Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены результаты научного исследования проблемы взаимодействия семьи и школы по патриотическому воспитанию младших школьников. Обоснована модель, педагогические условия эффективности исследуемого процесса.

Ключевые слова

УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Текст научной работы

Происходящие в современной России системные преобразования диктуют необходимость внесения изменений в процесс патриотического воспитания подрастающего поколения. В становлении полноценного гражданского общества всё большее значение приобретает формирование патриотически-направленной личности, принимающей активное участие в жизни страны, обладающей набором жизненно-значимых ценностей, готовой бескорыстно служить на благо обществу. Значительная роль в формировании патриотизма подрастающего поколения принадлежит семье, и весьма значимо то, какие ценности она транслирует, насколько эффективно сотрудничает со школой в патриотическом воспитании ребенка.

Продекларированные базовые национальные ценности в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования включают семью, как важный социальный институт воспитания, и патриотизм, как основу гражданского становления личности. Кризисное состояние духовно-нравственной жизни современного российского общества усиливает необходимость патриотического воспитания во взаимодействии семьи и школы.

Принятие основополагающих документов («Концепция патриотического воспитания», Федеральные программы Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан, целевые республиканские программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской республики», «Молодежь Удмуртии») усиливает потребность в методологическом, научно-теоретическом осмыслении данного процесса, выявлении условий эффективного воспитания патриотизма у подрастающего поколения с детских лет.

Анализ научных педагогических исследований показал, что патриотическое воспитание школьников среднего и старшего возраста является предметом пристального внимания ученых педагогов и практиков, оно в достаточной мере теоретически обосновано и практически реализуется длительный период, о чем свидетельствуют работы авторов (Е.П. Белозерцев, Н.И. Валеев, С.И. Гессен, О.С. Ипполитова, Е.В. Лисицкая, В.И. Лутовинов, Н.И. Новиков, Д.Д. Семёнов и др.) и социально- педагогическая практика. Вопросы патриотического воспитания детей предшкольного и начального школьного возрастов отражены в педагогической науке (труды Г.Х. Валеевой, М.Ф. Виноградовой, З.З. Гасановой, Р.И. Жуковской, и др.,), но по-прежнему сохраняется необходимость конкретизации педагогических условий, целей, задач, содержания и методов патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии семьи и школы.

Установлено, что младший школьный возраст является благоприятным периодом в формировании личности. Авторы Л.И Божович, Г.Х. Валеева, В.С. Степанов, Д.Б. Фельдштейн и др. полагают, что младший школьный возраст является важнейшим этапом в усвоении нравственных норм, т.к. начинают формироваться элементарные ценностные ориентиры, что определяет успешность патриотического воспитания. Еще более остро встает проблема взаимодействия школы и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников. Подчеркнем особую значимость идей В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и других основоположников отечественной гуманной педагогики о роли и путях взаимодействия семьи и школы в процессе обучения и воспитания ребенка. В связи с темой особенно актуальны исследования Г.Х. Валеевой, З.З. Гасановой, Н.А. Ивашкиной, А.К. Нисской и т.д., подтверждающие значимость сотрудничества образовательных учреждений и семьи в исследуемом процессе.

Как показал анализ философской и психолого-педагогической литературы, к проблеме патриотического воспитания обращаются современные исследователи в общепедагогических исследованиях (С.П. Ахтынский, В.А. Белевцев, Г.Х. Валеева, Е.Г. Демьянова, Р.Л. Рождественская, В.А. Степанов и др.); с позиций психологического знания (И. Котова, Т.В. Пелевина и др.); в трудах философского осмысления проблемы (С.Е. Мовсумов, П.В. Петрий и др.); в контексте социологии (А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин и др.).

Однако далеко не все аспекты жизненно-значимой проблемы в достаточной степени изучены. В процессе исследования нами были выявлены следующие противоречия: между социальным заказом государства и общества к школе по организации патриотического воспитания подрастающего поколения и недостаточным научно-педагогическим обоснованием его реализации с младшими школьниками в процессе взаимодействия школы и семьи; между необходимостью включения культурно-исторического аспекта в патриотическое воспитание младших школьников и недостаточной разработанностью условий и дидактическим обеспечением этого процесса.

Исходя из выявленных противоречий, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии школы и семьи?

На наш взгляд, взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников будет эффективным, если: его теоретико-методологическую основу составят аксиологический, культорологический, этнопедагогический и деятельностный подходы; процесс взаимодействия осуществляется на основе разработанной и полифункциональной модели; соблюдаются педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для патриотического воспитания младших школьников; обучение и воспитание ведется на основе разработанного учебно-методического комплекса, обеспечивающего рост уровней патриотического воспитания младших школьников в исследуемых обстоятельствах.

Целью исследования стала разработка модели взаимодействия школы и семьи по организации патриотического воспитания младших школьников и опытно-экспериментальное подтверждение ее эффективности.

Разработанная модель взаимодействия школы и семьи по организации патриотического воспитания младших школьников, включающая в себя компоненты: целевой (патриотическое воспитание младших школьников как формирование ценностного отношения к «малой» Родине и России в целом), содержательный (осуществление патриотического воспитания по следующим направлениям краеведения — историческое, географическое, литературное, экологическое, биологическое; физкультурно-оздоровительное; трудовое), деятельностный (познавательная деятельность на основе модульного обучения, создание совместных проектов педагогов, родителей и детей, организация трудового процесса), результативный (сформированность патриотических ценностей младших школьников), обеспечила эффективную реализацию патриотического воспитания младших школьников.

Был осуществлён анализ сущности и содержания понятия «патриотическое воспитание младших школьников» позволивший вычленить ключевые индикаторы сформированности патриотизма: когнитивный (потребность в знакомстве с историей родного города, края, страны, их культурно-историческим наследием); деятельностно — поведенческий (деятельностная любовь к семье, родному дому; уважение к соседям, людям города; здоровый образ жизни; бережное отношение к родной природе); эмоционально-потребностный (гордость за себя, свою семью; малую и большую Родину; сострадательность и сочувствие людям в переживаемых обстоятельствах).

Данные эксперимента выявили существенное изменение в общих показателях сформированности патриотических ценностей младших школьников (рис. 3).

</em> Результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Рисунок 1. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента

Проделанная научно-исследовательская работа позволила получить следующие, новые для педагогической теории и практики результаты:

  1. Уточнены сущность (патриотизм как структурированное, ценностное, личностно-значимое и общественно ожидаемое качество личности ребенка) и значение патриотического воспитания (с одной стороны, для личности и семьи; с другой стороны для, школы, общества и государства) благодаря осмыслению механизма, особенностей и педагогических условий взаимодействия семьи и школы в исследуемом процессе;
  2. Разработана полифункциональная модель взаимодействия школы и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников с позиций аксиологического, культурологического, этнопедагогического, деятельностного подходов; структурированная по направлениям деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная работа школы и способы, формы, приемы взаимодействия с семьей) в процессе патриотического воспитания младших школьников, объединенных единством ценностей, целей и задач совместной деятельности.

Значимым результатом стал разработанный механизм определения эффективности взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании младших школьников, в том числе определены уровни сформированности патриотических ценностей; разработана программа подготовки педагогических кадров и родителей к осуществлению патриотического воспитания; даны рекомендации по согласованию действий субъектов патриотического воспитания, определены формы и методы, оптимизирующие процесс взаимодействия семьи и школы в заданных обстоятельствах.

Создан и применяется в школах г. Глазова и Удмуртской республики учебно-методический комплекс по патриотическому воспитанию младших школьников, который включает 2 учебно-методических пособия («Патриотическое воспитание детей в современных условиях», «Формирование патриотизма в процессе знакомства детей с историей малого города»), электронное пособие по краеведению «Детям о Глазове», рабочая тетрадь «Глазов — город мой родной». Для реализации патриотического воспитания младших школьников была разработана учебно-методическая программа, в которой учебный материал был распределён по модулям: «История города Глазова», «Символика», «Радиальное расположение улиц», «Здания нашего города», «Достопримечательности», «Развитие промышленности», «Глазов культурный», «Этнический состав населения». Данные модули предполагают постепенное усложнение учебного материала от возраста к возрасту.

Овладев культурно-историческим способом познания окружающей действительности, ребёнок способен понять взаимозависимости различных явлений, установить взаимосвязь времён. Объектами пристального изучения явились:

  • история (история города Глазов, его прошлое и настоящее; происхождение названия этого населённого пункта и других географических объектов, связанных с ним и др.);
  • природа (типичные и редкие представители флоры и фауны нашего города, природные ресурсы, природные памятники, взаимодействие людей с природной средой и др.);
  • хозяйство (предприятия, службы благоустройства, транспорт нашего города и др.);
  • население (труд людей нашего города, национальный состав населения, его этнонациональные особенности и др.);
  • культура (народные промысла, памятники культуры, произведения профессионального искусства, фольклор и традиции, существующие в родном городе и др.).

Возрождение традиционных нравственных ценностей в сознании детей происходит через жизнь семьи, через изучение и овладение опытом предыдущих поколений. Поэтому так необходимо соединение воспитательного потенциала семьи и педагогического коллектива. Основными формами работы с родителями были следующие:

  • родительские собрания на темы: «Патриотическое воспитание младших школьников: цель, задачи семьи», «Городское пространство как образовательная среда», «Традиции семьи как основа духовно-нравственного воспитания», «Роль краеведения в воспитании патриотизма»;
  • открытые показы уроков (по природоведению «Сохраним природу малой Родины», «Знакомые незнакомцы (растения вокруг нас)», по чтению «Они прославили наш город», по труду «Дом, в котором я живу»);
  • консультации («Семейные ценности как преемственность поколений», «Эхо столетий», «Секреты бабушкиного сундука»);
  • совместные экскурсии, целевые прогулки, мероприятия (викторина «Город Глазов — белой птицей над рекой…», экскурсии в музеи «От зёрнышка — до каравая», «История обычных вещей», «Игрушки наших дедушек и бабушек», «Красная книга Удмуртии», «Городище Иднакар», «Дом Дружбы», целевые прогулки «Чисто не только там, где убирают, но и не мусорят», «Как люди занимаются благоустройством города», «О чём рассказывают вывески», «Улицы, названные в честь героев» и др.);
  • выставки детских работ («Временная лента», коллажи по достопримечательностям города), альбомов, презентаций сделанных совместно с родителями («Глазов — мой родной город», «Защитники Отечества», «Моя семья»);
  • изготовление дидактических игр по краеведению («Найди отличия», «Собери из части целое», «Найди на карте», «Городской лабиринт», «Угадай по силуэту», «Так бывает или нет?» с достопримечательностями, «Лото: улицы города»);
  • обобщение и распространение опыта семейного воспитания по патриотическому воспитанию и краеведению (выпуск семейной газеты «Мой дом родной»);
  • совместная проектная деятельность («Генеалогическое древо», «Школа будущего», «Разработка детского кодекса», сочинение сказок об истории обычных вещей, «Календарь памятных дат»).

Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Первостепенными становятся такие задачи, как: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление с разнообразными эффективными методами патриотического воспитания в семье, отбор, обобщение и распространение лучшего опыта.

Читайте также

Список литературы

  1. Волкова, О.В. Реализация задач патриотического воспитания младших школьников в условиях внедрения национально-регионального компонента [Текст] / О.В. Волкова // Интеграция образования, г. Саранск, 2008. - № 4. – С. 53-55.
  2. Волкова, О.В. Анализ проблемы реализации патриотического воспитания в начальной школе [Текст] / О.В. Волкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», г. Кострома, 2010. - № 3. – С. 28-30
  3. Сафонова, Т.В. Национально – региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: Монография/ Т. В. Сафонова. – Глазов, 2005. – 324 с.

Цитировать

Волкова, О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи / О.В. Волкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3331 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться