К вопросу о формировании «облачного инструментария» современного педагога

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается внедрение облачных технологий в образовательный процесс, формирование «облачного инструментария» современного педагога. Приводятся аналоги нативным и настольным приложениям в виде web-сервисов, их виды и назначение в образовательной сфере. Влияние, которое оказывают облачные технологии на субъектов образовательного процесса, характеризуется, как мобильное, эффективное и целенаправленное на успех.

Ключевые слова

ОБЛАЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, WEB-СЕРВИС, ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB 20, СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ

Текст научной работы

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях и практика применения интернет-технологий уже не первый год входят в число приоритетных задач государственной политики в сфере российского образования. Как отмечает Л. Л. Босова, «современное образование требует современных образовательных ресурсов, и важно, чтобы они эффективно пользовались в учебном процессе». Поэтому информирование учителей о возможностях интернет-технологий, о том, как они могут упростить учебный процесс и одновременно повысить качество обучения - важнейшая задача современного образования.

До настоящего времени использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе облачных не является обязательным. С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения ситуация существенно изменилась. Данный документ фактически обязывает педагогов использовать ИКТ в образовательном процессе, а также научить разумно и эффективно использовать их в работе учащихся [1].

Основной целью образовательных инноваций становится создание условий для всестороннего развития участников образовательного процесса. Реализация данного принципа подразумевает комплексную корректировку важнейших компонентов системы обучения, ее содержания, методов, инфраструктуры, направленных на развитие ключевых образовательных компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся в ученическом коллективе и занятие ими более активных позиций в рамках учебного процесса.

Многие школы города постепенно внедряют информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс, вырабатывается системный подход и накапливается опыт. Но время идет вперед, возникает необходимость в информировании о новинках, что влечет разработку новой методики применения технологий в учебном процессе.

Необходимым условием современного образования является его качество при сохранении функциональности и соответствия перспективным и актуальным потребностям личности, общества, государства. Ученики школ - активные члены информационного общества. При нарастающем потоке информации меняется и роль педагога в информационной культуре. Учитель должен стать координатором информационного потока. Поэтому современному педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, которые он свободно будет использовать на уроках.

Одна из новых информационных технологий является технология Web 2.0. Этот термин обозначает второе поколение сетевых сервисов, позволяющие пользователю передвигаться по сети Интернет, осуществлять совместную работу в режиме реального времени, размещать текстовую и медиа-информацию. Благодаря данной технологии люди становятся не пассивными потребителями информации, а источниками новых знаний.

Особенностью Web 2.0 является организация коллективной деятельности, а именно: общение в режиме реального времени; создание, использование и совместное редактирование текстовых, гипертекстовых документов, электронных таблиц, презентаций; поиск и хранение информации; использование календарей и расписаний.

Использование Web 2.0 в обучении способствует определить ученикам, каких знаний им не хватает, какая информация им нужна, где и как ее получить. Оптимизация учебного процесса позволяет обращаться к новым технологиям, которые представляют собой web-сервисы.

Идея использования в учебном процессе облачных технологий состоит в том, чтобы минимизировать материальные расходы, увеличить базу используемых программ, расширить их технические возможности, а также соответствовать требованиям новых стандартов. Ключевым следствием внедрения облачных технологий является существенное повышение мобильности ученика и педагога.

Активное развитие облачных технологий по всем направлениям позволяет сформировать «облачный инструментарий» современного педагога. Структура «облачного инструментария» современного школьного учителя может включать в себя такие блоки как облачные сервисы общего назначения, агрегаторы учетных записей, облачные офисные приложения, облачные презентации, графические облачные сервисы, специализированные облачные сервисы.

Облачные сервисы общего назначения можно использовать как инструмент для обмена данными, хранилище контента, вспомогательный педагогический ресурс. В данный блок включены поисковые системы, хостинги картинок, -аудио, -видео файлов.

Любой web-сервис требует авторизированного доступа. Некоторые из них поддерживают доступ с помощью учетных записей популярных социальных и почтовых ресурсов. В данном случае полезно использовать агрегатор учетных записей для консолидации от большого количества сайтов и объединения их в одну универсальную.

Облачные офисные приложения заменяют такие популярные офисные пакеты, как MS Office и OpenOffice. Существуют эффективные облачные аналоги данным незаменимым программным продуктам, которые реализуют почти все функции и являются бесплатными. Примерами являются CrocoDoc (совместное редактирование документов, распространенные офисные форматы, графика, формат PDF, автоматическая загрузка screenshot страницы, работа в совместном режиме редактирования с другим человеком), Google Docs (включает в себя текстовый, табличный, сервис для создания презентаций, облачное хранение данных, файлообмен). Также существует множество других online-сервисов для работы с текстом от блокнотов для заметок до мощного текстового процессора.

Блок облачных презентаций включает в себя инновационные web-сервисы, в которых возможно создание нелинейных презентаций. Примером такого сервиса является Prezi.com. Материал в данном сервисе изображен в виде цельной картины, которая позволяет легко воспринимать информацию и работать с ней. Возможна работа в коллективном режиме. Prezi.com доступен в виде десктопного и нативного приложения, которое можно загрузить через AppStory и Play Market.

Компьютерная графика сейчас используется всеми участниками учебного процесса, поэтому были созданы и графические облачные сервисы. Идеальным решением для замены редактора Photoshop и Gimp выступает сервис Pixlr.com. В его состав входят такие сервисы как: Pixlr Editor (полнофункциональный графический редактор, поддержка нескольких языков, работа с изображениями высокого качества, поддерживает множество функций из дорогостоящей программы Photoshop), Pixlr Express (быстрая обработка изображений, содержит основные функции такие как, изменение разрешения изображения, обрезка, эффекты, тени), Pixlr-o-matric (возможность работы с растровыми изображениями с помощью вложенных шаблонов), Pixlr imm.io (хостинг для графических файлов), Pixlr Grabber (надстройка браузера, производящая «захват» изображения с web-страниц, которые просматривает пользователь). Данная серия online-сервисов имеет нативные версии.

Специализированные облачные сервисы отражают специфику отдельного предмета. Примерами являются ленты времени[2], картографические сервисы, переводчики, интеллект-карты[3] и т.п.

В структуре современного облачного программного обеспечения выделяются комплексные решения, которые могут быть использованы для решения широкого спектра (в том числе педагогических) задач. Примером такого комплексного решения может быть Google Apps. Данный набор современных web-сервисов для общения и совместной работы помогают школьникам получать навыки, необходимые им как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Google Apps не требуют дополнительного аппаратного оборудования, программного обеспечения. Кроме того, они бесплатны для учебных заведений. Google Apps позволяют избавиться от необходимости организовывать предоставление услуг потребительского характера, таких как обслуживание электронной почты и системы календарей, и сконцентрироваться на тех вещах, которыми мы и должны заниматься, например, на расширении ресурсов для более качественного преподавания, обучения и создания проектов различного уровня.

Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами – от личных ноутбуков до школьных компьютеров и сотовых телефонов. Используя любое из этих устройств, можно получить доступ к почте, календарю и чату, получить SMS-уведомления о мероприятиях в календаре. Основной пакет Google Apps для учебных заведений включает следующие компоненты: Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов. Календарь Google: учащиеся могут составлять свое расписание и обмениваться календарями и мероприятиями. Google Talk: учащиеся могут звонить своим знакомым и отправлять им мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира. Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира. Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, Web-содержания и другой информации на одном сайте. Google-видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.

Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе [4], поскольку они дают большую свободу и учащимся, и педагогам, и родителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, вторым - применять современные подходы к обучению, а третьим принимать непосредственное участие в процессе обучения и воспитания своих детей. Поэтому применение «облачного инструментария» в учебном процессе является отличной перспективой.

Читайте также

Список литературы

  1. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии.-2014.-№ 4.
  2. Никифоров, О.Ю. Проект открытой информационной системы «История философских идей»/О.Ю. Никифоров, Н.А. Ястреб//Философские проблемы информационных технологий и киберпространства.-Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет.-2013.-№2.- c. 68-73.
  3. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Использование современных интернет-сервисов для работы с интеллект-картами//Современные научные исследования и инновации.-2013.-№4.
  4. Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе//Современная педагогика. 2014. № 1.

Цитировать

Корепина, Т.А. К вопросу о формировании «облачного инструментария» современного педагога / Т.А. Корепина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3263 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться