Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы компетентностной педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников в условиях информатизации и гуманизации образования. Оригинальные идеи, авторские позиции пронизывают всё содержание монографии. На основе анализа деятельности современного учителя описаны возможности компьютерной технологии игрового нормотворчества младших школьников. Главная цель работы – теоретическое обоснование совокупности педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием компьютерной педагогической поддержки.

Ключевые слова

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Текст научной работы

Особую роль в возвращении людей к общечеловеческим ценностям призвана сыграть современная школа, осуществляющая на всех этапах формирования личности школьника ценностно-гуманистическую направленность её воспитания. Начальной школе в этом деле принадлежит особое место, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности личности, её ценностных ориентаций и отношений, среди которых нравственные ценности, регламентирующие поведение и взаимоотношения между людьми, занимают ведущее место. На эффективность нравственного воспитания младших школьников оказывают влияние различные факторы: социальная среда, воспитание, наследственность, микросреда, педагогическая поддержка жизнедеятельности и образования, активность самого школьника и т.д. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решать без широкого использования педагогической поддержки данного процесса и вовлечения детей во все виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности, что повлечёт за собой гуманизацию всего учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим актуализируется проблема нравственного воспитания школьников в современных противоречивых условиях социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Подчёркивается роль искусственного интеллекта в расширении воспитательного влияния на приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, самостоятельному нравственному выбору образа жизни. На основе выявленного противоречия между социальной востребованностью нравственно ориентированной личности и недостаточностью научно обоснованных эффективных средств и педагогических технологий для удовлетворения потребности современного общества, разработаны исходные параметры и научный аппарат исследования.

Исследование теоретических основ педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников заключалось в рассмотрении системы нравственного воспитания младших школьников в современных условиях информатизации образования. Дано научное обоснование педагогической поддержки младших школьников через использование компьютерной технологии как фактора их нравственного воспитания.

Изучение педагогического потенциала компьютерной технологии игрового нормотворчества в нравственном воспитании младших школьников позволило нам проанализировать опыт экспериментального изучения педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки. Обоснованы, выявленные в ходе исследования и экспериментально проверенные в реальной школьной практике, педагогические условия эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки.

На эффективность нравственного развития младших школьников оказывают влияние различные факторы: наследственность, микросреда, социальная среда, воспитание, активность самого ребёнка. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решить без использования специальной педагогической поддержки детей и вовлечения в различные виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности.

В ходе исследования мы сосредоточили внимание на поиске инновационных путей и педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности. Методологической основой изучения проблемы выступали общенаучный системный, субъектный и синергетический подходы.

Специфика воспитания ценностных отношений у младших школьников, обеспечивающая закономерный переход от нормативной и ситуативной системы ценностей к избирательной и нравственной заключается в последовательной гуманизации всех сфер жизнедеятельности детей.

Как показало исследование, педагогическая поддержка, являясь ядерным элементом педагогического мастерства учителя, а компьютерная технология игрового нормотворчества – действенным средством формирования нравственно ориентированной личности, играют существенную роль в нравственном воспитании младших школьников. Компьютерная технология игрового нормотворчества представляет собой комплекс развивающих воспитательных программ, состоящих из компьютерных игр, тестовых диагностик, проблемно-конфликтных ситуаций с возможностью альтернативы выбора нравственного поступка. Все игры содержали нормотворческий конструкт, учитывающий общие закономерности и специфические особенности социальной адаптации младших школьников. Технология, как базовый компонент педагогической поддержки младших школьников в образовательном процессе и внеучебной нормотворческой деятельности обеспечивала становление у младших школьников нравственной ориентации.

Эффективность нравственного воспитания при этом зависела от группы взаимообусловленных педагогических условий: научно обоснованной организации целостного воспитательного процесса в единстве виртуального и реального содержательного его наполнения; последовательное развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих; формирование культуры нравственных отношений, поступков, поведения.

Анализ теоретического и экспериментального материала, полученного в ходе исследования позволяет судить о подтверждении выдвинутой научной гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

  1. Эффективность нравственного воспитания младших школьников выше, если использовать педагогическую компьютерную поддержку в качестве одного из средств решения сложной задачи развития нравственно ориентированной личности;
  2. Важнейшими педагогическими условиями эффективного нравственного воспитания младших школьников являются:
    • научно обоснованная организация целостного процесса воспитания в единстве виртуального и реального содержательного наполнения;
    • реализация в воспитательном процессе принципов целостности, дополнительности, ценностной ориентации, субъектности, информативности и педагогической культуры воспитателей;
    • развивающее виртуальное пространство и нравственная среда в жизни всего класса и каждого ребёнка;
    • развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих;
    • компьютерная технология игрового нормотворчества;
    • организация ценностно-ориентационной деятельности детей;
    • достижение единства в решении воспитательных и практических задач;
    • индивидуальный, личностно-ориентированный, субъектный и деятельностный подход в воспитании младших школьников.
  3. С учётом педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников, разработана модель, которая встраивается в принятую систему начального образования, не нарушая целостности и, в то же время, обогащая учебно-воспитательный процесс.

Читайте также

Список литературы

  1. Коч Л.А. Креативная этика / Л.А. Коч. – МПСИ; Воронеж, 2000.
  2. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика и образование. – 1994. - № 4.
  3. Сироткин Ю.Л. Формирование личности: проблема устойчивости / Ю.Л. Сироткин. – Изд-во Казанского ун-та, Казань, 1992.
  4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.В. Тутолмин. – Глазов. гос. пед. ин-т. – Глазов, 2003.
  5. Тутолмин П.А. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников / П.А. Тутолмин, А.А. Тутолмин, А.В. Тутолмин. – Глазов: Изд-во Глазов. гос пед. ин-та, 2008.

Цитировать

Тутолмин-Линдт, П.А. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности / П.А. Тутолмин-Линдт. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3297 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться