Некоторые аспекты специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних в России. Анализируются вопросы о безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних как факторе подростковой преступности, требующем особого внимания.

Ключевые слова

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, БЕЗНАДЗОРНЫЙ, БЕСПРИЗОРНЫЙ

Текст научной работы

Профилактика преступности несовершеннолетних в России в настоящее время превратилась в ключевую задачу для государства. Это связано с тем, что в целом проблемы детства стали переходить из сферы социальной политики в сферу национальной безопасности. Это определяется не только низкой рождаемостью, но и ухудшением качественных характеристик детей и подростков: ухудшение физического и социального здоровья детей, криминализация подростков, большое количество проблем в семьях, наличие сиротства и социального сиротства. Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, но в силу семейных проблем, живущие в детских домах, интернатах. По официальным данным их около 700 тысяч [11]. Из-за родителей, которые ведут аморальный образ жизни, их дети остаются без должного присмотра, испытывают недостаток в нормальном общении и воспитании, попадают в «группу риска», а затем из категории «безнадзорные» переходят в более криминогенную группу «беспризорных». Это связано с необходимостью компенсировать отсутствующее общение – его такие дети находят на улице, которая формирует криминальную направленность их личности, ведь здесь, чтобы выжить приходится совершать правонарушения. Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой характер. В четверти всех семей в той или иной мере практикуется насилие над детьми. Однако жестокое обращение с ребенком в семье до сих пор не воспринимается обществом как проблема, требующая немедленного и квалифицированного вмешательства. Научно обоснованной системы предупреждения жестокости и насилия в семье не выработано. Побеги детей из воспитательных учреждений - массовое явление. Не менее 10% беглецов погибают. 17% проституток – несовершеннолетние девочки.[3].

Криминальный способ добычи средств к существованию во все времена был и остается сегодня одним из основных среди несовершеннолетних беспризорных, это не только попрошайничество, но и совершение преступлений. В основном, это карманные кражи, хищения из дачных кооперативов, хищения на вокзалах, совершаемые в отношении нетрезвых пассажиров и др. Несмотря на некоторое снижение подростковой преступности (в 2014 году несовершеннолетними или при их соучастии совершено 59240 преступлений (данные по 2014 году приводятся без учета данных по Крымскому Федеральному Округу), что на 11, 9 % ниже 2013 года) [11], характер преступности несовершеннолетних становится все более агрессивным и жестоким. Групповые преступления подростков стали более продуманными, целенаправленными. По данным переписи осужденных 2009 года доля осужденных несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях за совершение особо тяжких преступлений по сравнению с переписью 1990 г. увеличилась почти в 5 раз с 5,4 до 26,0%[8]. Кроме того, стабильно высоким остается повторное совершение несовершеннолетними преступлений и рецидив. По различным данным от 20 до 45% из общего числа несовершеннолетних преступников – безнадзорные и беспризорные дети.

Однако, даже те, чье поведение остается формально в рамках закона, на деле проходят обучение преступному поведению, попадая в низшие круги организованной преступности [2; 4; 5]. Многие из тех, кто тем или иным путем добывает средства к существованию (например, собирают пустые бутылки), объединены в «бригады», платят дань «бригадиру» и, таким образом, на практике усваивают понятия «общак», подчинение «авторитетам» и др.[6; 7]. Все это во многом следствие семейного насилия, неграмотной государственной политики в отношении семьи, воспитания, профилактики подростковой преступности. Вместо четкой проработки законодательной базы на макроуровне и обеспечения строгого соблюдения изданных законов с целью предотвращения формирования безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, подростковой преступности, в основном, происходит борьба со следствием – криминальным поведением детей и подростков. Именно поэтому специально-криминологическая профилактика преступности несовершеннолетних во многом в настоящее время остается основной. Специально-криминологические меры предупреждения преступности несовершеннолетних представляют собой совокупность мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Они осуществляются в отношении отдельных категорий лиц. Это дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетние правонарушители и преступники, несовершеннолетние рецидивисты и др. Причем набор этих мер и органы, которые занимаются их применением, различны в зависимости от объекта профилактического воздействия.

Направления профилактики преступности несовершеннолетних напрямую вытекают из причин и условий ее формирования. Поэтому, когда говорят о предупреждении правонарушений несовершеннолетних на специально-криминологическом уровне, речь обычно идет о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. В последние годы добавились такие направления как влияние на подростков с психическими отклонениями, безнадзорность, беспризорность, детскую и подростковую проституцию, общее нивелирование нарушений прав ребенка и их защита. Поэтому основными направлениями специально-криминологических мер можно выделить такие, как охрана прав и законных интересов несовершеннолетних; оздоровление среды обитания детей и подростков, помощь детям-сиротам, а также семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; работа с подростками уже совершившими правонарушения, не относящиеся к категории уголовно-правовых деяний; правовое и патриотическое воспитание соответствующих категорий детей и подростков.

Каждому из этих направлений соответствует свой уровень специально-криминологической профилактики. Традиционно выделяется ранняя, непосредственная профилактика преступности несовершеннолетних, профилактика предпреступного поведения и рецидива подростковой преступности.

Суть ранней профилактики заключается в оказании помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как они совершат противоправный поступок или преступление. Особую роль играет система защиты детства, органы социальной поддержки и защиты населения. Ранняя профилактика осуществляется путем надзора за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи и защиты прав подростков в различных формах. Непосредственная профилактика ставит своей задачей недопущение перехода на преступный путь подростков со значительной степенью деформации образа жизни. На этом этапе заниматься защитой прав таких несовершеннолетних уже иногда бывает поздно, поэтому здесь уже подключаются не только органы социальной защиты и прокуратура, но и органы внутренних дел. Меры могут быть различными – от направления детей в оздоровительные или военно-патриотические лагеря, с целью «вырвать» из негативно влияющей среды, до постановки на учет в соответствующие органы ОВД. Используются методы тотального контроля за поведением несовершеннолетнего, его связями, времяпрепровождением и др. Профилактика предпреступного поведения и предупреждение рецидива включают в себя деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел по устранению причин и условий преступного поведения, воспитательную роль судебного заседания, поддержку и помощь в переходе к нормальной жизни несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы.

Субъекты предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [9]. Кроме того, это и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах России и при Президенте России в пределах их компетенции.

Все они ведут индивидуальную профилактическую работу с определенными категориями подростков, все они должны заниматься выявлением детей группы риска, защитой прав детей и подростков. Прогресс в создании органов, непосредственно занимающихся предупреждением преступности несовершеннолетних очевиден. Создан банк данных о детях школьного возраста, не посещающих школу, семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, беспризорных и безнадзорных детях, детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем [8]. Но в этот банк попадают только выявленные дети. А с выявлением их проблемы были и остаются. Несмотря на возросшее количество приютов и других социально-реабилитационных учреждений, (в 1993 г. по стране было 4 социальных приюта, в 2003 – 911), потребность в них в начале двухтысячных была удовлетворена всего на 25 %. Создаются транзитные учреждения для работы с детьми из стран СНГ, выделяются средства на перевозку детей к местам их проживания. Сегодня в России более 1850 детских домов, более 330 школ-интернатов для детей-сирот, более 705 социально-реабилитационных центров для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [12].

Но предпринятые шаги направлены в основном не на причины, а на следствия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Да и в работе каждого из органов профилактики преступности и безнадзорности несовершеннолетних в отдельности наблюдается ряд проблем. Их функции по выявлению соответствующих категорий детей и индивидуально-профилактической работе дублируются, а в результате качественно не делаются ни кем. Несмотря на значительный объем работы, выполняемой комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, существенным недостатком является то, что в настоящее время регистрация новых несовершеннолетних в них осуществляется в основном по факту совершенного правонарушения или преступления. Например, по делам о насильственных преступлениях несовершеннолетних ¼ осужденных до совершения преступления систематически употребляла спиртные напитки, однако на учете в соответствующих органах не состояла [6]. Вследствие запоздалого реагирования государственных органов на отрицательное поведение подростков было упущено время. Произошло наращивание криминогенного состояния в среде несовершеннолетних, и это существенно увеличило объем необходимой профилактической работы.

В работе органов системы профилактики преступности несовершеннолетних на специально-криминологическом уровне часто возникают пробелы, связанные не только с недостатками в их работе, но и с объективными факторами, сложностями в координации их деятельности и межведомственном взаимодействии, нежеланием семьи и школы как главных социальных воспитательных институтов помогать этим органам. Кроме того, имеются сложности и в применении некоторых норм Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Полномочия ОВД ограничиваются случаями противоправных действий несовершеннолетних или взрослых, призванных по закону осуществлять воспитание, обучение и содержание детей.

Кроме того, еще плохо разработан механизм выявления детей, склонных к бродяжничеству и совершению правонарушений, нуждающихся в защите государства; несмотря на то, что в настоящее время идет тенденция признания и защиты прав детей и подростков, организованы горячие линии по вопросам жестокого обращения с детьми и нарушений прав ребенка, эти механизмы еще слабо работают. Ведь анонимные сообщения очень часто оказываются ложными, к ответственности за них привлечь нельзя, а вся система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, начиная от органов опеки и попечительства и заканчивая соответствующими подразделениями ОВД включается в работу, кторав в конечном итоге не приводит к ожидаемому результату.

Специально-криминологическая профилактика должна осуществляться всеми органами системы профилактики преступности несовершеннолетних, в том числе и социальными. Эти меры осуществляются в семейном, школьном, досуговом и некоторых других направлениях. Однако если в отношении превентивного воздействия на семью и досуговую сферу можно говорить о некоторых достижениях в последние годы за счет деятельности правоохранительных органов, то в других направлениях – намного сложнее. Например, влиять на формирование положительных качеств личности подростка в школе нельзя без участия самого коллектива школ. Работа с проблемным подростком здесь обычно ограничивается направлением в отношении него представления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Получается, что с одной стороны, органы по делам молодежи вводят должности педагогов-психологов и социальных педагогов в школах для работы с трудными подростками, а с другой, – руководители школ не могут (или не хотят) определить круг обязанностей этих сотрудников. Поэтому в области специально-криминологических мер профилактики преступности несовершеннолетних, работы еще много. Необходимо повышать координирующую роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в работе по обеспечению деятельности всей системы профилактики; активизировать работу по выявлению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказанию им всесторонней помощи [1].

Читайте также

Список литературы

  1. См.: Антюфеева О.С. Специально-криминологическая профилактика преступности несовершеннолетних в современной России // Уголовно-правовые и процессуальные проблемы отправления правосудия в современной России. Москва-Курск, 2005. С. 121-125.
  2. .Гришин Д.А., Кутякин С.А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2013.
  3. Комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространение наркомании в среде беспризорных в г. Москве //Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. Выпуск № 1; Москва, 2002.
  4. Кутякин С.А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2012.
  5. Кутякин С.А. Криминологическая и структурно-функциональная характеристика деятельности «смотрящих» в ИУ-СИЗО. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4. С. 15-21.
  6. Кутякин С.А. К вопросу о превалировании криминальных норм – «понятий» над нормами позитивного права в местах лишения свободы. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 249-258.
  7. Кутякин С.А. Криминальный «общак»: назначение, структура и способы формирования в местах лишения свободы. Вопросы правоведения. 2010. № 3. С. 351-363.
  8. См.: Матвиенко В.. Безнадзорность и беспризорность вместе взятые.// Человек и закон. 2003. № 3. С. 6.
  9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный Закон Российской Федерации. №120-ФЗ. От 24.06.1999. [Текст] //Режим доступа: www/consulnant.ru. Официальный сайт СПС Консультант +. Год доступа. 2015.
  10. Осужденные и содержащиеся под стражей в России по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2012. – С.171.
  11. См.: Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РФ. www.rfdeti.ru. Год доступа 2015.
  12. Сиротство в России: проблемы и пути их решения . М., 2011. С.35-37.
  13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 г. [Текст]. – М.: ГИАЦ МВД РФ, 2014. C.38.

Цитировать

Антюфеева, О.С. Некоторые аспекты специально-криминологической профилактики преступности несовершеннолетних / О.С. Антюфеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3327 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться