Исследование концентрации производственных предприятий в оборонно-промышленной отрасли

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается концентрация промышленных предприятий оборонного комплекса, их достижения и причины для этого.

Ключевые слова

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЬ, КОНКУРЕНЦИЯ

Текст научной работы

Цель данной статьи заключается в рассмотрении и в сравнении концентрации промышленных предприятий, их работы и влияния, как на отрасль, так и на весь рынок. Будут рассмотрены представители промышленности, которые существуют со времен СССР. Статья пишется со стороны простого человека, который не является представителем какого-либо предприятия и не является заинтересованным лицом.

Для начала вспомним, что такое концентрация предприятий. Говоря простым языком, это количество заводов работающих и производящих продукцию схожего характера на общем рынке. Чем их больше, тем ниже концентрация, соответственно, чем их меньше, тем она выше.

Данная тематика актуальна для общего развития и понимания ситуации в конкретной отрасли. Кто-то скажет, что сравнивать РФ и СССР не корректно, как в плане экономики, так и в других отношениях. Данное замечание будет корректным, но не стоит забывать, что РФ является приемником Страны Советов и большая часть предприятий перешла к ней, следовательно, ответственность за их состояние и функционирование.

Рассматривать будем предприятия оборонного комплекса, занимающихся выпуском боевой техники, а конкретно танков. После ВОВ осталось три основных завода занимающихся разработкой и производством танков: «Харьковский паровозостроительный завод» (в настоящее время, Харьковский завод тяжелого машиностроения), «Уралвагонзавод» и «Ленинградский Кировский завод». Именно эти три предприятия были локомотивом по части танков в послевоенный период. Как показала история, их количество было оптимально, они покрывали потребности армии в полной мере. Являясь прямыми конкурентами при разработке техники, труд их КБ был плодотворен, благодаря конкурсной основе в Советской Армии. Армии было не выгодно иметь разношерстную технику, так как подходы в разработке, идеи и технологии и предприятий различались. У военных имелся выбор между перспективными образцами техники от каждого завода. Как известно конкуренция является хорошим стимулом и двигателем, как для конкретного завода, так и целой отрасли. При разработке перспективных образцов может быть разработана и внедрена новая технология или совершенно новый взгляд на какое-либо ограничение.

Каждое предприятие оставило след в истории танкостроения: Харьковский Т-64, Нижнетагильский Т-72 и Ленинградский Т-80. Каждый танк являлся по-своему прорывом и шагом вперед. Все они являлись детищем конкурсной основы и соревновательным духом заводов.

В настоящее время, все кардинально изменилось, Харьков находится в другой стране. Кировский завод, пережив 90-е годы, ушел от производства танков. В России остался только «Уралвагонзавод», предприятие, которое занимается разработкой и производством танков. Получается, что конкуренция между предприятиями исчезла, проводить конкурс просто не с кем. Выходит, что концентрация максимальна в данном направлении и выражена только в лице УВЗ. Нижний Тагил хорошо справляется со своей работой, об этом и не идет речи, у него есть заказы и разработки, но отсутствует соревновательный дух и выбор для военных.

В итоге мы получаем монополиста, который может кардинально влиять на рынок и потребителей, у которого нет конкурентов. Конкуренция является важным двигателем, как в отрасли, так и в экономике в целом. Да, «Уралвагонзавод» хорошо работает, есть спрос на его продукцию, но будет ли у него желание разрабатывать что-то кардинально новое и перспективное, ведь в данных условиях можно не торопиться и лишний раз не суетится. Данная ситуация выгодна для предприятия, но выгодна ли она для военных. Время идет, прогресс не стоит на месте, но если посмотреть на тот ассортимент техники, который предлагает УВЗ, то мы увидим что-то давно знакомое, а прошло достаточно времени. Кто-то скажет, это ведь «оборонка», там все засекречено и мы много не знаем, это конечно верно, но только в 2015 будет показана перспективная разработка, «Армата», а времени после действительно нового шага в данной области прошло уже очень много. Темпы разработок во всем мире упали, но это не означает, что и в нашей стране должна быть такая же ситуация, не нужно оглядываться на других, нужно действовать самим и проявлять инициативу, чтобы быть локомотивом и идти дальше.

Читайте также

Список литературы

  1. Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения инновационной активности // Вестник экономической интеграции. 2012. № 3. С. 65-71.
  2. Шматко А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 143.
  3. Шматко А.Д.Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012

Цитировать

Лазарев, Ф.В. Исследование концентрации производственных предприятий в оборонно-промышленной отрасли / Ф.В. Лазарев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3427 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться