Агропродовольственная политика РФ в условиях санкций

NovaInfo 42, с.156-160, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются изменения в агропродовольственной политике России, возникшие на фоне введения санкций и ответных антисанкций. Проведен анализ системы государственного регулирования рынка агропродовольственной продукции. Выявлены новые тенденции на рынке агропродовольственной продукции в связи с введенными санкциями.

Ключевые слова

САНКЦИИ, АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, РОССИЯ

Текст научной работы

Важной составляющей организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка является рыночное саморегулирование, которое проявляется через влияние рыночного механизма, взаимодействия спроса и предложения, ценовой конкуренции на объемы производства и продажи продукции, уровень их потребления.

Рыночное саморегулирование обязательно должно дополняться элементами государственного регулирования, способами их рационального сочетания. На современном этапе трансформационных процессов в экономике России усилился интерес к государственному регулированию, что является явлением закономерным, поскольку практика убедила, что нельзя в рыночной экономике полагаться только на рыночные механизмы.

Проблемам агропродовольственного сектора посвящены работы таких российских ученых, как П.И. Гайдук, И.М. Демчак, Г.В. Игнатьев, М.Ф. Кропивко, А.А. Шутьков и др. Однако вопросы теоретического обоснования направлений государственного вмешательства в сельское хозяйство в исследованиях ученых остаются недостаточно разработанными.

Государственная поддержка агропродовольственного сектора - это одно из приоритетных направлений экономической политики во многих странах мира, рассматривается как необходимый инструмент аграрной политики государства в условиях рынка. В этих целях применяют гарантированную скупку излишков продукции по сниженным ценам, закупочные и товарные инвестиции на рынке продовольствия, специфические формы льготного кредитования, таможенное регулирование (экономическое и административное) [8, с. 44].

Стабильность агропродовольственного рынка, жизнедеятельность сельскохозяйственных предприятий, эффективность аграрного производства и относительная стабильность социальной сферы в сельской местности значительно обусловлены государственным регулированием. Во многих странах государственное регулирование стало неотъемлемой органической составляющей рыночной экономики. Вместе с тем, главная функция регулирующего воздействия государства заключается в урегулировании внутренних и внешних противоречий, нередко возникают через существующие неувязки, которые свойственны рынку. Несвоевременное реагирование на негативные явления приводит к перепроизводству аграрной продукции, нарушению равновесия между спросом и предложением и т.п. Государство через организационно-экономические рычаги начало влиять на процесс естественного саморегулирования спроса и предложения в интересах сельских товаропроизводителей и общества в целом.

Государственная «поддержка» сельского хозяйства осуществлялась следующим образом: из-за резкого снижения всех закупочных цен по сравнению с оптовыми, возникала хроническая задолженность сельского хозяйства государству, а через каждые 3-5 лет, когда задолженность достигала определенной критической точки, она списывалась. Под давлением таких циклов большинство сельскохозяйственных предприятий оставались крайне пассивными, что повлекло стагнацию сельского хозяйства [9, с. 13]. Меры поддержки сельского хозяйства были неосязаемыми и в результате не обеспечивали должного прироста производства аграрной продукции (особенно животного происхождения), который бы покрывал растущий платежеспособный спрос населения.

В условиях развития рыночных отношений агропродовольственной рынок, как и его важный составной элемент - сельское хозяйство подвергаются негативному воздействию различных факторов: природных, экономических, социальных.[6] Анализ показал, что процессы формирования и функционирования агропродовольственного рынка пока лишены надлежащего регулирующего воздействия со стороны государства.[3] Между реформированными отношениями собственности и стихийными, без каких-либо правил отношениями на продовольственных рынках возникли противоречия, которые заблокировали мотивационный механизм рыночной экономики.

Современная аграрная политика выполняет в государстве важные социально-политические функции, необходимые для поддержания жизнеспособности и конкурентоспособности государства.

Милосердов В.В. и Милосердов К.В. пишут, что «аграрная политика – это совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное – решение продовольственного вопроса» [12, с.14].

Воронин Б.А. также рассматривает аграрную политику через призму продовольственной безопасности страны и утверждает, что «аграрная политика государства – это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села» [7, с.48].

Современная аграрная политика связана с разработкой и реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями объективных экономических законов.[2]

Сущность аграрной политики и основы ее правового регулирования в современной России закреплены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ. В данном законе обозначены основные цели, принципы и меры реализации аграрной политики, ее правовое обоснование и сопровождение. Так, в соответствии с указанным законом государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [10, с. 3].

Спецификой правовых и экономических факторов в аграрном секторе экономики является их прямая взаимозависимость. Так изменения, происходящие в политико-правовой плоскости, влекут за собой изменения в социально-экономической сфере, и наоборот. Кроме этого в рамках реализации аграрной политики государства решается ряд вопросов связанных с продовольственным обеспечением, продовольственной безопасностью, развитием аграрного сектора экономики.[15] На сегодняшний день проблема продовольственного обеспечения в Российской Федерации не только является актуальной, но и приобретает важнейшее политическое значение.

Кроме этого, для России в условиях введения санкций со стороны ряда государств, существенное значение приобретает стратегия устойчивого развития приоритетных отраслей российской экономики, в том числе и аграрного сектора. Данная стратегия должна исходить из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опираться на имеющийся научно- технический потенциал, действующую законодательную базу и ставить задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка.

Выступая перед Государственной Думой РФ 22 апреля 2014 года с отчетом о работе Правительства РФ за 2013 год, Председатель Правительства РФ предложил создавать сбалансированное сельское хозяйство, в котором есть место и крупным хозяйствам, и фермерам. При этом крупные хозяйства в ряде случаев являются основой производства, а мировые процессы выявили наиболее уязвимые места в нашей экономике. К числу, которых относятся: недостаточная диверсификация экономики, низкая инвестиционная привлекательность, недостаточное качество институтов развития и государственного управления.[13] Если оценивать потенциал АПК России, то по основным видам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности, наша страна практически в полном объеме могла бы быть самодостаточна.

4 декабря 2014 года Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ обратил внимание на положительные тенденции развития сельского хозяйства. А именно, по итогам 2014 года рост производства по АПК составил 6%, появились эффективные аграрные предприятия и фермерские хозяйства [10, с. 4].

Известная секторальная «санкционная атака» на российскую экономику, спровоцировавшая в качестве ответной реакции полный запрет (до 5 августа 2016 г. согласно Указа Президента Российской Федерации № 320 от 24 июня 2015 года) на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Австралии, Канады и Королевства Норвегии, значительно актуализировала проблему импортозамещения, практически впервые заслуженно возведя ее в ранг приоритетных стратегических направлений отечественной аграрной политики.[14]

Отметим, что, наряду с ростом цен на продовольственные товары, введение Россией контрсанций спровоцировало ряд политических и экономических микроконфликтов между ключевыми странами-членами Таможенного союза (с 1 января 2015 г. – Евразийский экономический союз), в совокупности представляющих собой реально ощутимую основу для повышения риска осложнений внутрисоюзных отношений.

Суть противоречий, главным образом, фокусируется на отсутствии концептуального согласия Республики Беларусь и Республики Казахстан с введением Российской Федерацией продовольственного эмбарго и ограничением, с целью блокировки реэкспорта, транзита запрещенных продуктов из Беларуси в Казахстан и другие страны.

Помимо того, в настоящем представляется справедливым констатация наличия ряда оппортунистических настроений, имеющих место в торговой экономической политике ЕАЭС со стороны стран-участниц Союза, стремящихся к получению максимума выгод от введенной (в одностороннем порядке, в рамках правового поля и без намека на принуждение к участию в санкционном режиме) Россией политики контрсанкционных мер, преимущественно защитного характера.

В качестве перспективных направлений развития аграрной политики и аграрного сектора экономики можно выделить следующие: стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к внедрению и использованию инноваций; формирование модели частно-государственного партнерства в АПК (как в правовом ключе, так и в экономическом); формирование терминально-логистических комплексов; развитие лизинговых операций в агропромышленном комплексе; усиление конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках сельхозпродукции, в том числе укрепление и развитие международных торговых отношений.

Таким образом, санкционный режим по своей сущности идет вразрез с принципами устойчивого развития и является, по меньшей мере, существенным барьером для достижения целей гармоничного цивилизационного развития. Остается надеяться, что в краткосрочной перспективе будет найден компромисс в решении ряда известных внешнеполитических вопросов и противоречий и, как результат, спектр проблем контрсанкционной тематики существенно уменьшится.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексашина Т.В. Рынок интеллектуального капитала: перспективы формирования и развития. Монография. - Москва, 2014.
  2. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 88-89.
  3. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.
  4. Алексеев А.Н. Продовольственное обеспечение северных регионов: проблемы и перспективы// Интеграл. 2007. № 6. С. 96-97.
  5. Алексеев А.Н. Формирование экономического механизма продовольственного обеспечения населения Северо-Восточного региона России/ дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006
  6. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.
  7. Воронин Б.А. Аграрная политика Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2015. № 4. С.47-50.
  8. Гайдук П. И. Об основных принципах реформирования системы государственной поддержки сельского хозяйства и сельской местности// Экономика АПК. 2015. № 9. С. 43-48.
  9. Демчак И. М. Ситуация в аграрном секторе экономики и меры по государственной поддержке развития АПК. 2015. № 7. С. 12-19.
  10. Игнатьев Г.В. Государственное регулирование агропродовольственного сектора экономики в условиях международных санкций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 2-5.
  11. Кропивко М. Ф. Методический подход к формированию организационно-экономического механизма государственной поддержки развития сельского хозяйства // Экономика АПК. 2015. №11. С. 13-18.
  12. Милосердов В.В. Аграрная политика России. - М., 2012. - 543 с.
  13. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России/ В сборнике: О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, 2015. С. 13-15.
  14. Осипов В.С., Рагулина Ю.В. Экономические санкции в системе промышленной политики// Вестник АКСОР. 2015. № 1 (33). С. 48-55.
  15. Фудина Е.В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России// Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 55-57.

Цитировать

Суетнова, К.С. Агропродовольственная политика РФ в условиях санкций / К.С. Суетнова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 156-160. — URL: https://novainfo.ru/article/4934 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться