Исследование и анализ основных проблем морского и водного видов транспорта РФ с целью выявления способов их решения

NovaInfo 33
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 25
CC BY-NC

Аннотация

Целью данной статьи является поиск решения ключевых проблем современного морского и водного транспорта РФ. Детальный анализ факторов, влияющих на эффективность всех элементов системы, а также изучение мирового опыта в области организации морских и водных перевозок, позволил автору тезисно сформулировать основные направления для оптимизации процессов, увеличения пропускной способности и популярности данного вида транспорта.

Ключевые слова

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ПУТЕЙ, СЛАЖЕННАЯ РАБОТА ВСЕХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОРТА, НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОТСУТСТВИЕ РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ, УСТАРЕВШАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, СЛАБОРАЗВИТАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВО СОВРЕМЕННЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ПРИЧАЛОВ, ПОКУПКА ИЛИ РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Текст научной работы

Транспорт играет важную роль в экономике любого государства. Стремительное развитие технологий и научно-технический прогресс ведут к необходимости постоянной модернизации транспортных систем, а также требуют регулярного мониторинга проблем [1,2]. В данной статье будут проанализированы ключевые проблемы морского и водного транспорта в РФ, а также определены основные направления их решения. Актуальность темы очевидна: развитие водного транспорта является одним из приоритетных направлений в “Транспортной стратегии до 2030 г.” [9], поскольку успешное функционирование транспорта в государстве ведет к увеличению ВВП и развитию всего государства в целом, включая отдаленные регионы [4].

Одна из основных проблем – это слаборазвитая инфраструктура. Показателем ее является, в первую очередь, отсутствие магистралей и железнодорожных путей в районе портов. Отдаленность порта от дороги и плохое состояние путей и магистралей приводит к его невостребованности у морских перевозчиков, поскольку необходимо дополнительно искать способ доставить груз к дороге или к порту; следовательно, снижается грузооборот и количество грузоперевозчиков. Причин такого состояния дорог много: дорогостоящее строительство и ремонт покрытия, устаревшие технологии кладки (дорога прокладывается в дождь и снег, что существенно увеличивает ее неустойчивость, не используются новые технологии по укладке износостойких дорог), суровый климат также оказывает негативное влияние на их качество. Плохие дороги были уже в 16-17 веках, это характерная черта РФ, поскольку почва преимущественно глинистая. Помимо этого, во многих портах нет должного логистического управления, тщательного контроля складской деятельности, рационального пользования человеческими ресурсами и т.д. Еще один показатель – состояние портов, доков и др., отсутствие ремонтно-технических баз. Темпы развития инфраструктуры портов РФ медленнее по сравнению с портами Запада, что обусловлено, в том числе, и историческими событиями (русско-японская война, гражданская, первая и вторая мировые войны) [9]. Н. В. Арефьев одной из причин неудовлетворительного развития инфраструктуры считает вывод капитала за рубеж и акцентирование правительства на внешние связи, а не на внутренний рынок [16].

Второй проблемой является затоваривание. По прибытии в порт груз может находиться в нем от пары дней до нескольких месяцев в ожидании дальнейшей транспортировки. В результате склады оказываются перегруженными, и порт уже не в состоянии принимать грузы, что вызывает простои, а, следовательно, и убытки. Причины затоваривания могут быть следующие: увеличение грузооборота порта, устаревшее портовое оборудование, маленькие площади складских помещений, несвоевременное оформление необходимых документов, задержка вывоза грузов со складов портов. В качестве примера можно привести порты Дальнего Востока, где вследствие нехватки мощностей и оборудования происходит затоваривание складов временного хранения рыбой, и, как следствие, выгрузка груза происходит с большим опозданием [12].

Еще одной немаловажной проблемой является изношенность и недостаток необходимого оборудования: портальных кранов, погрузчиков, ледоколов, химовозов и др., а также неудовлетворительное состояние флота [6]. Нехватка или устаревшее оборудование (суда возрастом более 30 лет составляют 33,6% от общего их количества) [7] – прямая причина увеличения времени разгрузки судов, простоев. Помимо этого, устаревшее оборудование зачастую требует дорогостоящего ремонта или не обладает необходимыми для его эффективного использования характеристиками. Так, по данным единой государственной системы информации об обстановке в мировом океане, в аварийном состоянии находятся емкости для временного хранения нефти в портах: Мурманск, Архангельск, Варандей, Анадырь, Калининград, Высоцк, Выборг, Большой Санкт-Петербург, Приморск, Восточный, Ванино, Де-Кастри, Холмск, Ейск, Таганрог, Кавказ. В опасном состоянии находится нефтесборное оборудование в портах: Анадырь, Восточный, Советская Гавань, Де-Кастри, Магадан, Таганрог [14]. В зимний период порты замерзают и оказываются не в состоянии принимать какие-либо суда. Для борьбы с оледенением используются ледоколы. Это дорогая техника, следовательно, расходы на обслуживание замерзающих портов будут выше, чем на обслуживание незамерзающих. Иногда владельцы порта или государство не в состоянии предоставить порту данный вид оборудования, и на время оледенения работа прекращается. Суда, имеющиеся в ВМФ РФ, требуют кардинальной модернизации, ремонта и частичной замены (см. табл.1). Также необходимо увеличить количество имеющихся судов определенных видов ввиду малого их количества.

Таблица 1. Сводная таблица ВМФ России 2015 [6]

Класс

БФ

ЧФ

СФ

ТОФ

КВФл

Суммарно

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

-

-

10

5

-

15

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами

-

-

4

5

-

9

Атомные подводные лодки многоцелевые

-

-

14

5

-

19

Атомные подводные лодки спецназначения

-

-

8

-

-

8

Дизельные подводные лодки спецназначения

-

-

1

-

-

1

Дизельные подводные лодки

3

4

7

8

-

22

 

Всего подводных лодок: 74

Тяжелые авианесущие крейсера

-

-

1

-

-

1

Тяжелые атомные ракетные крейсера

-

-

2

1

-

3

Ракетные крейсера

-

1

1

1

-

3

Большие противолодочные корабли

-

1

5

4

-

10

Эскадренные миноносцы

2

-

1

3

-

6

Корветы

4

-

-

-

-

4

Сторожевые корабли

2

3

-

-

2

7

Малые противолодочные корабли

6

6

6

8

-

26

Малые ракетные корабли

4

4

2

4

3

17

Ракетные катера

8

5

-

11

4

28

Малые артиллерийские корабли

-

-

-

-

4

4

Артиллерийские катера

-

-

1

-

5

6

Морские тральщики

-

7

4

2

-

13

Базовые тральщики

5

2

6

7

2

22

Рейдовые тральщики

9

2

1

1

5

18

Большие десантные корабли

4

7

4

4

-

19

Десантные корабли на ВП

2

-

-

-

-

2

Десантные катера

9

4

4

4

7

28

 

Всего боевых кораблей и катеров: 209

Четвертая проблема – большие затраты ресурсов: как энергетических, так и человеческих, временных, транспортных, финансовых и пр. Для успешной деятельности порта, обслуживания судов и оборудования они необходимы, однако при отсутствии четких указаний, координации действий, слаженной работы всех подразделений порта и должного контроля потребление ресурсов увеличивается многократно.

Пятой проблемой необходимо выделить низкую конкурентоспособность портов и перевозок. По данным Росстата [табл. 2] количество пассажирских и грузовых перевозок существенно уменьшилось из-за снижения популярности данного вида транспорта и стремительного развития авиа-, ж/д-, автоперевозок.

Таблица 2. Перевезено грузов, млн. тонн

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Транспорт - всего

7907

8200

8488

8768

8978

9167

9301

9451

9451

7470

7750

8337

8519

8264

морской

35

34

37

36

29

26

25

28

35

37

37

34

18

17

внутренний водный

117

129

119

126

135

134

139

153

151

97

102

126

141

135

Пассажирооборот, млн. человек

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Транспорт - всего

44854

44001

42624

40099

39120

30128

26647

25315

24957

22850

22043

21891

21347

19590

морской

1,1

0,8

0,7

1,2

1,1

1,3

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

1,3

1,1

0,5

внутренний водный

28

30

29

24

25

21

20

21

20

17

16

14

14

13

В качестве еще одной проблемы отметим неудовлетворительное состояние водных путей: их недостаточно, многим не хватает глубины для приема большегрузных судов. По данным Росстата [7] можно проследить, что протяженность водных путей в общем выросла, но увеличение произошло в основном в республике Башкортостан. Стала больше длина водных путей для крупногабаритных судов, но их доля в общей протяженности водных путей все еще мала (см. табл.3).

Таблица 3. Протяженность водных путей РФ

2013

2014

Протяженность - всего

из неё с гарантированными габаритами судового хода

Протяженность - всего

из неё с гарантированными габаритами судового хода

101 663,6

48 872,4

101 667,6

48 832,4

Основные способы и мероприятия для совершенствования, применяемые в различных странах (на основании анализа 56 государств мира)

  1. Реконструкция, модернизация и строительство современных терминалов и причалов. На сегодняшний день из-за быстрого роста популярности контейнерных перевозок правительства многих стран ставят одной из первоочередных целей перед портами создание максимально возможных условий для принятия и обработки контейнерных грузов. В РФ в 2016-2030 гг. в Мурманском порту, например, планируется строительство терминалов для перевалки угля, контейнеров и нефти, в Усть-Луге, Калининграде, Архангельске, Санкт-Петербурге, Беломорске и других портах планируется провести модернизацию портовых терминалов [9, 11].
  2. Строительство логистических центров, складов, центров концентрации и распределения. Развитые страны Европы и Дальнего Востока уделяют большое внимание качеству оказываемых услуг, а также эффективности управления и деятельности порта. Во многих портах европейских стран (Финляндия, Германия и др.) открываются логистические центры, которые предлагают взять на себя все обязанности, связанные с транспортировкой, обработкой, складированием груза. Согласно стратегии развития транспортной инфраструктуры, планируется строительство логистических центров и таможенных складов во всех морских портах России [9].
  3. Строительство дорог. Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод, что в большинстве стран очень остро стоит проблема отсутствия или плохого состояния дорог, подходящих непосредственно к портам. Это существенно замедляет и усложняет работу порта. Поэтому в проектах развития портов развивающихся стран пункт по прокладыванию дорог стоит одним из первых. В развивающихся странах Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, в Российской Федерации, Индии, в портах Израиля, Ирана, Омана начинается прокладка автомагистралей, а также железных дорог с целью увеличения грузооборота крупных портов и реализации не использующихся портовых мощностей. В развитых странах, например, в США и Канаде, уже существуют подъезды к портам, поэтому в них проводятся работы по обновлению, необходимому ремонту и мониторингу дорог. Согласно пункту 13 Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах РФ, одно из направлений, которое активно выполняется, – это создание и развитие дорожных и автомобильных подходов к морским портам (время реализации 2014-2018 гг.). В результате ожидается создание условий для перемещения грузов из порта и в порт [10]. И вот первые результаты данного плана развития:
    • В порту Тамань стоимость прокладки дороги от трассы М25 составит около 400 млн. рублей [15].
    • 6 октября 2014 г. состоялось торжественное открытие дорожной развязки от дороги М11 к порту Усть-Луга [9].
    • Планируется реконструкция подъездной дороги к портам Кавказ, Оля [9].
  4. Внедрение систем управления производственными процессами, а также разработка планов распределения судов между причалами, составление сводных месячных графиков [5]. В морском порту Санкт-Петербург до 2030 г. планируется внедрить обновленную систему безопасности. Во всех портах РФ планируется развитие систем управления производственными, а также информационными процессами [9]. Помимо этого, с целью обеспечения технической подготовленности к обмену данными планируется создание электронной системы обмена данными [10].
  5. Покупка или ремонт оборудования, увеличение его парка, строительство собственных электростанций. Согласно стратегии развития, для портов РФ будут приобретены: 3 атомных ледокола, портовые ледоколы-буксиры, дизель-электрические ледоколы, аварийно-спасательные суда, технические средства для работы в аварийных ситуациях [9].
  6. Строительство новых портов. Морской транспорт пользуется большой популярностью, поэтому каждая страна, имеющая выход к морю, заинтересована в увеличении доходов портов и их развитии. По причине загруженности мировых портов в таких странах, как Китай, Япония, Сингапур и др., строятся более мелкие порты с целью разгрузить эти мировые порты [19]. В других же странах (Камерун, Польша), наоборот, возводятся крупные глубоководные порты, нацеленные на большой грузооборот и прием крупных судов. Разрабатываются проекты по строительству портов в Набили, Тамани, Дмитрове [9].
  7. Создание экономических зон, таможенных союзов [20] и инвестиции в порты других стран. Государства заинтересованы в сотрудничестве и получении определенных льгот со стороны других стран. Так, Китай и Казахстан создали совместный проект по возведению общего терминала в Китае для привлечения заказчиков [17]. Создаются свободные экономические зоны, в которых отсутствуют налоги, либо они очень низкие. Тем самым привлекаются заказчики, которые желают сэкономить на уплате налогов. Следовательно, грузооборот портов существенно повышается. Чаще всего создание таких зон нацелено на привлечение иностранных компаний и инвестиций, на достижение компромиссов между странами [8]. Такую практику можно встретить преимущественно в небольших государствах: во Вьетнаме, Нидерландах, Иране и др. В России, в порту Восточный, планируется создание особой экономической зоны с Китаем и Кореей, а Мурманский, Калининградский, Магаданский порты уже являются особыми экономическими зонами [13].
  8. Популяризация и повышение конкурентоспособности данного вида транспорта, а также портов РФ. Чтобы добиться роста конкурентоспособности, необходимо использовать все достоинства (региональные, национальные), а также превратить имеющиеся недостатки в достоинства [3]. Очень распространена политика либерализации в таких странах, как Нидерланды, Болгария [18]. При таком подходе портовые администрации не чувствуют давления со стороны государства, отсутствует жесткий контроль деятельности порта. Повышение качества оказываемых услуг – это один из важных пунктов в повышении конкурентоспособности портов. Чем выше уровень обслуживания, чем меньше время обработки груза, чем меньше затраты ресурсов, тем выгоднее смотрится порт в мировом портовом хозяйстве.

В качестве решения указанных нами проблем портовым администрациям предлагается:

  1. увеличить уровень автоматизации и механизации всех работ, тем самым уменьшив роль человека в логистическом процессе. Это приведет к ускорению процессов, будут исключены ошибки, допускаемые сотрудниками, снизятся расходы на оплату труда сотрудников.
  2. Кардинально модернизировать складские помещения, увеличить их площади и обеспечить оснащение современными системами управления и безопасности, обновить суда в ВМФ, модернизировать технику.
  3. Разработать специальные программы по улучшению состояния водных путей.
  4. Для разгрузки крупных портов, а также для увеличения грузооборота страны в целом необходимо воспользоваться практикой зарубежных стран и возвести “сухие порты”, кластерные зоны и порты-хабы.
  5. Разработать стратегии по увеличению популярности морского и водного видов транспорта.

Читайте также

Список литературы

  1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А., Родкина Т.А., Волочиенко В.А., Заичкин Н.И., Межевов А.Д., Федоров Л.С., Вайн В.М., Воронов В.И., Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Кравченко М.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И.А., Учирова М.Ю., Рудая И.Л. Учебное пособие, Москва 2014 г.
  2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие, Москва 2014 г.
  3. Воронов А.В., Воронов В.И. Формирование понятия, миссии, целей, задач, функций интегральной логики: принципов и методов международной фармацевтической логистики. ”Современные проблемы науки и образования” 2014. №6 с.1792
  4. Лазарев В.А., Воронов В.И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 №3, с.5-10
  5. Воронов В.И. "Имитационная модель управления работой морского порта." Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С.П.Королева (НИУ) 2005 №1(7) с. 42-45
  6. http://russianships.info/today/ - Сайт RussianShips.info - онлайн-справочник с материалами по кораблям и судам Военно-Морского флота РФ
  7. gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
  8. http://www.korabel.ru – Информационный портал о судоходстве, судостроении, судоремонте
  9. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94460/ - Информационно-правовой портал “Гарант.ру” РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА.
  10. Портал внешнеэкономической информации. План по портам с 2014 г.
  11. http://base.garant.ru/1587083/1/ - Информационно-правовой портал “Гарант.ру” ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от05.12.2001 №848 О федеральной целевой программе “Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)”
  12. “Морские вести России”, информационный портал, от 12.09.2014
  13. http://www.intermost.ru – Новости компании “Интермост-Логистика”
  14. http://www.morinfocenter.ru/larn/larn-equipment.asp - “Единая государственная система информации об обстановке в Мировом Океане”. Данные по наличию оборудования в портах РФ.
  15. http://www.bn.ru/krasnodarskii-krai/news/2014/10/02/195449.html - Новость от 02.10.14 “В Краснодарском крае дорогу к порту Тамань спроектируют за 400 млн рублей ”
  16. http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/Soderjaniye/Tom-2/III/Arefyev.pdf - Федеральный справочник РФ. Н.В. Арефьев “Развитие инфраструктуры в России на современном этапе”
  17. http://www.keden.kz/ru/zakon_new.php?id=48203 – Таможенный информационный портал Республики Казахстан. Закон «О специальных экономических зонах в РК» от 21 июля 2011 года.
  18. Стратегия развития портов Голландии
  19. http://transport-journal.com/news/vodni-transport/hossovet-kytaya-prynyal-prohrammu-razvytyya-sudohodnoj-otrasly/ - Еженедельный журнал “Транспорт”. Статья от 5.09.14. “Госсовет Китая принял программу развития судоходной отрасли” Программа Госсовета КНР “План развития национальной судоходной отрасли и портов до 2020 г.”
  20. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [Текст] : Государственный университет управления. Институт управлении на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ._- М.: ГУУ. 2014. – 158с.

Цитировать

Тарасова, Е.В. Исследование и анализ основных проблем морского и водного видов транспорта РФ с целью выявления способов их решения / Е.В. Тарасова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3466 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться