Особую роль в возвращении людей к общечеловеческим ценностям призвана сыграть современная школа, осуществляющая на всех этапах формирования личности школьника ценностно-гуманистическую направленность её воспитания. Начальной школе в этом деле принадлежит особое место, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности личности, её ценностных ориентаций и отношений, среди которых нравственные ценности, регламентирующие поведение и взаимоотношения между людьми, занимают ведущее место. На эффективность нравственного воспитания младших школьников оказывают влияние различные факторы: социальная среда, воспитание, наследственность, микросреда, педагогическая поддержка жизнедеятельности и образования, активность самого школьника и т.д. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решать без широкого использования педагогической поддержки данного процесса и вовлечения детей во все виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности, что повлечёт за собой гуманизацию всего учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим актуализируется проблема нравственного воспитания школьников в современных противоречивых условиях социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Подчёркивается роль искусственного интеллекта в расширении воспитательного влияния на приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, самостоятельному нравственному выбору образа жизни. На основе выявленного противоречия между социальной востребованностью нравственно ориентированной личности и недостаточностью научно обоснованных эффективных средств и педагогических технологий для удовлетворения потребности современного общества, разработаны исходные параметры и научный аппарат исследования.
Исследование теоретических основ педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников заключалось в рассмотрении системы нравственного воспитания младших школьников в современных условиях информатизации образования. Дано научное обоснование педагогической поддержки младших школьников через использование компьютерной технологии как фактора их нравственного воспитания.
Изучение педагогического потенциала компьютерной технологии игрового нормотворчества в нравственном воспитании младших школьников позволило нам проанализировать опыт экспериментального изучения педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки. Обоснованы, выявленные в ходе исследования и экспериментально проверенные в реальной школьной практике, педагогические условия эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки.
На эффективность нравственного развития младших школьников оказывают влияние различные факторы: наследственность, микросреда, социальная среда, воспитание, активность самого ребёнка. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решить без использования специальной педагогической поддержки детей и вовлечения в различные виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности.
В ходе исследования мы сосредоточили внимание на поиске инновационных путей и педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности. Методологической основой изучения проблемы выступали общенаучный системный, субъектный и синергетический подходы.
Специфика воспитания ценностных отношений у младших школьников, обеспечивающая закономерный переход от нормативной и ситуативной системы ценностей к избирательной и нравственной заключается в последовательной гуманизации всех сфер жизнедеятельности детей.
Как показало исследование, педагогическая поддержка, являясь ядерным элементом педагогического мастерства учителя, а компьютерная технология игрового нормотворчества – действенным средством формирования нравственно ориентированной личности, играют существенную роль в нравственном воспитании младших школьников. Компьютерная технология игрового нормотворчества представляет собой комплекс развивающих воспитательных программ, состоящих из компьютерных игр, тестовых диагностик, проблемно-конфликтных ситуаций с возможностью альтернативы выбора нравственного поступка. Все игры содержали нормотворческий конструкт, учитывающий общие закономерности и специфические особенности социальной адаптации младших школьников. Технология, как базовый компонент педагогической поддержки младших школьников в образовательном процессе и внеучебной нормотворческой деятельности обеспечивала становление у младших школьников нравственной ориентации.
Эффективность нравственного воспитания при этом зависела от группы взаимообусловленных педагогических условий: научно обоснованной организации целостного воспитательного процесса в единстве виртуального и реального содержательного его наполнения; последовательное развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих; формирование культуры нравственных отношений, поступков, поведения.
Анализ теоретического и экспериментального материала, полученного в ходе исследования позволяет судить о подтверждении выдвинутой научной гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:
- Эффективность нравственного воспитания младших школьников выше, если использовать педагогическую компьютерную поддержку в качестве одного из средств решения сложной задачи развития нравственно ориентированной личности;
- Важнейшими педагогическими условиями эффективного нравственного воспитания младших школьников являются:
- научно обоснованная организация целостного процесса воспитания в единстве виртуального и реального содержательного наполнения;
- реализация в воспитательном процессе принципов целостности, дополнительности, ценностной ориентации, субъектности, информативности и педагогической культуры воспитателей;
- развивающее виртуальное пространство и нравственная среда в жизни всего класса и каждого ребёнка;
- развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих;
- компьютерная технология игрового нормотворчества;
- организация ценностно-ориентационной деятельности детей;
- достижение единства в решении воспитательных и практических задач;
- индивидуальный, личностно-ориентированный, субъектный и деятельностный подход в воспитании младших школьников.
- С учётом педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников, разработана модель, которая встраивается в принятую систему начального образования, не нарушая целостности и, в то же время, обогащая учебно-воспитательный процесс.