Социальная сеть как материал для психолого-педагогической диагностики учащихся образовательного учреждения

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В настоящей статье рассмотрено применение информационных материалов, содержащихся в анкете учащихся в социальных сетях. Даны рекомендации по обращению ключевых узлов в информации и его применения в диагностике.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Текст научной работы

Российское общество, пережив распад Советского Союза, и шагнув с надеждой в третий миллениум, оказалось в пучине множества новых вызовов и проблем. Данный феномен активно затронул практически все сферы жизни социума. Не обошло это явление и педагогическую науку, ускоренными темпами стремящуюся избрать наилучший инструментарий для образовательного процесса.

Проблемы XXI века оказались для российского педагога во многом непонятны и тяжелы для понимания. Те противоречия, с которыми столкнулось российское педагогическое сообщество, ранее не встречались на практике, и в целом являются беспрецедентными в виду отсутствия опыта их конструктивного решения.

Возможно, одной из самых серьезных проблем следует считать слабость моста взаимоотношений между педагогом и учащимся. Экономический рывок Российской Федерации с начала 2000-ых задал такой энергичный ритм развитию социума. Вполне обыденными стали такие явления, как доступная для рядовых граждан сеть Интернет, повсеместность it-технологий в быту, плюрализм взглядов и приобщение к той или иной социальной группе. Педагог мог растеряться, запутаться, попросту не успеть «за трендом», и печальным результатом того становилось недопонимание, или, если точнее, непонимание учителем нужд и чаяний учащихся [1, С.289].

Эффективность управления образовательным процессом зависит от оперативной диагностической системы, позволяющей владеть необходимой информацией для контент-анализа, что, однако, может быть ограничено в связи с неподготовленностью педагога к грамотной обработке информации [2, С.131].

Следствием этому является ослабление не только конструктивного и позитивного решения педагогических задач в классном коллективе, но и нарушение образовательного процесса на уроке. Педагог, не обладающий достаточным авторитетом и не имеющим жесткого морально-душевного стержня, имеет риск быть раздавленным от всеобщего нарушения дисциплины, атмосферы недоверия и нежелания делиться своими бедами и проблемами. Это явление становится повсеместным: все чаще в СМИ мы видим нелицеприятные сцены деструктивного решения проблемы учителя и класса, доходящего до физического рукоприкладства с той или иной стороны.

Ситуацию во многом может исправить устойчивый канал оперативной информации о внешкольной жизни учащихся. Плох тот педагог, кто не видит дальше школьного кабинета жизнь своего классного коллектива. Зачастую кризисные тенденции возникают именно там, а ребенок обыкновенно переносит свои проблемы вместе с собой в школу.

Примером тому может быть принадлежность учащегося класса к такой, ныне подвергнутой забвению, субкультуре, как эмо. Представитель данной социальной группы в ряде случаев может стать объектом травли в классном коллективе, школе и вне её стен. Но причиной такого поведения может являться какое-либо острое и тяжелое эмоциональное переживание учащегося и вполне возможно, что без помощи штатного психолога в школе или других специалистов, учащийся может пойти по наихудшему деструктивному пути – суициду.

Ещё более опасным может быть развитие событий, когда учитель не понимает, что с данным учеником, и не имеет возможности подобрать заветный ключ к дверям, открывающим путь к взаимодоверию. Самый худший сценарий – когда учитель от незнания начинает критиковать учащегося, обсуждать его стиль одежды или манеру поведения. Для классного коллектива такие мысли вслух будут равносильны красной тряпки для быка: непреднамеренный сигнал травли дети ловят, как это и происходит в школе, молниеносно.

Так или иначе, важная составляющая деятельности учителя в школе – это психолого-педагогическая диагностика как средство совершенствования методов педагогического воздействия [3, С.190]. Диагностику следует рассматривать как разветвленный и многофункциональный вид психолого-педагогической деятельности учителя, направленный на раскрытие сущности изучаемого явления, выявления индивидуальных особенностей личности учащегося с целью достижения оптимизации образовательного процесса [4, С.29].

Психолого-педагогическая диагностика выполняет ряд важных функций, одной из которых является понимание партнера, определение индивидуально-психологических особенностей учащегося, прогноз дальнейшего развития образовательного процесса [5, С.5].

XXI век подарил педагогам наитруднейшие педагогические задачи. Без всяких преувеличений это следует считать своеобразным вызовом российскому педагогу. Но он же, XXI век, предоставил нам прекрасный инструментарий для их решения с помощью поиска и анализа информации об учащемся. Один из таких инструментов - использование ресурсов социальных сетей.

Ныне известен тот факт, что дети с ранних лет уже входят в жизнь российского Интернета, и особенно социальных сетей. Если раньше основной группой пользователей таких сайтов считались, как минимум, подростки и люди старшего возраста, то в настоящее время тенденция изменилась в сторону понижения возрастного порога, вплоть до 10 лет, если не ниже [6, С.1348].

Социальная сеть есть место общения учащихся, обмена актуальной информации, сплочения внутриклассных групп. Основной социальной сетью, пользующейся подавляющим количеством учащихся России, является «ВКонтакте» [7].

Вопрос о том, считать ли с этической точки зрения такой вид наблюдения за учащимися недостойным чести педагога и совести гражданина, стоит оставить открытым.

Вышеназванная социальная сеть имеет богатый комплекс настроек анкеты зарегистрированного пользователя, что позволяет наиболее широко раскрыть свое «Сверх-Я» для других людей. Контактная информация дает общее и частное представление об этом человеке, начиная от пола и возраста, различных взглядов на бытие, заканчивая определенными предпочтениями в литературных жанрах и писателях.

Особенную роль в нашем случае играет анкета учащегося. В ней, как правило, он стремится наиболее полно и правдоподобно раскрыть свои задатки, вкусы и предпочтения, отношение к тому или иному явлению, дружеские связи между ним и представителями классного коллектива. Словом, педагог раскрывает для себя ларец знаний, а содержащую в нем информацию – самородок, столь тяжко в наше время добываемый из общения с детьми.

Однако необходимо сделать оговорку в связи с имеющей место быть анонимностью некоторых учащихся, не регистрирующихся под своими реальными ФИО, либо блокирующих доступ всем посторонним к контактной информации анкеты. Решение данной задачи сугубо индивидуальное.

Планируя педагогическую диагностику учащегося, следует обратить внимание на следующие параметры:

  • фотоальбомы (хранящиеся в них фотографии прямо или косвенно определяет эмоциональное, физическое и другое интересующее исследователя состояние);
  • принадлежность к социальным группам и движениям;
  • информация о жизненной позиции учащегося;
  • эмоциональное состояние учащегося, выраженное посредством выставления статуса (аутентичным можно считать такие приблизительные варианты, как «всё идет своим путем!», или же «я уже не болею тобой», хотя может возникнуть ситуация, когда информация будет облечена в не воспринимаемую никоим образом словесно-знаковую форму);
  • взаимоотношения с учащимися (состоят в друзьях у рассматриваемого учащегося, выставление в отдельную категорию «друзей по школе» или «лучших друзей»);
  • хранящиеся в анкете аудиозаписи (предпочтение определенному жанру может способствовать пониманию душевного состояния учащегося);
  • подписка учащегося на интересные страницы (интерес вызовет рубрика и тематика подписок, которые могут существенно разниться: от новостного блока и заканчивая морально-этическим сборником цитат);

Помимо этого, присутствие педагога в социальной сети вводит в действие ещё один способ динамичной и быстрой связи с учащимися классного коллектива и передачи дополнительного учебного материала. Ещё один несомненный фактор, косвенно воздействующий на установление прочного моста взаимоотношений, является легкая доступность учащихся к учителю для получения справочной информации и уточнения каких-либо интересующих ребенка вопросов.

Говоря о педагогической деятельности учителя, важно всегда помнить о драгоценности его репутации у классного коллектива. Воистину, как легко её потерять и как тяжело её получить. А в современной России, в отличие от России прошлых вех, авторитет педагога не дается, как жалованная грамота, каждому начавшему карьеру учителю [8, С.723]. Однако успешному решению педагогических задач, а также личностных и иных проблем учащихся дает нам возможность контент-анализа их анкетных данных в социальных сетях.

Понимание человеческой души, пусть даже ещё не выросшей, означает творческую силу педагога, его высокий профессионализм и компетентность, развитость навыков конструктивного диалога и решения острых проблем. Достаточно представить, что понимающий детей учитель значит для классного коллектива. В подавляющем количестве случаев такой педагог обладает признанным и сильным авторитетом.

Читайте также

Список литературы

  1. Магсумов Т.А., Корнилова И.В., Сошина-Спиноза Е.А. Сетевое взаимодействие историков в информационном пространстве современной цивилизации // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 288-294.
  2. Литвинова В.Ю. Методология разработки методик контент-анализа и сферы его применения в педагогической диагностике // В.Ю.Литвинова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. №9-2 (64). С. 131-134.
  3. Большая Российская энциклопедия. – М., 2002.
  4. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. (Учебное пособие).
  5. Ждамирова И.М. Педагогическая диагностика как частный вид диагностирования // И.М.Ждамирова // Вестник СевКавГТУ. «Гуманитарные науки». №2 (12).
  6. Шахмартова О.М., Недошивина И.В. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // О.М.Шахмартова, И.В.Недошивина // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. 2012. №28. С.1348-1353.
  7. ВКонтакте: офиц.сайт. 2015. URL: http://vk.com/, свободный (дата обращения: 13.03.2015).
  8. Magsumov T.A. Main approaches to the study of historical and educational process // Былые годы. Российский исторический журнал. 2014. № 4 (34). С. 720-726.

Цитировать

Ковзик, Г.О. Социальная сеть как материал для психолого-педагогической диагностики учащихся образовательного учреждения / Г.О. Ковзик. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3268 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться