Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем
Площадь жилищного фонда на конец 2012 года в Санкт-Петербурге составляла 119,7 млн. м2. По сравнению с 2011 годом площадь жилищного фонда увеличилась на 3,7 %.
Динамика объема строительных работ в Санкт-Петербурге 2004-2010 гг (млрд рублей): стабильный рост с 2004 по 2008 гг с 69,3 в 2004 году до 361,6 в 2008 году, затем снижение до 340,8 в 2009 году, и колебаниями в размере 381-353,1 в 2010-1012 гг.
Вод в действие жилых домов в Санкт-Петербурге относительно стабилен (таблица 1).
Таблица 1. Ввод в действие жилых домов в Санкт-Петербурге, 2007-2012.
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
объем, тыс. кв. м |
2637 |
3212 |
2603 |
2657 |
2706 |
2577 |
Средняя обеспеченность населения жильем 23,8 м2 на одного жителя в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2,14 %. Показатель обеспеченности жильем по России в среднем – 23 м2, по Москве – 18,7. Динамика этого показателя по Санкт-Петербургу в период с 1980 по 2012 гг составила от 16 до 23,8. Эта динамика нивелируется на фоне снижения населения страны. Обеспеченность жильем населения в мировых столицах м2/чел.: Париж – 38, Лондон – 30, Берлин – 35 (по состоянию на 2012 год). Обеспеченность жилья в США – 75 кв. м., а в Великобритании – 62 кв. м. /чел. По стандартам ООН на одного жителя должно приходиться не менее 30 м. кв. жилой площади, по действующим федеральным стандартам – не менее 18 м. кв. /чел. Наилучшие показатели обеспеченности жильем по районам города в Пушкинском (30,4), Центральном (29,5), Петроградском 28,2 районах (2011).
Уровень строительной активности в Санкт-Петербурге к началу 2012 г составил 0,55 м. кв./ чел. в год, что выше, чем в среднем по России (0,22-0,45 м. кв. /чел. в год за период с 2000 года) и ниже показателей зарубежных стран в период преодоления активного решения жилищной проблемы: 0,9 для Японии, 0,7-0,8 для Франции, около 0,7 для Германии. При текущей строительной активности показателя обеспеченности жильем до стандарта ООН Петербург теоретически может достичь через 11 лет, отставание от стран ЕС – через 27 лет, от США через 93 года.
Число построенных квартир в Санкт-Петербурге с 2011 по 2012 год возросло с 1969 до 2025. Наибольшее количество жилых строений Санкт-Петербурга приходится на период 1966-1975 гг (22%), далее на период после 2000 года (17,5%), 1976-1985 (15,5%), 1956-1965 (14,4%). Наиболее распространены двухкомнатные квартиры – 39,1%. Строятся в основном малогабаритные квартиры, по состоянию на 2012 однокомнатных квартир построено 42%, двухкомнатных – 35%, трехкомнатных – 21%, четырехкомнатных – 2%. Средняя численность семьи в Санкт-Петербурге составляет 2,6. Таким образом, в квартирах число проживающих больше, чем комнат. В то время как, например, в США доля малогабаритных квартир уже к 2000 году была менее 2%.
Уровень благоустройства жилищного фонда Санкт-Петербурга. 40,9% жилищных строений города находятся в удовлетворительном состоянии (21-40% износа), 32,7 % в хорошем состоянии (до 20% износа), 41-60% в неудовлетворительном состоянии, 4,1 % в ветхом состоянии. Динамика фондов ветхого и аварийного жилья в Санкт-Петербурге положительная его количество снижается табл. 2.
Таблица 2. Динамика ветхого и аварийного жилья
2010 |
2011 |
2012 |
|
Ветхое жилье, тыс. кв. м. |
280 |
268 |
173 |
Аварийное жилье, тыс. кв. м. |
452 |
343 |
299 |
Капитально отремонтированных жилых домов за год, тыс. кв. м. |
5,8 |
125,9 |
Благоустройство жилищного фонда Санкт-Петербурга. Оборудовано водопроводом 99% жилищного фонда города, канализацией, 98,7%, отоплением 99,1%, горячим водоснабжением 96,3%, ваннами 94,1%, газом 62,4%, напольными электроплитами 37,1%.
Предоставление бесплатного жилья в Санкт-Петербурге (табл.3).
Таблица 3. Основные показатели предоставление бесплатного жилья
Год |
2011 |
2012 |
Количество семей, состоявших на учете для получения жилых помещений, тыс. ед. |
199,6 |
189,1 |
из них получили жилищные помещения и улучшили жилищные условия, тыс. ед. |
11,5 |
10,6 |
Площадь, полученная семьями, состоявшими на учете в качестве нуждающихся, тыс. кв. м. |
554,5 |
458,5 |
В структуре жилищного фонда по формам собственности преобладает частная собственность, на 2012 год это 102557 тыс. кв. м. из общего количества – 119675 тыс. кв. м. При этом количество субсидий, затраченных государством на соцподдержку в 2014 году составило 2,5 млрд. руб., ее получили 3934 семьи, проживающие в 2546 квартирах.
Городская жилищная политика
На 1 января 2015 года в Санкт-Петербурге в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 160 тыс. петербургских семей. В 2014 году сняты с учета 16 тыс. семей, поставлены на учет 7,2 тыс. семей. На 1 февраля 2015 года количество коммунальных квартир в городе 88063 единицы, в них проживает 273331 семья, в 2014 расселено 5266 квартир.
В данный момент в Петербурге действуют ряд целевых жилищных программ.
- «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». Участниками программы могут быть владельцы или наниматели помещений (комнат) в коммунальных квартирах, состоящие на учете в качестве нуждающихся. При реализации программы возможны варианты. Можно продать собственность, прибавить субсидии и купить отдельную недвижимость в Санкт-Петербурге. Можно при помощи субсидий приобрести собственность соседей (или государства с применением понижающих коэффициентов). Возможно также перераспределение жилых помещений.
- «Молодежи-доступное жилье». Участниками программы могут быть граждане в возрасте от 18 до 35 лет (одинокие, семьи, неполные семьи), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом предусматривается единовременная выплата 30% за счет личных средств участника программы и беспроцентная рассрочка оставшихся 70% от стоимости квартиры также за счет собственных средств. Возможен вариант с приобретением жилья с предоставлением субсидий 30% + 5% на каждого ребенка.
- «Жилье для работников бюджетной сферы». Условия участия в программе – работа в бюджетном учреждении не менее 5 лет, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Механизмы реализации программы: приобретение жилья по себестоимости, субсидии, отсрочки платежа, рассрочки платежа.
- «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге». Условие участие в программе – учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Гражданам со стороны государства предоставляется социальная выплата (субсидия) в размере до 30 % от стоимости жилья при его приобретении с использованием ипотечного кредита.
- Государственная программа «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» на 2015 – 2020 годы». Программа ставит следующие цели.
Таблица 4. Цели и задачи государственной программы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» на 2015 – 2020 годы»
Цели |
Задачи |
|
1. |
Создание условий для содействия улучшения жилищных условий граждан Санкт-Петербурга; сокращения состоящих на учете граждан с 2015 по 2020 гг не менее, чем на 102 тыс. семей. |
Предоставление социальных выплат и субсидий гражданам, гражданам, состоящим на учете; субсидирование части затрат по найму жилья для малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; рассрочки и займы для отдельных категорий граждан; предоставление гражданам помещений государственного жилищного фонда гражданам в аренду или собственность на доступных условиях. |
2. |
Повышение качества и надежности услуг ЖКХ. |
Проведение капитальных ремонтов общественного имущества в многоквартирных домах, улучшение технического состояния инженерной инфраструктуры, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. |
3. |
Обеспечение доступности гражданам услуг ЖКХ. |
Обеспечение доступности оплаты гражданами услуг ЖКХ. |
Общий объем финансирования программы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» на 2015 – 2020 годы» 874 110 968, 4 тыс. руб.
Стратегии развития строительной отрасли
СРО НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» разработаны варианты развития строительной отрасли консервативный и инновационный. Консервативный вариант предполагает инерционное развитие российской экономики, отражает существующие в данное время комплексные проблемы. Базовые допущения: замедление экономического роста на уровне 3-3,5%, обострение проблемы производительности труда, демографические проблемы; отсутствуют качественные сдвиги в экономике, ограничение инвестиционного и потребительского спроса, низкий эффект восточного вектора развития, проявление негативного последствия санкций. Инновационное развитие будет осуществляться на основе «догоняющей» модели, за счет импорта технологий, знаний, оборудования. Финансирование инновационных проектов будет осуществляться, в основном, за счет собственных средств предприятий, а объемы бюджетного финансирования на смогут обеспечить значимых темпов исследований в строительной отрасли. Развитие отрасли будет осуществляться в рамках действующего законодательства, основанного на зарубежных стандартах. Результатом такого сценария будут негативные моменты: неконкурентоспособность продукции строительной отрасли, дальнейшее устаревание жилищного фонда инфраструктуры ЖКХ, продолжение инновационной инертности отрасли, в части новых разработок и развития кадрового и научного потенциала, доля малого и среднего бизнеса в области строительства, инжиниринга, проектирования останется на низком уровне.
Инновационный сценарий предполагает развитие систем управления, адаптацию под изменяющиеся условия. Ожидается усиление инвестирования, увеличение темпов экономического роста до 4-4,2%. Сценарий возможен при реализации проектов развития транспортной инфраструктуры, создании сектора высокотехнологических производств, создания экономики знаний. Базовые допущения: благоприятная внешняя экономическая ситуация; стабильная финансовая система, темпы роста инвестиций – 12% в год, улучшение предпринимательского климата, усиление роли малого и среднего бизнеса, рост реальной заработной платы, снижение уровня бедности в стране до 7-8%; рост восприимчивости отрасли к инновациям. При увеличении следующих мероприятий планируется достижение положительных результатов. Необходимо: 1) увеличение объемов инфраструктурных проектов, 2) внедрение новых технологий, 3) строительство современных предприятий, 4) обеспечение снижения цен на строительное производство, 5) руководство при выборе структуры объектов типом и конструкцией объекта. В результате этих мероприятий ожидается: 1) повышение уровня вертикальной интеграции, 2) повышение диверсификации, 3) углубление специализации. Это приведет к росту рабочих мест, снижение роли государства при финансировании строительных компаний, снижение государственной собственности. В конечном счете ожидается рост эффективности отрасли и улучшение качества строительных объектов.
Крупнейшие строительные компании Санкт-Петербурга
В 2010- 2012 годах в Санкт-Петербурге 10 крупнейших компаний обеспечили ввод 67% всех сданных площадей. Силами 1200 компаний, входящих в «Объединение строителей Санкт-Петербурга» сдаются более 80% жилой площади. Можно говорить о том, что рынок новостроек в городе стал менее концентрированным в 2013 году по сравнению с 2012. Так, рейтинг 10 крупнейших компаний в 2012-2013 годах выглядел следующим образом (табл. 5).
Таблица 5. Рейтинг строительных компаний Петербурга по количеству введенной в эксплуатацию площади.
2012 |
2013 |
||
Застройщик |
Доля, % |
Застройщик |
Доля, % |
ГК «Балтрос» |
20,45 |
ГК «Балтрос» |
17,4 |
Комитет по строительству |
10,5 |
SeltSity |
5,4 |
Главстрой СПб |
10,5 |
ЛСР |
4,6 |
ЛенСпецСМУ |
8,9 |
ЛенСпецСму |
4,4 |
Строительный трест |
5,34 |
RBI |
3,5 |
ГДСК (ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад) |
4,1 |
ЮИТ |
3,2 |
РосСтройИнвест |
3,2 |
Строительный трест |
3,1 |
Балтийская жемчужина |
3 |
Mirland Development Corporation |
1,5 |
Квартира.ру-Северо-Запад |
2,8 |
Темп |
0,6 |
Дальпитерстрой |
2,55 |
Лидер Групп |
0,6 |
Всего: |
71,3 |
Всего: |
44,3 |
Если же говорить о ближайших перспективах на рынке строительных компаний Санкт-Петербурга, то, по экспертному мнению, председателя правления Группы ЛСР Александра Вахмистрова, в 2015 году могут выжить далеко не все компании, а только крупные и сильные: себестоимость строительства выросла на 15%, а ипотека окончательно «уйдет» весной.