Система работы по формированию гражданской компетенции у школьников в учреждении дополнительного образования

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье описана система практической деятельности в учреждении дополнительного образования по формированию гражданской компетенции у старших школьников, которая реализуется уже на протяжении 10 лет в городе Ижевске Ленинского района. В основе педагогической работы лежит дополнительная общеразвивающая программа «Права человека». Обучение по программе опирается на личностно-ориентированный подход. Образовательная деятельность с подростками строится с помощью активных форм и методов.

Ключевые слова

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

Большое развитие в течение последних лет получило гражданское образование.

В городе Ижевске на базе образовательных учреждений, уже на протяжении 10 лет, действует движение правовых отрядов. Правовой отряд – это добровольное объединение учащихся (чаще всего это старшеклассники), основанное на интересе у детей к углубленному изучению права, к активному участию и организации различных мероприятий правового направления. Правовые отряды в образовательных учреждениях организуются на базах классов, а так же как разновозрастные объединения. Они могут работать самостоятельно и в составе органа ученического самоуправления. Руководит и организует деятельность – педагог – руководитель правового отряда.

Основная идея работы педагога заключается в организации активных форм деятельности и использование проектно-исследовательских методов обучения, основываясь на принципах гражданского образования: создание условий для формирования у старшеклассников общегуманитарного мировоззрения, основанного на уважении прав человека, развития лидерских качеств, гражданского самосознания. Самым главным, самым сложным, при достижении данной идеи является переход детей от роли пассивных слушателей к роли активных полноправных участников образовательного процесса, не просто получающих правовые знания, но и формирующих практические навыки правового поведения и разрешения конфликтов. С помощью организации социальной практической деятельности у учащихся решается данная проблема, которая способствует развитию активности, самостоятельности, независимости, ответственности за свой выбор, а через профессиональные пробы - самоопределение.

С учетом возрастных особенностей старшеклассников происходит выбор педагогом направлений педагогической деятельности, подбор педагогических технологий. Это ставит перед педагогом проблему освоения основ личностно-ориентированного обучения, так как основой образовательного процесса становятся индивидуальность, самобытность ребенка, его субъектный (то есть лично накопленный) опыт, через призму которого и воспринимается все происходящее. «Особенности возрастного развития старшеклассников связанны с поиском собственной идентичности, на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, формированием мировоззрения и самоопределением. Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям» [1].

Работа педагогов основана на образовательной программе «Права человека», в которой объединены 3 направления деятельности: гражданское образование, воспитание лидера и профориентационная деятельность. Срок реализации программы 3 года.

В связи со спецификой программы, ее целями и задачами, происходит выбор и применение методов обучения, фигурирующих в психолого-педагогической литературе под разными названиями: активные методы обучения, интерактивные методы, игровые методы обучения, IT-технологии.

Формы организации занятий так же различны: диалог, дискуссия, игра, работа в группах, изучение нормативных документов, беседа и т.д.

Для реализации образовательной программы правовой направленности недостаточно иметь ресурсы только дополнительного образования, поэтому используется сетевая форма ее реализации. Малоэффективно на занятиях только знакомиться с законодательной базой, основами права, также необходимо знать механизмы обеспечения и защиты прав. Обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение, выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов – это задачи полиции. На протяжении 10-ти лет происходит тесное сотрудничество с Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике. Для ребят проводятся встречи с руководством Министерства внутренних дел, встречи с сотрудниками различных подразделений, экскурсии в подразделения МВД. Старшеклассники могут увидеть условия работы сотрудников полиции, узнать требования к полицейским той или иной специальности, условия обучения и т.д. Кроме того, через профессиональные пробы ребята могут на практике испытать свои силы. Для более глубокого усвоения знаний и формирования практических компетенций мы сотрудничаем с Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ижевска, пермской городской общественной организацией «Центр гражданского образования и прав человека». Результатом этой деятельности является то, что почти 40% выпускников правовых отрядов получают профессию по данному профилю. Вот, что пишут выпускники детского объединения правового профиля «Еще учениками школы мы, совсем случайно, узнали о существовании правового отряда «ЦДТ» Ленинского района. Кто-то из нас пошел туда впервые по своей личной инициативе, а кого-то заставили учителя, а кто-то и вовсе пришел в «ЦДТ» для того, чтобы очередной раз прогулять урок химии. Но самое главное, это то, что никто из нас в дальнейшем не пожалел о том, что вступил в правовой отряд «Лидер». После окончания школы многие из нас поступили именно на юридический факультет. И этот выбор не случаен! Нам захотелось стать настоящими защитниками своей страны, бороться с преступностью и беззаконием».

С помощью теоретических занятий невозможно сформировать правопослушного гражданина, уважающего законы государства, нравственные и моральные традиции общества, поэтому в программу включены различные практические мероприятия, с помощью которых развивается активность, ответственность, самостоятельность, самосознание, активная гражданская позиция. Акцент ставится на создание и реализацию самими ребятами проектов правовой и социальной направленности. Развивая данные качества, идет подготовка ребят, готовых к творческой и организаторской деятельности, защите своих интересов и интересов других, происходит стимулирование появления новых активистов - лидеров детского гражданско-правового движения.

Кроме этого в школе ребята проводят исследования: «Знаешь ли ты устав школы?», «Демократический уклад школьной жизни», «Температура прав человека в школе» и др. На основе данных исследований складывается определенная картина, анализируя которую и выявляются проблемы, с которыми в последующем работает отряд.

В результате реализации образовательной программы и социальной деятельности происходит наиболее интенсивное развитие личности подростка, позволяющее решать основные задачи возраста: формирование «Я-концепции», мировоззрения, активной гражданской позиции, устанавливать новые способы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определятся в профессиональном выборе – то есть происходит формирование гражданской компетенции.

Читайте также

Список литературы

  1. Алиева,С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 20.
  2. Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях [Текст] / Л.И. Аманбаева дис... д-ра пед. наук. –Якутск, 2002. –с.
  3. Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы [Текст] // В.И. Байденко Высшее образование сегодня. - М. : 2004. № 2 –С. 65-68. 4. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] / А.В. Беляев Дис... д-ра пед. наук. –Ставрополь, 2007. с.5.
  4. Богомаз, М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru 6. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003.
  5. Борисова, Ю.Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru
  6. Вахрушев, А.А. Я и мир вокруг. Учебник 1 класса [Текст] / А.А. Вахрушев. –М. Баласс, 2012. –с.
  7. Виноградов, Ю.А. Гражданское движение в условиях перестройки. Сущность, ориентации, тенденции [Текст] / Ю.А. Виноградов Дис... канд. политич. наук. –М., 2001.
  8. Волынчикова, Е.А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников[Текст] Е.А.Волынчикова //Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru
  9. Врублевская, Е.А. Быть гражданином [Текст] / Е.А.Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214 - 216. .
  10. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] /Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009.-№ 8.- С. 4 -13.
  11. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001.

Цитировать

Коновалова, О.В. Система работы по формированию гражданской компетенции у школьников в учреждении дополнительного образования / О.В. Коновалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3341 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться