Деревянные игрушки в реализации воспитательных целей уроков черчения

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлена методика организации обучения школьников разделу «Сборочные чертежи» на уроках черчения с использованием детских деревянных игрушек «Солдат 1812 г.», «Холмогорский бык», «Красная Шапочка», позволяющих реализовать образовательные, развивающие и, в особенности, воспитательные цели уроков.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЁЖ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ УРОКОВ, ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ФАБРИКИ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, УРОКИ ЧЕРЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Текст научной работы

Каждый учитель при планировании учебных занятий по школьной учебной дисциплине перед собой ставит определённые цели и задачи: образовательные, направленные на формирование знаний, умений, навыков школьников; развивающие — на формирование мышления, памяти, речи, умения выделять главное, сравнивать, наблюдать, обобщать, использовать знания и умения в новых ситуациях; воспитательные — на формирование нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности, навыков самостоятельной работы, самоконтроля, терпения, аккуратности, внимания, трудолюбия, навыков коллективной работы и т. д. [3, с.144].

В данной статье хотелось бы поделиться опытом, как путём использования детских деревянных игрушек — дидактических средств обучения, на уроках черчения можно реализовать воспитательные цели уроков. Иными словами, хотелось бы рассказать об уроках, позволяющих педагогу затронуть ряд актуальных вопросов идейно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического, экологического и экономического воспитания учащихся.

В течение ряда лет при обучении школьников разным темам, в частности, темам «Сборочные чертежи», «Деталирование сборочных чертежей» автор данной статьи в годы работы школьным учителем черчения использовал детские деревянные игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки (рис. 1 — 3), а также других фабрик из разных регионов России. Игрушки, в основном, нами приобретались в торговой сети. С их помощью учащиеся на уроках черчения приобщаются к художественно-конструкторской деятельности. Выполняют практические задания, по условиям которых им необходимо либо переконструировать, либо доконструировать отдельные детали, либо вовсе выполнить проектно-конструкторскую документацию на изделие своей конструкции по заданным реальным (рис. 1) или графическим (рис. 2-3) аналогам. Тем самым знакомятся с профессией художника-конструктора (дизайнера). В определённых ситуациях учащиеся ограничиваются деталированием сборочных чертежей изделий художественно-утилитарного назначения (рис. 2-3), предварительно прослушав рассказ учителя о названной профессии.

На таких уроках учащиеся знакомятся с понятием «Художественное конструирование». Они узнают, что это особая область творчества, где художник-конструктор стремится сделать промышленную продукцию красивой и оригинальной по форме, удобной в использовании, лёгкой в изготовлении, недорогой для потребителя.

Используя одно только это понятие на уроке, учитель сможет реализовать целый ряд воспитательных целей учебного занятия — способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.

Например, на занятиях сообщается, что игрушки можно изготовить из отходов пиломатериалов. Учитель проводит беседу о бережном использовании природных богатств. Игрушку необходимо так спроектировать и изготовить, чтобы она была бы весьма привлекательной и дешёвой для потребителей, удобной в использовании, но при этом на её изготовление предприятие тратило бы минимальное количество временных, трудовых и финансовых ресурсов. Технология изготовления изделия должна быть самой простой. Специалисты, работающие над созданием изделия, не должны, например, испытывать какие-либо трудности при выполнении неоправданно сложных чертежей — разработке проектной документации, изготовлении деталей на станках и т.д. Так в условиях школьных уроков черчения затрагиваются проблемы экологии, экономики, эргономики и правильной организации трудовых процессов.

На занятиях со школьниками полезно побеседовать о всемирно известных Центрах русской деревянной игрушки, изученных ими ещё на уроках изобразительного искусства в младших классах. Учащиеся при этом вспоминают, что в этих Центрах народными мастерами изготавливаются фольклорные игрушки в отличие от промышленных игрушек, изготавливаемых производственным способом. Беседы не должны занимать много времени. В ходе их проведения желательно организовать краткосрочные просмотры диафильмов и диапозитивов. Это позволит учащимся увидеть изображения мезенских и печорских коников, игрушек владимирщины, Городецкого округа, щепных игрушек из деревень Архангельской и Нижегородской (д. Федосеево) областей, матрешек Загорска (Сергиева Посада), Семенова, Полховского Майдана, богородских игрушек с механизмом движения и т. д. При этом может быть использован также печатный текстовой и иллюстративный материал. Так на уроках черчения можно сформировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание благодаря приобщению к национальному достоянию, которым является русская деревянная игрушка. На уроке можно использовать Дымковские и Филимоновские глиняные игрушки, а также глиняные игрушки Каргополья Архангельской области, предметы декоративно-прикладного искусства местных мастеров и умельцев, изделия и игрушки, изготовленные учащимися на уроках труда.

На занятиях учитель может затрагивать вопросы патриотического воспитания, формировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание, чувство гордости за свою Родину.

Например, игрушка-каталка «Холмогорский бык» (рис. 1б; 3а), позволяет напомнить учащимся о том, что родиной холмогорской породы крупного рогатого скота является наш северный край, с. Холмогоры Архангельской области. Порода известна не только за пределами своей области, но и России.

</em> Игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки: а — игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.», б — игрушка-каталка «Бык», в — игрушка-пирамидка «Красная Шапочка»
Рисунок 1. Игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки: а — игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.», б — игрушка-каталка «Бык», в — игрушка-пирамидка «Красная Шапочка»

Кроме того, уже лет четыреста, а то и больше существует русский холмогорский косторезный промысел (Холмогорская резьба по кости), известный всему миру. В 18 веке резной костью Холмогорских мастеров украшали ружья, мебель, ларцы, кабинеты, иконы, веера и секретеры, гребни. В настоящее время умельцы изготавливают вазы уникальной красоты с тонкими рисунками, шахматные фигурки, броши и много других традиционных изделий. Школьники на данном уроке вспоминают, что из этого самого села, где живут поморы, ушел когда-то в Москву Михайло Ломоносов — первый русский университет. Отсюда же родом был замечательный русский скульптор Федот Шубин.

Весьма привлекательная для школьников является игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.» (рис. 1а; 2). При работе над её чертежами можно вспомнить славную историю нашей Родины, героические подвиги русских солдат в борьбе за свободу с французскими захватчиками.

</em>. Сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Солдат 1812 года»
Рисунок 2. Сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Солдат 1812 года»

Поистине, есть чем гордиться и чему подражать современному подрастающему поколению: слава предков, многовековые традиции, национальные особенности быта и культуры — всё это способствует формированию лучших нравственных качеств у наших учеников.

Игрушка-пирамидка «Красная Шапочка» (рис. 1в; 3б) позволяет связать изучаемый теоретический материал по черчению с практической деятельностью людей — художественным конструированием изделий художественно-утилитарного назначения, вспомнить сказочные персонажи, народные и авторские сказки.

</em>: а — сборочный чертёж игрушки-каталки «Холмогорский бык», б — сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Красная Шапочка»
Рисунок 3. а — сборочный чертёж игрушки-каталки «Холмогорский бык», б — сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Красная Шапочка»

Читайте также

Список литературы

  1. Михайлов Н.Г. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. – 2007. - № 4. – С. 40 – 42.
  2. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. – 2007. - № 4. - С. 49 – 51.
  3. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее.- 2014. - № 3. – С. 140 – 146.

Цитировать

Михайлов, Н.Г. Деревянные игрушки в реализации воспитательных целей уроков черчения / Н.Г. Михайлов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3357 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться