Современный агропродовольственный рынок претерпевает достаточно сложное время. В условиях продовольственного эмбарго и импортозамещения перед аграрным сектором страны открываются новые перспективные возможности, связанные с развитие рынка органической продукции.
Согласно определению международной федерации органического сельскохозяйственного движения (IFOAM), органическое сельское хозяйство представляет собой систему производства, поддерживающую состояние почв, экосистем и людей, систему, базирующуюся на экологических процессах, биоразнообразии и циклах с учетом местных условий, а также избегающая методов с неблагоприятными последствиями. Органическое сельское хозяйство сочетает традиции, инновации и научные достижения для получения пользы от окружающей среды, распространения разумных отношений и хорошего качества жизни для всех, кто вовлечен в эту систему.
Органическое сельское хозяйство развито сегодня более чем в 120 странах мира. Общая площадь угодий в них, относящихся к категории органического сельского хозяйства, составляет более 17 млн. га, из которых 5,2 млн. га находятся в Западной Европе.
Мировой рынок органической продукции растет с опережающими темпами по отношению к традиционному агропродовольственному рынку. Так, за последние несколько лет средние годовые темпы прироста розничной реализации органической продовольственной продукции в мире составили 12,2%, тогда как продовольственной продукции в целом – 8,6%.
В настоящее время спрос на органическую продукцию обеспечивают такие страны как США, Германия, Франция, а при формировании предложения, одновременно с Австралией, США и странами Евросоюза, все более крепкие позиции занимают Аргентина, Бразилия, Китай и Уругвай.
Территория России по своим агроклиматическим характеристикам обладает достаточным потенциалом для развития органического сельского хозяйства разной специализации. По результатам исследования 50 регионов России по внутренним и внешним критериям ведения традиционного сельского хозяйства было выявлено, что 62% из них пригодны для развития рынков органической продукции.
Фактический уровень развития рынка продукции органического сельского хозяйства в России неадекватен имеющемуся ресурсному потенциалу. Россия значительно отстает как от развитых стран, так и от быстро развивающихся по уровню спроса и предложения органической продукции. Кроме этого значительно отставание в развитии системы, гарантирующей качественные стандарты данной продукции при ее товародвижении от производителя до потребителя [1]. В таблице представлены сравнительные показатели России и стран со схожими агроклиматическими условиями в области развития рынка органической продукции.
Таблица 1. Показатели развития рынка продукции органического сельского хозяйства, 2012 г. [1]
Показатели |
Россия |
Канада |
Финляндия |
Швеция |
Площадь сельскохозяйственных органических угодий, тыс.га. |
146 |
834 |
198 |
478 |
Доля органических сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий, % |
0,1 |
1,2 |
8,7 |
15,6 |
Обеспеченность населения органическими сельскохозяйственными угодьями, га/1000 чел |
1,0 |
24,3 |
36,7 |
50,3 |
Число органических сельскохозяйственных товаропроизводителей, ед. |
60 |
3590 |
4322 |
5601 |
Доля реализации органических продуктов питания в структуре реализации всей продовольственной продукции, % |
0,2 |
1,7 |
1,6 |
3,9 |
Плотность сертифицирующих организаций на рынке продукции органического сельского хозяйства, ед/1000 км2 площади страны |
0,1 |
2,4 |
11,8 |
13,3 |
Степень разработанности органического законодательства |
Находится в процессе разработки |
Полностью разработано и действует в полную силу |
В российском законодательстве упоминание про «органические продукты» появилось в 2008 г., когда было издано постановление, касающееся санитарно-эпидемиологических требований к органическим продуктам (СанПиН 2.3.2.2354-08). Данные требования, по сути, являются переводом западных стандартов «Органик» на русский язык.
На сегодняшний день в нашей стране понятие «экологически чистый продукт» (ЭЧП) не утверждено на федеральном законодательном уровне. В 2012 г. был разработан проект ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», который до сих пор находится на стадии доработки. В связи с таким положением в стране нет стандартов экологической продукции, отсутствует закон, который должен регулировать правомерность нанесения «экологической» маркировки.
Экологически чистый продукт - это обязательно безопасный продукт, но не только. Он должен производиться в соответствии с экологическими стандартами и без содержания пестицидов, синтетических кормовых добавок, регуляторов роста, искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов, химических энзимов и добавок, применения достижений генной инженерии.
В настоящее время большинство стран мира имеют собственную систему регулирования в сфере органического сельского хозяйства, которая включает не только требования по методам производства, но также и переработку, упаковку, и хранение продукции.
Сегодня на российском рынке продается преимущественно импортная органическая продукция, а отечественная как правило позиционируется как органическая, но не всегда таковою является (так называемые «фермерские, «натуральные» продукты).
Однако в России заметно повышается интерес к органическому сельскому хозяйству, подкрепляющийся желанием потребителей приобретать качественные и свободные от химических, синтетических и генетически измененных компонентов продукты питания. В настоящее время возрастает число людей, обеспокоенных качеством продуктов, которые они покупают в магазинах и на рынке, участились случаи массовых отравлений некачественными пищей. В некоторых продуктах генномодифицированные ингредиенты могут достигать до 60-70% от общего веса продукта, при этом на упаковке нет никакой предупредительной информации.
Таким образом, в России появляются все больше предпосылок для создания рынка органических продуктов питания. Производство органической продукции могло бы стать важным направлением для удовлетворения внутреннего спроса и экспорта продукции в зарубежные страны. Но для его развития самое главное, чтобы существовала соответствующая законодательная база, а также необходимо появление достаточного количества аккредитованных сертифицирующих органов, соответствующих международным стандартам и должна быть хорошая информационная и маркетинговая поддержка органических продуктов.
Россия имеет огромный потенциал развития рынка экологически безопасного и здорового питания, потому что Россия – единственная страна на земном шаре, которая имеет порядка 40% не тронутых техногенной деятельностью территорий. Не секрет, что сейчас практически во всех сегментах рынка продовольствия Россия является, увы, крупным импортером. Кризис усугубляется еще и тем, что мы ввозим значительную часть продовольственного сырья, отсюда и наблюдаемый рост цен в магазинах. Подъем сельского хозяйства, тем более базирующегося на производстве экологически безопасной, здоровой продукции, может стать мощным толчком в правильном направлении.
Для развития рынка экологически безопасной продукции необходимо разработать единые российские стандарты, которые возможно гармонизировать с зарубежными. Необходимо установить правовое ограничение самодеклараций производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение (обеспечить все основания для обращения в суд в случаях незаконного самодекларирования свойств «экологичности» продукции\услуги). Требуется создание государственной системы признания органов по сертификации.