Методика работы социального педагога с неполной семьёй, воспитывающей мальчика

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная проблема работы социального педагога с неполной семьей, воспитывающей мальчика. Определено понятие «неполная семья», выявлены типология неполных семей, отношения «мать-ребенок», а также - специфика воспитания мальчиков в неполных семьях. Приведен анализ результатов исследования на базе МБОУ «Ярская средняя общеобразовательная школа №2» п. Яр УР. В статье раскрыты особенности семейного воспитания мальчиков. Сделаны выводы по результатам реализации авторской программы социального педагога. На основе анализа работы социального педагога с неполной семьей, воспитывающей мальчика, сформулированы методические рекомендации для родителя.

Ключевые слова

РАЗВЕДЕННАЯ СЕМЬЯ, ВНЕБРАЧНАЯ СЕМЬЯ, ОСИРОТЕЛАЯ СЕМЬЯ, ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ, НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ, РАСПАВШАЯСЯ СЕМЬЯ

Текст научной работы

В обществе на развитие человека оказывают влияние различные факторы как биологические, так и социальные. Главным социальным фактором, влияющим на развитие личности, является семья. В настоящее время ученые выделяют различные типы семей. Из них в последнее время растет число неполных семей, при этом чаще всего детей воспитывают матери – одиночки. И с каждым годом их становится все больше. Но социализация детей возможна лишь в полной семье.

Причинами роста семей с одним родителем, как правило, с матерью являются: увеличение числа разводов, нарастание количества рождений вне зарегистрированного брака, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста.

При воспитании мальчика перед матерью стоят различные, по - своему трудные проблемы. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. Это способствует появлению нарушений в психике и поведении ребенка, поэтому необходимо оказать одинокой матери помощь в воспитании будущего мужчины.

Проблемами воспитания в неполных семьях занимались такие ученые как И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и др. Их труды помогут разобраться c ocoбеннoстями работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков. Рассмотрим понятие «неполная семья», на какие виды она подразделяется и типы отношений «мать – ребенок».

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Обратимся к различным типам неполных семей. Они подразделяются на осиротевшую семью, внебрачную семью, разведенную семью и распавшуюся семью [2, с.24].

Осиротевшая семья – один из типов неполной семьи, возникающей в результате смерти или гибели одного из родителей. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности [3, с. 36].

Главным примером для ребенка становится общественная и личная жизнь родителя. Чувство ответственности, самостоятельности, сноровка в выполнении разных дел и обязанностей у детей формируется при участии в труде наравне со взрослыми членами семьи. Если в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка от труда, ограждает от трудностей, то ребенок может вырасти эгоистом. Большую роль в воспитании играет память об умершем. Это побуждает в детях стимул достигать тех же успехов, быть похожими на него. В воспитании детей из осиротевших семей должны принимать участие и родственники покойного родителя.

Внебрачная семья – неполная семья, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребности материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно [3, с. 37].

Общество к таким семьям относится неоднозначно. Нередко трудной для ребенка является психологическая нагрузка, когда он в исковерканном виде узнает о факте внебрачности. Избежать этого можно, открыв правду как можно раньше, чтобы он усвоил ее, прежде чем он научится анализировать все сложности жизни. Трудности для внебрачной семьи состоят в основном в том, что ребенку уделяется недостаточно внимания из - за перегруженной работой матери. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца, что сказывается на формировании образца мужчины.

В таких семьях нежелательны крайности в обращении с ребенком. Иногда мать смотрит на своего ребенка как на препятствие для заключения официального брака. В условиях неудач, жизненных трудностей у матери может сложиться неприязненное отношение к ребенку, хотя внешне это маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека.

Возникающее отсюда грубое, порой несправедливое обращение с ребенком, отрицательно сказывается на его нравственном развитии. Бездумная материнская любовь также отрицательно влияет на ребенка.

Разведенная семья – неполная семья, возникающая в результате расторжения брака [4, с. 11].

Более подробно остановимся на разведенных семьях, где остаются мать и малолетний сын без мужского влияния и примера. Существует множество разных причин разводов, но выделяют три основные группы причин. К первой группе относятся личностно - психологические причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности и психологии человека. Это может быть легкомысленный, поспешный брак, очень скоро выявляющий психологическую несовместимость, несоответствие характеров или неготовность к семейным ролям. Также к таким причинам можно отнести алкоголизм и другие вредные привычки, измена, обман, лживость. Спровоцировать развод может отсутствие помощи, в которой нуждается кто-то либо из супругов или семья в целом (помощь по хозяйству, воспитание детей, организация отдыха и т.д.).

Вторая группа причин разводов связана с условиями жизни семьи (жилищными, бытовыми, материальными) и особенностями взаимодействия семьи и окружения. К таким причинам можно отнести раздельную жизнь супругов, практическое прекращение брака и отношений.

Третья группа причин самая немногочисленная и связана с обыкновенной невозможностью продолжать совместную жизнь в браке. К таким причинам относятся врожденные или приобретенные патологические изменения в организме или психике, например: тяжелая и длительная болезнь или душевное заболевание [4, с. 61].

Во всех представленных причинах страдают дети, так как мать, с которой остается ребенок после развода, теряет эмоциональный контакт с отцом и это сказывается на его психологическом развитии.

Распавшаяся семья – неполная семья, возникающая в результате ухода из дома одного из супругов. Этот тип схож с разведенной семьей, однако все усложняется нестабильностью положения супругов [5, с. 13].

Родителю из разведенной или распавшейся семьи, проживающему с ребенком, необходимо соблюдать общие рекомендации по отношению к детям из неполных семей. Восполнить недостающее ребенку влияние можно его общением. С отдельно проживающим родителем, целесообразной организацией жизнедеятельности детей в семье, использованием воспитательных возможностей родственников – мужчин, друзей семьи, членов школьных родительских комитетов, учителей – мужчин, руководителей кружков по интересам, тренеров.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что существует много типологий отношений «мать - ребенок». Рассмотрим вариант, предложенный С. Броди:

  1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.
  2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.
  3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно – за навыками опрятности.
  4. Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности [1, с. 79].

Цель исследовательской работы - выявление особенностей семейного воспитания в неполных семьях. Анализ показал, что основной причиной формирования неправильного поведения мальчиков являются ошибки семейного воспитания, в частности, отсутствие в семье примера мужского поведения.

Работа проводилась на базе МБОУ «Ярская средняя общеобразовательная школа №2»в п. Яр УР. Были охвачены 8 семей, в которых матери воспитывают сыновей одни. В одной семье воспитываются 2 мальчика. Таким образом, в исследовании участвовали 9 мальчиков. Они являются учениками 2 и 3 классов. Родители этих детей находятся в разводе. У большинства мальчиков наблюдается склонность к общению в кругу девочек. Со слов матерей, мальчики не охотно общаются с мальчиками своего возраста и старше. Этих мальчиков не интересуют телевизионные передачи, в которых можно было бы познакомиться с военной и автомобильной техникой. Они не любят смотреть криминальные сериалы и фильмы. Предпочитают смотреть «женские» сериалы.

Таким образом, проведено исследование по выявлению особенностей семейного воспитания мальчиков в данных семьях. Для выявления особенностей взаимоотношений в семьях и семейного воспитания были выбраны и проведены такие диагностические методики как тест «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом, тест - опросник родительского отношения к детям представленный А.Я. Варга и В.В. Столиным, а также опросник «Анализ семейной тревоги».

На этапе диагностики для определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:

  • – благоприятная семейная ситуация – 55,6 % (5 чел.);
  • – тревожность в семье – 22,2% (2 чел.);
  • – конфликтность в семье – 11,1% (1 чел.);
  • – чувство неполноценности – 11,1% (1 чел.);
  • – враждебность в семейной ситуации – 0% (0 чел.).

Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 44,5% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.

Для определения типа родительского воспитания проведен тест – опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения как «симбиоз» – 50% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 12,2%. Кроме того, выявлен такой тип родительского отношения к детям как «кооперация» – 12,5%. Такой тип родительских отношений как «отвержение» выявлен не был.

Из представленных результатов можно сделать вывод: почти у 37,2% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.

Для того чтобы определить адекватность полученных результатов, был проведен сравнительный анализ рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа выявлено, что в неполных семьях отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.

Далее при сравнительном анализе было определено, что в 11,1% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 12,2% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.

Необходимо рассмотреть еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 22,2% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.

При анализе опросника «Анализ семейной тревоги» выявлено, что в 75% семей присутствует тревожность и 25% напряженность. Наличие семейной вины не обнаружено.

На основе исследования была разработана и реализована программа по социально - педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.

В ходе реализации программы замечено, что большинство мальчиков не отказывались от мужского общения. Только один мальчик был отрицательно настроен на взаимное общение, не хотел участвовать в мероприятиях.

Первое мероприятие, на котором отцы увидели положительный результат, была проведенная экскурсия в краеведческий музей, где мальчики смогли познакомиться с таким понятием как мужество.

Еще одно мероприятие, которое можно отметить как успешное, это совместное участие мальчиков и мужчин в спортивных секциях. Мужчины отметили, что 85% мальчиков из неполных семей с интересом проявляли участие в таких играх как футбол, волейбол.

В целом, мужчины позитивно отзывались о проведенных мероприятиях и готовы в дальнейшем участвовать в таких программах. Сегодня 7 из 9 мальчиков продолжают заниматься в секциях.

В контексте программы проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков. В ходе их проведения установлено, что 75% матерей определяют реализацию программы как положительную. Данные мамы считают, что в поведении их детей произошли позитивные изменения. Мальчикам понравилось проводить время в мужском обществе. Ребята нашли свои новые интересы. Некоторые мамы сказали, их сыновья научились некоторым видам мужской работы от других родителей. В ходе реализации программы мальчиками из исследуемых семей были починены (с помощью родителей и учителя технологии) скамейки. Кроме того, учителя технологии мальчиков научили некоторым основам резьбы по дереву.

После реализации программы проведен повторный срез с использованием теста - опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

В результате: 35% родителей в ходе проведения программы пересмотрели свое отношение к детям. Также хочется отметить, что 15% исследуемых матерей не отмечают позитивного изменения в поведении своих детей. Ухудшения в поведении у мальчиков из этих семей не было.

На основе вышеизложенного можно сформулировать методические рекомендации для родителей:

  1. В воспитании мальчиков необходимо учитывать следующее:
    1. – должна быть доброжелательная атмосфера в семье;
    2. – нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
    3. – воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.
  2. Нужно прислушиваться к мнению и суждениям ребенка, стараться его понять. По возможности не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
  3. Необходимо определить «границы запретов» для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.

Разработанная программа может быть использована в деятельности не только социального педагога, но и социальных психологов, педагогов - психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, проблема воспитания мальчиков в них становится все более актуальной.

Читайте также

Список литературы

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  2. Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка // Социальная педагогика – 2006. - №2 – с.88-92.
  3. Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2010.
  4. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.
  5. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.

Цитировать

Александрова, И.Н. Методика работы социального педагога с неполной семьёй, воспитывающей мальчика / И.Н. Александрова, О.С. Кутявина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3356 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться