресторанов и культуру обслуживания, аутентичное данной стране.
  7. Безусловно, самыми крупными конкурентами сети ресторанов Bona Capona является крупный проект «Ginza project», который работает также и на мировом рынке (США). По сравнению с данным конкурентом ценовой уровень ресторанов Bona Capona остался на прежнем месте, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию и введение санкций со стороны Евросоюза.
  8. В компании ведется активное внедрение оригинального сервиса, например, приготовление напитков, соусов, блюд прямо перед гостями; вынос блюд не только официантами, но и поварами ресторанов; индивидуальный подход к гостю – приготовление блюд не только по меню, но и по личным пожеланиям гостя.

Выше перечисленные маркетинговые инструменты позволяют сети ресторанов Bona Capona занимать устойчивое положение на рынке ресторанного бизнеса, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране.

Читайте также

Список литературы

  1. Ковалева Н.А. Методы регулирования остатков денежных средств //Вестник российской академии естественных наук. – 2011. - №3. – 59-57с.
  2. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень N 6, 2006 – 59-60с.
  3. Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг. – 2006. - №1. –29-31с.
  4. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. - М.: Экономика, 2005- 54-57с.
  5. http://marketing.rbc.ru/research/562949991834927.shtml
  6. http://www.creativeconomy.ru/articles/11609/

Цитировать

Ковалёва, Л.И. Влияние маркетинговых стратегий предприятий общественного питания на устойчивую работу в условиях нестабильной экономической ситуации / Л.И. Ковалёва, Н.А. Ковалёва, Ю.А. Лопырева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3232 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться