Изучение показателей физического развития школьников и студентов

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В ходе антропометрического обследования на базе лаборатории «Мониторинга физического здоровья учащихся всех ступеней образования» проведен статистический анализ результатов исследования и выявление морфофункциональных особенностей детей, подростков и молодежи, проживающих в городских и сельских населенных пунктах Нижегородской области.

Ключевые слова

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ, АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, СТУДЕНТЫ, ШКОЛЬНИКИ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ТЕМПОВЫЙ СОМАТОТИП, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Введение

Важной особенностью детского и подросткового возраста является постоянно протекающий процесс роста и развития, в течение которого увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также происходит совершенствование работы органов и физиологических систем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека. От того, как растет и развивается ребенок и подросток в этот период, во многом зависит его будущее. Поэтому процесс от момента рождения ребенка и до завершения процессов роста и развития должен находиться под постоянным контролем врачей, педагогов и родителей [1,2]. На актуальность проведения антропометрических обследований указывает Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [3].

Существенное влияние на физическое развитие оказывают условия питания, внешнего окружения и территориальная расположенность [4,5,6,7].

Арзамас имеет статус районного города с населением 113 тыс. человек, на его территории находится 17 среднеобразовательных школ (СОШ). Арзамасский район имеет компактную форму протяженностью 40 км с севера на юг и 50 км с востока на запад. Арзамасский район включает в себя 103 населенных пункта, на их территории расположено 23 СОШ и 11 неполных средних школ, в которых в 2010 году обучалось 3.094 сельских школьников [8,9].

Регулярное проведение периодических массовых исследований физического развития детей дает возможность на районном и региональном уровнях выявлять общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, что является необходимым условием получения достоверных данных о состоянии антропометрического статуса подрастающего поколения [10,11].

Учитывая социальную значимость и актуальность проблемы негативных тенденций в состоянии здоровья сельских школьников, использование современных методов исследования для изучения закономерностей формирования здоровья является основой для дальнейшей разработки программ оздоровления детей сельской местности [12,13,14].

Цель исследования

Выявление морфофункциональных особенностей физического развития детей, подростков и молодежи.

Материалы и методы

Исследование проведено по результатам антропометрического обследования 3073 человек (1116 мальчиков/юношей и 1214 девочек/девушек; 2330 школьников и 743 студента) 7-19 лет научными сотрудниками лаборатории «Мониторинга физического здоровья учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского и врачами-педиатрами Центра здоровья ребенка г.Арзамаса по 7 показателям морфофункционального развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, динамометрия, АД, ЧСС) [7,15].

Критерии включения: 1 группа — школьники г.Арзамаса; 2 группа — школьники сельских школ Арзамасского района; 3 группа — школьники поселков городского типа (ПГТ) Нижегородской области, имеющих статус районного центра; 4 группа — школьники сельских школ районов ПГТ; 5 группа — студенты Арзамасского филиала ННГУ.

По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа с использованием ППП «STADIA v.6».

Обсуждение результатов

Физическое развитие детей — один из обобщающих параметров здоровья, ведущими показателями которого и в большей степени отражающими состояние физического развития являются длина тела (ДТ), характеризующая ростовые процессы, и масса тела (МТ), свидетельствующая о развитии костно-мышечного аппарата, мягкого остова, внутренних органов. ДТ, являясь наиболее устойчивым маркером, отражает индивидуальные генетические особенности ребенка. При этом МТ в большей степени указывает на реактивность организма при воздействии факторов окружающей внешней среды, интегрируя в себе индивидуальные обменные процессы [16,17].

ДТ как показатель возрастного развития может отражать экологические условия проживания исследуемой группы детей, чем большее напряжение приспособления вызывает среда, тем значительнее выражено отклонение ее величин [18].

Сравнение в обследованной группе детей средних величин ДТ показывает на окончание роста у юношей в длину в 17 лет, а у девушек в 16 лет, что характерно для общепринятых закономерностей возрастного развития (рис.1). Также графическое изображение динамики ДТ показывает на небольшие различия показателей роста между мальчиками и девочками.

Графическое изображение средних показателей длины тела </em>
Рисунок 1. Графическое изображение средних показателей длины тела

Показатели МТ у мальчиков и юношей во всех возрастных группах превышают показатели девочек и девушек, кроме возрастного периода 12-13 лет — начала полового созревания, когда происходит ростовой скачок. Затем пубертатный скачок происходит у мальчиков, и они опять обгоняют по показателям роста девочек (рис.2).

</em><em>Графическое изображение средних показателей массы тела</em>
Рисунок 2. Графическое изображение средних показателей массы тела

При анализе физиометрических показателей в группе сельских школьников Арзамасского района определено увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с возрастом (с 1,5±0,03 л до 3,8±0,07 у мальчиков, у девочек — с 1,3±0,03 л до 3,2±0,06 л) (рис.3).

Сравнительный анализ показателей средних величин ЖЕЛ у сельских мальчиков и девочек</em>
Рисунок 3. Сравнительный анализ показателей средних величин ЖЕЛ у сельских мальчиков и девочек

Исследование мышечной силы кистей рук, или динамометрия, характеризует степень развития мускулатуры. Статистическая обработка антропометрических данных динамометрии у сельских школьников и студентов показывает ее увеличение с возрастом (рис.4,5).

Сравнительный анализ показателей средних величин  мышечной силы руки у сельских мальчиков и юношей </em>
Рисунок 4. Сравнительный анализ показателей средних величин  мышечной силы руки у сельских мальчиков и юношей

Максимальная скорость прироста по показателям динамометрии зафиксирована у мальчиков в 14-15 лет (увеличились на 5,4 и 5,0 кг соответственно), у девочек максимальный прирост (на 3,5 и 3,4 кг соответственно) пришелся на 11-12 лет.

Сравнительный анализ показателей средних величин  мышечной силы руки у сельских девочек и девушек.</em>
Рисунок 5. Сравнительный анализ показателей средних величин  мышечной силы руки у сельских девочек и девушек.

Сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма. По теории P.M.Баевского, она определена как индикатор состояния всего организма, ее параметры являются ведущими для оценки его функционального состояния [19,20].

Гемодинамические показатели реагируют на изменения равновесия между организмом и средой, и отражают состояние уровня адаптационно-приспособительных реакций целостного организма [21,22].

Наиболее общие и часто используемые параметры сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) [23,24].

Центильное распределение параметров артериального давления сельских детей отличается выраженным смещением в сторону увеличения от стандартных данных, показатели ЧСС имеют обратную тенденцию, также со смещением от нормы (табл.1).

Таблица 1. Центильное распределение параметров гемодинамики сельских детей

Показатель

гемодинамики

Эталонное распределение

3%

7%

15%

25%

25%

15%

7%

3%

САД

0,4

0,7

3,5

13,3

28,6

26,0

12,3

15,2

ДАД

0,3

1,2

5,9

10,7

22,0

27,5

13,6

18,8

ЧСС

9,9

9,3

22,0

22,2

21,2

9,3

3,0

3,1

На основании оценок центильных интервалов ДТ, МТ и окружности грудной клетки (ОКГ) определяют гармоничность морфологического состояния организма. Оптимальные соотношения этих показателей обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Оценка по центильной шкале также дает возможность вычислить темповый соматотип. Соматотип применительно к ребенку означает темповую характеристику роста, отражающую биологический возраст ребенка [25].

Для определения типа темпового соматотипа у детей в последние годы используют метод Р.Н.Дорохова и И.И.Бахрах, который основывается на использовании результатов изучения показателей физического развития по центильным шкалам. [26]. Согласно данной схеме, выделяют три типа соматотипа, при этом подсчитывается сумма баллов (номеров) «коридоров» центильных шкал при оценке отдельных показателей: длины тела, окружности груди и массы тела. Сумме номеров до 10 баллов соответствует микросоматический тип, до 15 баллов — мезосоматический тип, 16-21 балл — макросоматический тип. Микросоматики характеризуются низкими показателями основных антропометрических величин и замедлением возрастного развития, макросоматики — высокими значениями и ускорением физического развития, а показатели у мезосоматиков соответствуют возрастно-половым стандартам.

Антропометрические данные большинства школьников и студентов соответствуют мезосоматическому типу (57,8% школьников и 63,0% студентов), причем у девочек и девушек этот показатель выше.

Наибольшее число школьников, соответствующих возрастно-половым показателям, обучается в сельских школах Арзамасского района и ПГТ, а школьников, отстающих и опережающим свои возрастные стандарты, больше в сельских школах ПГТ и г.Арзамаса (23,8% и 24,8% соответственно). Большинство обследованных школьников и студентов имеют соответствующее возрасту физическое развитие (рис.6).

При динамическом наблюдении за детьми с выраженными конституциональными особенностями может проводиться уточняющая оценка по дополнительным таблицам. Используется укрупненная схема оценки ДТ и МТ:

  1. Нормальное физическое развитие (НФР) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 3-6 ц.и;
  2. Избыточная масса тела (ИМТ) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 7-8 ц.и;
  3. Дефицит массы тела (ДМТ) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 1-2 ц.и;
  4. Высокая длина тела (ВДТ) — положение параметра ДТ в зоне 8 ц.и. при любых значениях МТ;
  5. Низкая длина тела (НДТ) — положение параметра ДТ в зоне 1 ц.и. при любых значениях МТ [25].
Распределение школьников и студентов по соматотипам</em>
Рисунок 6. Распределение школьников и студентов по соматотипам

Согласно указанной схема было проведено распределение всех обследуемых школьников и студентов по двум параметрам: гармоничное развитие и дисгармоничное развитие.

Результаты статистического анализа выявили наибольшее количество гармоничных микросоматиков и мезосоматиков среди мальчиков, проживающих в ПГТ (79,4% и 88,7% соответственно), в сельских школах районов ПГТ обучается наибольшее количество девочек макросоматиков с гармоничным развитием — 47,2%. Наибольшие показатели дисгармоничного развития отмечены у школьников г.Арзамаса: девочки микросоматики с ДМТ и НДТ (26,7% и 20,0% соответственно). Наибольшее число девушек, опережающих своих сверстниц по ДТ выявлено в сельских школах Арзамасского района (19,3%), среди мальчиков г.Арзамаса определено 56,7% макросоматиков с избыточной МТ.

Студенты в отличие от школьников имеют высокие устойчивые показатели гармоничности среди всех соматотипов. По характеру дисгармоничности студенческую молодежь можно отметить наличием среди макросоматиков девушек с высокой МТ (42,9%), юношей высокого роста (25,7%) и с превышающей стандарт массой (22,9%) (рис.7).

Оценка гармоничности физического развития студентов</em>
Рисунок 7. Оценка гармоничности физического развития студентов

Выводы

  1. Совместное обследование школьников и студентов позволило установить возраст окончания ростовых процессов, выявить половые и территориальные особенности морфофункциональной адаптации. Студенты в отличие от школьников имеют более высокие устойчивые показатели гармоничности физического развития среди всех соматотипов;
  2. Полученные результаты исследования могут являются основой для разработки практических рекомендаций для средних и высших образовательных учреждений г.Арзамаса и Арзамасского района по разработке и внедрению оздоровительных программ, направленных на повышение адаптационного потенциала к учебным нагрузкам и неблагоприятным факторам окружающей среды [27,28,29].

Читайте также

Список литературы

  1. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  2. Михайлова С.В. Физиологические основы роста и развития детей и подростков // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.14-23.
  3. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об обще¬российской системе мониторинга состояния физического здоро¬вья населения, физического развития детей, подростков и моло¬дежи». - М., 2001.
  4. Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. … кандидата биологических наук : 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014.
  5. Оценка физического развития детей и подростков с использованием стандартов разного территориального уровня/Е.С. Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, С.А.Чекалова // Материалы Х Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - С. 474-478.
  6. Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Т. 31. С. 21-31.
  7. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической системе «Здоровье – среда обитания». - М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 (34). С.3.
  9. Морфологический статус сельских школьников Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3(35). С.4.
  10. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области) / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.519.
  11. Журавлева М.С., Сеткова Н.П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности // Гигиена и санитария. – 2009. - №1. – С.49-51.
  12. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Проблемы здоровья современных школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.7-14.
  13. Михайлова С.В. Методическое и нормативно-правовое обоснование мониторинга физического развития сельских школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.34-50.
  14. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. - М.: Изд.группа «ГЭОТАР-МЕДИА», 2005. – 523 с.
  15. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р.Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
  16. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева. - М.: Изд. дом «Династия», 2004. – 168 с.
  17. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  18. Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Н.Крылов, В.А.Басуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 41-47.
  19. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. - 197 с.
  20. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичёв, Е.А.Болтачёва, Н.В.Жулин // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. 2012. №.7. С.37-43.
  21. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.Н.Баевский, А.П.Берсенева. - Ставрополь: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
  22. Михайлова С.В. Функциональные резервы – показатель здоровья детей и подростков // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.23-28.
  23. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Изд-во НижГМА, 2010. - 164 с.
  24. Михайлова С.В. Методы изучения и оценки физического развития // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.28-34.
  25. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  26. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А.Калюжный, В.Н.Крылов, Ю.Г.Кузмичев, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев С.В.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.508.
  27. Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С.5.
  28. Михайлова С.В. Особенности условий среды проживания и обучения сельских учащихся (на примере Нижегородской области) // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.108-112.
  29. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.

Цитировать

Изучение показателей физического развития школьников и студентов / И.И. Карпова, А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Г.В. Чалкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3402 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться