Введение
Важной особенностью детского и подросткового возраста является постоянно протекающий процесс роста и развития, в течение которого увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также происходит совершенствование работы органов и физиологических систем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека. От того, как растет и развивается ребенок и подросток в этот период, во многом зависит его будущее. Поэтому процесс от момента рождения ребенка и до завершения процессов роста и развития должен находиться под постоянным контролем врачей, педагогов и родителей [1,2]. На актуальность проведения антропометрических обследований указывает Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [3].
Существенное влияние на физическое развитие оказывают условия питания, внешнего окружения и территориальная расположенность [4,5,6,7].
Арзамас имеет статус районного города с населением 113 тыс. человек, на его территории находится 17 среднеобразовательных школ (СОШ). Арзамасский район имеет компактную форму протяженностью 40 км с севера на юг и 50 км с востока на запад. Арзамасский район включает в себя 103 населенных пункта, на их территории расположено 23 СОШ и 11 неполных средних школ, в которых в 2010 году обучалось 3.094 сельских школьников [8,9].
Регулярное проведение периодических массовых исследований физического развития детей дает возможность на районном и региональном уровнях выявлять общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, что является необходимым условием получения достоверных данных о состоянии антропометрического статуса подрастающего поколения [10,11].
Учитывая социальную значимость и актуальность проблемы негативных тенденций в состоянии здоровья сельских школьников, использование современных методов исследования для изучения закономерностей формирования здоровья является основой для дальнейшей разработки программ оздоровления детей сельской местности [12,13,14].
Цель исследования
Выявление морфофункциональных особенностей физического развития детей, подростков и молодежи.
Материалы и методы
Исследование проведено по результатам антропометрического обследования 3073 человек (1116 мальчиков/юношей и 1214 девочек/девушек; 2330 школьников и 743 студента) 7-19 лет научными сотрудниками лаборатории «Мониторинга физического здоровья учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского и врачами-педиатрами Центра здоровья ребенка г.Арзамаса по 7 показателям морфофункционального развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, динамометрия, АД, ЧСС) [7,15].
Критерии включения: 1 группа — школьники г.Арзамаса; 2 группа — школьники сельских школ Арзамасского района; 3 группа — школьники поселков городского типа (ПГТ) Нижегородской области, имеющих статус районного центра; 4 группа — школьники сельских школ районов ПГТ; 5 группа — студенты Арзамасского филиала ННГУ.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа с использованием ППП «STADIA v.6».
Обсуждение результатов
Физическое развитие детей — один из обобщающих параметров здоровья, ведущими показателями которого и в большей степени отражающими состояние физического развития являются длина тела (ДТ), характеризующая ростовые процессы, и масса тела (МТ), свидетельствующая о развитии костно-мышечного аппарата, мягкого остова, внутренних органов. ДТ, являясь наиболее устойчивым маркером, отражает индивидуальные генетические особенности ребенка. При этом МТ в большей степени указывает на реактивность организма при воздействии факторов окружающей внешней среды, интегрируя в себе индивидуальные обменные процессы [16,17].
ДТ как показатель возрастного развития может отражать экологические условия проживания исследуемой группы детей, чем большее напряжение приспособления вызывает среда, тем значительнее выражено отклонение ее величин [18].
Сравнение в обследованной группе детей средних величин ДТ показывает на окончание роста у юношей в длину в 17 лет, а у девушек в 16 лет, что характерно для общепринятых закономерностей возрастного развития (рис.1). Также графическое изображение динамики ДТ показывает на небольшие различия показателей роста между мальчиками и девочками.

Показатели МТ у мальчиков и юношей во всех возрастных группах превышают показатели девочек и девушек, кроме возрастного периода 12-13 лет — начала полового созревания, когда происходит ростовой скачок. Затем пубертатный скачок происходит у мальчиков, и они опять обгоняют по показателям роста девочек (рис.2).

При анализе физиометрических показателей в группе сельских школьников Арзамасского района определено увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с возрастом (с 1,5±0,03 л до 3,8±0,07 у мальчиков, у девочек — с 1,3±0,03 л до 3,2±0,06 л) (рис.3).

Исследование мышечной силы кистей рук, или динамометрия, характеризует степень развития мускулатуры. Статистическая обработка антропометрических данных динамометрии у сельских школьников и студентов показывает ее увеличение с возрастом (рис.4,5).

Максимальная скорость прироста по показателям динамометрии зафиксирована у мальчиков в 14-15 лет (увеличились на 5,4 и 5,0 кг соответственно), у девочек максимальный прирост (на 3,5 и 3,4 кг соответственно) пришелся на 11-12 лет.

Сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма. По теории P.M.Баевского, она определена как индикатор состояния всего организма, ее параметры являются ведущими для оценки его функционального состояния [19,20].
Гемодинамические показатели реагируют на изменения равновесия между организмом и средой, и отражают состояние уровня адаптационно-приспособительных реакций целостного организма [21,22].
Наиболее общие и часто используемые параметры сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) [23,24].
Центильное распределение параметров артериального давления сельских детей отличается выраженным смещением в сторону увеличения от стандартных данных, показатели ЧСС имеют обратную тенденцию, также со смещением от нормы (табл.1).
Показатель гемодинамики | Эталонное распределение | |||||||
3% | 7% | 15% | 25% | 25% | 15% | 7% | 3% | |
САД | 0,4 | 0,7 | 3,5 | 13,3 | 28,6 | 26,0 | 12,3 | 15,2 |
ДАД | 0,3 | 1,2 | 5,9 | 10,7 | 22,0 | 27,5 | 13,6 | 18,8 |
ЧСС | 9,9 | 9,3 | 22,0 | 22,2 | 21,2 | 9,3 | 3,0 | 3,1 |
На основании оценок центильных интервалов ДТ, МТ и окружности грудной клетки (ОКГ) определяют гармоничность морфологического состояния организма. Оптимальные соотношения этих показателей обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Оценка по центильной шкале также дает возможность вычислить темповый соматотип. Соматотип применительно к ребенку означает темповую характеристику роста, отражающую биологический возраст ребенка [25].
Для определения типа темпового соматотипа у детей в последние годы используют метод Р.Н.Дорохова и И.И.Бахрах, который основывается на использовании результатов изучения показателей физического развития по центильным шкалам. [26]. Согласно данной схеме, выделяют три типа соматотипа, при этом подсчитывается сумма баллов (номеров) «коридоров» центильных шкал при оценке отдельных показателей: длины тела, окружности груди и массы тела. Сумме номеров до 10 баллов соответствует микросоматический тип, до 15 баллов — мезосоматический тип, 16-21 балл — макросоматический тип. Микросоматики характеризуются низкими показателями основных антропометрических величин и замедлением возрастного развития, макросоматики — высокими значениями и ускорением физического развития, а показатели у мезосоматиков соответствуют возрастно-половым стандартам.
Антропометрические данные большинства школьников и студентов соответствуют мезосоматическому типу (57,8% школьников и 63,0% студентов), причем у девочек и девушек этот показатель выше.
Наибольшее число школьников, соответствующих возрастно-половым показателям, обучается в сельских школах Арзамасского района и ПГТ, а школьников, отстающих и опережающим свои возрастные стандарты, больше в сельских школах ПГТ и г.Арзамаса (23,8% и 24,8% соответственно). Большинство обследованных школьников и студентов имеют соответствующее возрасту физическое развитие (рис.6).
При динамическом наблюдении за детьми с выраженными конституциональными особенностями может проводиться уточняющая оценка по дополнительным таблицам. Используется укрупненная схема оценки ДТ и МТ:
- Нормальное физическое развитие (НФР) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 3-6 ц.и;
- Избыточная масса тела (ИМТ) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 7-8 ц.и;
- Дефицит массы тела (ДМТ) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 и МТ в зоне 1-2 ц.и;
- Высокая длина тела (ВДТ) — положение параметра ДТ в зоне 8 ц.и. при любых значениях МТ;
- Низкая длина тела (НДТ) — положение параметра ДТ в зоне 1 ц.и. при любых значениях МТ [25].

Согласно указанной схема было проведено распределение всех обследуемых школьников и студентов по двум параметрам: гармоничное развитие и дисгармоничное развитие.
Результаты статистического анализа выявили наибольшее количество гармоничных микросоматиков и мезосоматиков среди мальчиков, проживающих в ПГТ (79,4% и 88,7% соответственно), в сельских школах районов ПГТ обучается наибольшее количество девочек макросоматиков с гармоничным развитием — 47,2%. Наибольшие показатели дисгармоничного развития отмечены у школьников г.Арзамаса: девочки микросоматики с ДМТ и НДТ (26,7% и 20,0% соответственно). Наибольшее число девушек, опережающих своих сверстниц по ДТ выявлено в сельских школах Арзамасского района (19,3%), среди мальчиков г.Арзамаса определено 56,7% макросоматиков с избыточной МТ.
Студенты в отличие от школьников имеют высокие устойчивые показатели гармоничности среди всех соматотипов. По характеру дисгармоничности студенческую молодежь можно отметить наличием среди макросоматиков девушек с высокой МТ (42,9%), юношей высокого роста (25,7%) и с превышающей стандарт массой (22,9%) (рис.7).

Выводы
- Совместное обследование школьников и студентов позволило установить возраст окончания ростовых процессов, выявить половые и территориальные особенности морфофункциональной адаптации. Студенты в отличие от школьников имеют более высокие устойчивые показатели гармоничности физического развития среди всех соматотипов;
- Полученные результаты исследования могут являются основой для разработки практических рекомендаций для средних и высших образовательных учреждений г.Арзамаса и Арзамасского района по разработке и внедрению оздоровительных программ, направленных на повышение адаптационного потенциала к учебным нагрузкам и неблагоприятным факторам окружающей среды [27,28,29].