Детская застенчивость

№33-1,

психологические науки

В статье определено понятие застенчивости, выявлены причины застенчивости и даны рекомендации по коррекции застенчивого поведения.

Похожие материалы

Одной из наиболее частых причин обращения на прием к детскому психологу является проблема застенчивости или «стеснительности ребенка». Застенчивый ребенок испытывает трудности в общении с другими детьми: плохо идет на контакт, играет один, имеет мало друзей или не имеет вообще. Часто воспитатели обращают внимание родителей на то, что «Ваш ребенок ни с кем не играет, прячется, предпочитает игры в одиночестве».

Застенчивый ребенок старается избегать ситуаций оценки себя и своих способностей в детском саду или школе: не любит участвовать в сценках на праздниках, читать стихи, петь, особенно если необходимо одному стоять на сцене.

Если избежать неприятного социального взаимодействия не удается, ребенок испытывает бурю неприятных эмоций (тревогу, напряжение, сниженное нестроение, чувство неполноценности).

Среди внешних проявлений застенчивости выделяют: тихий голос, опущенные вниз глаза, закрытая поза (голова опущена вниз, плечи опущены, ноги и руки перекрещены) учащенное сердцебиение и дыхание, покраснение лица, дрожь в руках и ногах и много других неприятных симптомов [1, 2].

Симптомы застенчивости могут начать проявиться в возрасте 2 – 2,5 лет.

К 3 годам застенчивость ребенка обычно приобретает выраженный характер, что дезадаптирует ребенка, мешает ему расти и развиваться. Ребенок отказывается от своих желаний изолируется от других детей.

Причины застенчивости:

  • Самая распространенная причина застенчивости отсутствие социальных навыков (ребенок просто не умеет знакомиться, проситься в игру к другим детям, не знает, как задать вопрос или обратиться с просьбой).
  • Второй наиболее частой причиной может быть полученная психологическая травма в социальных взаимодействиях (ситуация неуспеха, и как следствие страх ошибиться, критика со стороны взрослых или насмешка детей).
  • Высокий уровень тревожности и неуверенность в себе.
  • Ребенок слышит про себя, что он застенчив («Наш сын стесняется», «Дочка, прекрати стесняться…»). Как только вы «назвали» поведение ребенка, как то обозначили его словом, он действует в соответствии с данной ему установкой, как застенчивый, стеснительный ребенок.
  • Дисгармоничные стратегии воспитания ребенка (получены эмпирические данные о том, что такие стили воспитания, как эмоциональное отвержение, авторитарность, неустойчивость стиля воспитания, противоречия в воспитательных действиях матери и отца ведут к развитию у ребенка неуверенности в себе, тревожности и застенчивости).

Способы развития уверенности в себе и преодоление застенчивости:

  1. Фон общения с ребенком должен быть спокойны и доброжелательным, создавайте ему ситуацию успеха в социальных взаимодействиях, почаще хвалите и поощряйте ребенка.
  2. Сведите до минимума критику и негативные оценки поведения, измените форму замечаний на «Ты у меня самый лучший сын на свете, и если бы ты еще ..., я буду самой счастливой».
  3. Подчеркивайте уверенность, силу и самостоятельность ребенка «А я и не знача, что ты у меня такой смелый и уверенный», «Я сегодня рассказала тете Маше, что у меня такой самостоятельный сын» и др.
  4. Развивайте репертуар поведения своего ребенка. Дайте в садик ответственное задание познакомиться и запомнить имена 3 девочек или 3 мальчиков. Предварительно дав четкие рекомендации, как нужно знакомиться, что нужно спросить и как сказать. Проиграйте эти ситуации несколько раз дома.
  5. В целях повышения самооценки и уверенности в себе составьте с ребенком СПИСОК ЕГО ДОСТОИНСТВ. В списке должно быть не менее 10 пунктов (Я умею красиво рисовать, Я быстро бегаю, Я смелый, Я сильный и др.). Обсуждайте и дополняйте этот список новыми достоинствами.

Список литературы

  1. Кузьмина А.С Когнитивный компонент выученной беспомощности// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, 2011. - № 8. - С.328-331
  2. Кузьмина А.С Когнитивный компонент выученной беспомощности// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, 2010. - № 7. - С.290-292