О развитии национально-ориентированного образования

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В условиях модернизации образовательных систем ведущей становится та сфера духовной жизни общества, в которой воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный народами. В связи с этим возрастает интерес к проблемам национального образования.

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Актуальность заявленной темы, с одной стороны, определяется тем, что осмысление и освоение социально-исторического опыта, уникального этнокультурного наследия, традиций и обычаев, сохранение и укрепление национального своеобразия и самобытности своего народа на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей являются сегодня важнейшими задачами общества и системы образования. Об этом свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика в нашей стране и за рубежом. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит восстановить связь времен, возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говориться о том, что необходимо формировать идентичность гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей [1].

С другой стороны, актуальность во многом определяется тем, что федеральные государственные образовательные стандарты по новому расставляют акценты в образовании, центрируют наше внимание на компетентностной парадигме, включая в поле компетенций способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды. Тем самым провозглашается единство образовательного и культурного пространства страны при содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. Данное обстоятельство формирует особый социальный заказ к образованию и обязывает современные системы образования реформировать образовательную среду, содержание, педагогический процесс, искать наиболее оптимальные пути и средства совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей. Становится очевидной важность разработки новых подходов к формированию у будущих учителей богатого профессионально-личностного и творческого потенциала, позволяющего реализовывать воспитательные возможности этнокультурного наследия в работе со школьниками. Очевидно, что содержание образования сегодня должно быть этнофункционально согласованно с традиционной культурой региона рождения и проживания человека. Ведущей идеей является положение о том, что оптимальная степень этнокультурной идентичности достигается тогда, когда индивид, наряду с приобщением к общекультурным традициям, «включается» в родную культуру, усваивает присущие ей традиции мировоззрения, мироощущения, мирочувствования и миропонимания (менталитет народа). В связи с этим целью реформирования национально ориентированного образования должна рассматриваться в контексте совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей через овладение этнокультурными традициями в условиях глобализации и этнодифференциации. Со всей очевидностью обозначилась значимая научно-педагогическая проблема, вызванная объективной необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей, значимостью обеспечения педагогических условий для организации дидактического процесса в таком контексте. «Воспитание, если оно не хочет стать бессильным, должно быть народным…», – писал К.Д. Ушинский [4, с. 67]. Подлинная школа неотрывна от национальной почвы. Она передает, хранит и формирует национальную культуру. «Диалог культур» в образовании – действенное условие и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений. Наша новая школа должна учитывать богатый отечественный историко-педагогический опыт и выполнять духовно-нравственную миссию как особый культурно-образовательный институт.

В процессе становления и развития национального образования в нашей стране наиболее значимым является период, когда происходили кардинальные изменения в содержании, методах и способах организации образовательных систем под воздействием преобразований политического, экономического и социально-культурного характера в конце ХХ – начале ХХI в. Исследование процесса развития образования в национальных республиках (Татарстан, Башкортостан, Мари Эл, Мордовская республика, Удмуртская республика) позволило установить, что национальные ориентиры в образовании по новому проявились во время «перестройки» (80 – 90-е гг. ХХ в.). Породил много противоречий этап модернизации национальных образовательных систем (начало ХХI в.) [2, 3]. Для каждого этапа характерны ведущие парадигмальные изменения в национальном образовании, общими для всех этапов стали: создание системы обучения на родном языке, разработка учебников, подготовка национальных педагогических кадров, создание национальных образовательных учреждений, разработка ведущих тенденций образовательной деятельности, внедрение национально-регионального компонента и др. Однако на всех этапах приоритетным являлась подготовка педагогических кадров для национальной школы и разработка содержания национального образования.

В контексте профессионально-педагогической подготовки кадров для национального образования интересен и полезен современный опыт Татарстана. Здесь разрабатываются теоретические концепции национального образования на основе культурных традиций татарского народа (З.Г.Нигматов, Ф.Ш.Салитова, Я.И.Ханбиков, Ф.Г.Ялалов и др.). Большое внимание подготовке национальных педагогических кадров уделяется в КГУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет). В Казанском государственном педагогическом университете готовят специалистов по новым специальностям: «Учитель татарского языка и иностранного языка», «Учитель немецкого языка для татарских школ», «Учитель татарского языка, литературы и восточных языков». Подготовка педагогических кадров позволила систематизировать, функционально обеспечить процесс возрождения национальной школы в республике. Конец 90-х годов ХХ в. – нач. ХХI в. стал периодом создания методологии и идеологии возрождения национального образования [6]. Одним из важнейших условий становления национальной школы является ее содержательное обеспечение. Появились такие учебные предметы и факультативные курсы, как «История Татарстана и татарского народа», «География Татарстана», «Культура татарского народа», «История религий», «Этнопедагогика» и др.

Отметим, что в школах республики образовательная область «Искусство» представлена новыми курсами на выбор: «Культура татарского народа», «Художественная культура Татарстана», «Национальная культура», «Культура и религия», «Мусульманская культура», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», «История развития татарской живописи» и другими. В программу по музыке на всех этапах обучения во многих школах, в том числе русскоязычных, включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты» и т.д. На школьном уровне разработаны и ведутся такие факультативные и специальные курсы, как «Татарский и русский фольклор», «Танцевальное творчество народов Поволжья», «Прикладные музыкальные инструменты», «Татарское народное музыкальное творчество», «История татарского театра», «Татарское народное творчество и народные промыслы», «Традиции и обычаи татарской семьи» и многие другие. После принятия Закона о государственных языках в Татарстане введено обязательное изучение татарского языка и литературы во всех классах всех типов учебных заведений. Но наряду с этим расширяется сеть школ с обучением на других национальных языках. Сегодня в 118 школах дети обучаются на чувашском, в 35 – на удмуртском, в 21 – на марийском, в двух – на мордовском языках. В Набережных Челнах работают воскресные школы армянского, грузинского, азербайджанского, украинского, немецкого, башкирского, чувашского и марийского языков [2]. Создание национально-территориальной системы образования в Республике Татарстан предполагает обеспечение условий для сохранения самобытности и развития каждой нации на основе ее исторического прошлого, экономических, культурных, этнических и других традиций. Анализ развития систем национального образования в ряде республик позволяет сделать следующие выводы:

  1. Становление и развитие национального образования в исследуемый период (конец ХХ – начало ХХI в.) характеризуется некоторыми общими тенденциями: изменения в целях, содержании, способах и средствах национального образования жестко детерминированы сменой идеологических концепций развития страны и напрямую обусловлены государственной политикой; социальный заказ к образованию идет не от общества, а от государственных органов, что обеспечивает централизацию всех шагов в реформировании образовательных систем.
  2. Финно-угорские республики проявляют большую толерантность в реформировании и модернизации образовательных систем к государственному заказу, что, скорее всего, обусловлено этнопсихологическими особенностями этносов, адаптированных в русскоязычное пространство. Республики с преобладанием тюркского населения, доминированием исламской культуры более настойчивы в отстаивании национального характера образования, ратуют за самостоятельность и право самим определять концепции образовательной деятельности. Эти две парадигмы развития национальных образовательных систем являются исторически сложившимися, обусловлены социокультурными особенностями развития нашего государства.

Проблемы, связанные с инновационными процессами, широки и многогранны, но на первое место выступает вопрос о судьбе регионального образовательного компонента. При доминанте федерального компонента стандартов нового поколения присутствует опасность снизить значимость регионального заказа к образованию. Между тем учет региональных аспектов с точки зрения ценностных ориентиров играет важную роль в воспитании современной молодежи. Попытаемся подтвердить этот тезис на примере конкретного региона - Удмуртской Республики.

В создавшихся обстоятельствах возникает необходимость в выявлении отношения современной молодежи к межнациональному общению, многонациональной культуре. Представим некоторые итоги проведенного исследования, которые вывели на понимание того, что для молодого поколения проблемы, связанные с родным языком, национальной культурой, межнациональным общением достаточно чувствительны и имеют определенную значимость. В опросах и анкетировании принимали учащиеся образовательных учреждений г. Глазова в возрасте 17-20 лет, общей численностью 500 человек. По результатам опроса лишь 10 % дали положительный ответ на вопрос: «Являетесь ли Вы членом какого-либо национального объединения, организации, движения?», немногим больше (15 %) молодых людей состоят в общественных молодежных организациях. Таким образом, большинство представителей молодого поколения города не вовлечено в деятельность общественных организаций. Можно ли говорить в данном случае о пассивной гражданской позиции или следует сделать несколько иные умозаключения? Определиться с выводом помогает ответ на вопрос: «Хотели бы вы участвовать в молодежных или национальных объединениях?». До 30 % опрошенных хотели бы быть участниками национальных объединений, и почти 50 % - молодежных. Таким образом, проафишировано желание принимать участие в деятельности молодежных общественных организаций, меньшее предпочтение отдается участию в национальном общественном движении. По крайней мере, треть всех опрошенных имеет желание принимать активное участие в общественной жизни. Но имеет ли она такие возможности? Отвечая на вопрос: «Какие молодежные и национальные объединения г. Глазова и Удмуртской Республики вы знаете?» респонденты продемонстрировали слабое знание существующих в республике общественных молодежных организаций, хотя некоторые называли такие национальные и общественные объединения, как «Родники», «Шунды», «Инвожо», «Удмурт кенеш», и др. Между тем участники опроса достаточно четко высказали свою позицию по определению смысла и предназначения национальных молодежных объединений. Суммарно ответы можно сгруппировать по следующим функциональным задачам: национальные объединения нужны для консолидации этноса по интересам и его защиты; благодаря им можно больше узнать о национальных особенностях, традициях, языке и т.д.; необходимо развивать национальное самосознание; национальные объединения нужны для сохранения, поддержания и изучения культуры и языка этноса; они нужны для ликвидации межнациональных конфликтов, межнационального противостояния; для представления нашей страны на международных форумах.

Национально ориентированное образование основывается на усвоении национальной культуры, родного языка, что включает духовные ценности, историю, народный фольклор. Одним из таких средств в обучении студентов педагогического вуза, по нашему мнению, может служить использование народных сказок изучаемых языков. При исследовании проблем взаимоотношения народного фольклора и языка, при сопоставлении народных сказок разных народов выявляются древнейшие представления о мире, которые значительно влияют на формирование национального менталитета. Именно народная сказка, являясь универсальным средством передачи представлений об окружающем мире и о самом индивиде, носителе данного языка, выражает морально-этические ценности народа. Использование сказок важно не только для понимания прошлого народа, но и для изучения своеобразного национального менталитета и понимания национального характера.

Удмуртский фольклор интересен тем, что в силу ряда природных и исторических обстоятельств удмуртам довольно долгое время удавалось сохранять свою культуру, традиционное мировоззрение в относительной неприкосновенности. Приобщение к этому наследию мы практикуем через изучение народных сказок на занятиях по иностранному языку, через диалог культур, в котором раскрываются лингво-культурологические характеристики изучаемых народных сказок.

Удмуртские сказки заинтересовали многих исследователей и ученых уже в конце XIX века. Н.Г.Первухин замечает, что «…у вотяков редко старые люди рассказывают сказки молодежи, как это бывает у русских. Мать и отец рассказывают сказки своим маленьким детям только до тех пор, пока сами не особенно состарились, но дед и бабка будут внукам охотно говорить о старине, а рассказывать сказку, вымысел считают для себя уже неприличным» [3, с.21].

Значительный вклад в изучение удмуртских сказок внесли венгерские и финские ученые. Венгерский финно-угровед Б. Мункачи удмуртские народные сказки представляет сразу на двух языках: удмуртские тексты даны в латинской транскрипции и параллельно идёт немецкий перевод всех сказок. Данный материал используется нами на занятиях по немецкому языку. В процессе изучения удмуртских народных сказок раскрывается возможность изучения сразу двух языков: родного языка – удмуртского и иностранного – немецкого.

Использование удмуртских народных сказок при подготовке будущих учителей иностранного языка способствует, с одной стороны, глубокому пониманию национальной специфики и сохранению родной культуры, а с другой стороны, позволяет значительно повысить уровень владения языком и качество профессиональной подготовки. Изучение народных сказок формирует у обучающихся умение видеть своеобразную структуру и сюжет сказочных текстов различных языков, особенности сказочного повествования и типичных национальных персонажей. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет заключить, что народная сказка обладает национальным своеобразием, отражает исторический опыт, традиции и обычаи, выражает и формирует национальный менталитет и самосознание.

Подводя итог разноплановому освещению вопросов национально-ориентированного образования отметим, что, заботясь о судьбе подрастающих поколений, мы должны дать молодежи высокие морально-нравственные ориентиры, прочную духовную опору, используя богатое народное наследие. Поэтому сегодня, как никогда, необходима эффективная государственная политика в сфере национального образования. Нельзя допустить вырождения национальных традиций, необходимо стремиться к их возрождению.

Читайте также

Список литературы

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2009. – 94 с.
  2. Гайфуллин, В.Г. Национальное образование в Республике Татарстан/ В.Г.Гайфуллин // http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/id=59/
  3. Первухин, Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 4: Следы языческой древности в образцах устной народной поэзии вотяков / Н.Г.Первухин. - Вятка: изд. Губерн. стат. ком., 1889. - [2], 84 с.
  4. Сафонова, Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: монография / Т.В.Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2005. – 324 с.
  5. Сафонова, Т.В. Национально-региональные особенности развития образования в Удмуртской Республике: монография / Т.В.Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2006. –127 с.
  6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д.Ушинский; сост. С.Ф.Егоров. – М: Педагогика, 1998. – С. 475.
  7. Харисов, Ф.Ф. Национальная школа: пути развития / Ф.Ф.Харисов // Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 70 – 73.

Цитировать

Завалина, М.Ю. О развитии национально-ориентированного образования / М.Ю. Завалина, Т.В. Сафонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3328 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться