На современном этапе особое внимание следует уделять расчётам с поставщиками и подрядчиками, так как от того насколько долговременным будет сотрудничество с внешними контрагентами напрямую будет зависеть эффективность функционирования самого предприятия. В ходе расчётных взаимоотношений с контрагентами возникают определённые обязательства, заключённые между конкретной организацией и организацией, поставляющей ей необходимые услуги и материальные ценности, прямо вытекающие из договора подряда.
Многочисленные работы авторов различных изданий, занимающихся вопросами в области учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, посвящены многим проблемным аспектам, которые были выявлены ими в ходе изучения различных вопросов учётно-аналитической деятельности в отношении расчётов с внешними контрагентами, а именно:
- ошибки при комплексном анализе дебиторской и кредиторской задолженности;
- проблема определения наиболее оптимального подхода к анализу кредиторской и дебиторской задолженности;
- проблемные моменты, выявленные в ходе реализации расчётных операций с поставщиками;
- то, каким образом может быть наиболее адекватно сформирован резерв по сомнительным долгам;
- проблемные моменты, выявленные в ходе анализа и контроля взаимоотношения организации и контрагента;
Бабаев Ю.А. пишет о том, что по дебету счёта 60 отражаются денежные суммы, направляемые на погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками, учитываются обособленно в аналитическом учёте по этому счёту[3].
Андросов А.М. более детально описывает это определение: счёт 60 предназначен для выявлении излишних товаров, материалов и эффективного их использования, поступающих от поставщиков и подрядчиков, а также те услуги, которые не были надлежащим образом оказаны поставщиками[1].
Проанализировав данную литературу, прихожу к выводу, что учебник, например, под редакцией Бабаева Ю.А., Андросова А.М. предоставляет более полную и цельную информацию по учёту расчетов с поставщиками и подрядчиками в связи с тем, например, более подробно рассмотрена ситуация с несвоевременно поступившими в организацию поставками товаров и материалов. Авторы предлагают в данном случае использовать счета 15 и 16 по сравнению с учебником Кондракова, в котором приведены сжатые и конкретизированные аргументы по рассматриваемому объекту учёта, не достаточно точно и цельно раскрыты особенности осуществления безналичных расчётов с поставщиками и подрядчиками, предусмотрены способы прекращения взаимоотношений с поставщиками, но при каких условиях они возникли недостаточно раскрыты.
Таблица 1 Расчёт рентабельности продаж ОАО «Единая Европа-С.Б.» в %
Показатели |
Магазин №1 |
Магазин №2 |
Магазин №3 |
||||||
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
|
Прибыль от реализации продукции (тыс. руб.) |
362,7 |
2274,9 |
1118,0 |
-733,2 |
3622,4 |
3486,1 |
x |
-671,9 |
2402,2 |
Выручка от реализации продукции (тыс руб.) |
33079,2 |
39916,4 |
46014,2 |
17282,8 |
38857,1 |
48818,2 |
x |
2424,0 |
32674,9 |
Рентабельность продаж (в %) |
1,1 |
5,7 |
2,4 |
-4,24 |
9,3 |
7,1 |
x |
-27,7 |
7,4 |
В магазине №1 наибольшая прибыль от реализации продукции составила в 2012 году 2274,9 тысяч рублей, наименьшая -362,7 тысяч рублей в 2011 году, магазин №2 и №3 оказались убыточными по этому показателю в 2011 году магазин №2 -733,2 тысяч рублей и в 2012 году магазин №3 -671,9 тысяч рублей, а выручка от реализации продукции в магазине №1 была выше в сравнении с прибылью от реализации продукции, магазине №2 наибольшую прибыль имеет в 2012 году, которая составляет 3622,4 тысяч рублей, а наибольшая выручка от реализации продукции составляет 48818,2 тысяч рублей в 2013 году, магазин №3 в 2012 году несёт убыток -671,9 тысяч рублей, выручка в этом магазине снова превысила прибыль от реализации продукции, говоря о рентабельности продаж, то она крайне неустойчива и низка во всех трёх магазинах. Если рентабельность продаж по сравнению с предыдущими периодами снижается, это говорит о возможном падении спроса на продукцию (товары, услуги) или повышению конкурентоспособности предприятия. Повышению рентабельности в этом случае способствуют следующие меры : повышением цен на продукцию или снижение затрат, понесённых предприятием в анализируемом периоде и относимых их на себестоимость продукции, прошедшей все стадии обработки. Для того, чтобы себестоимость была снижена, необходимо производство и закупка дешёвых, но высококачественных сырья и материалов при наличии оптимального расходования затрат в отношении различных целей предприятия.
Таблица 2 Выполнение плана по выручке за 2009-2012гг, тыс. руб.
Период |
Магазин №1 |
Магазин №2 |
Магазин №3 |
||||||
План |
Факт |
% выполнения |
План |
Факт |
% выполнения |
План |
Факт |
% выполнения |
|
2009г. |
50 000,0 |
42 209,5 |
84,42 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010г. |
44 600,0 |
40 024,7 |
89,74 |
23 600,0 |
20 644,5 |
87,48 |
- |
- |
- |
2011г. |
50 400,0 |
47 916,5 |
95,07 |
47 200,0 |
46 485,8 |
98,49 |
3 000,0 |
2 890,4 |
96,41 |
2012г. |
60 400,0 |
55 664,0 |
92,16 |
63 100,0 |
58 780,4 |
93,15 |
42 200,0 |
39 205,8 |
92,9 |
ИТОГО |
160 400,0 |
185814.7 |
Х |
133 900,0 |
125910.7 |
Х |
51 200,0 |
42096.2 |
Х |
Исходя из данных таблицы можно судить о том, что фактически была реализована выручка больше в магазине №1 185814,7 тысяч рублей в сравнении с планируемой выручкой в магазине №1 160400 тысяч рублей, т.е магазин №1 перевыполнил свою норму по плану, в магазине №2 и магазине №3 фактически было реализовано продукции в целом меньше по сравнению с планом , что связано с открытием магазина №2 –в 2010 году, а магазина №3-в 2011 году . В связи с этим можно сделать вывод о том, что магазин №1 оказался более конкурентоспособным. Немаловажную роль при оценке конкурентоспособности предприятия имеют следующие факторы: квалифицированный персонал, выбор качественной и в то же время доступной для каждого потребителя продукции, качество оборудования при изготовлении товаров.
Таблица 3 Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни в ОАО «Единая Европа-С.Б.»
№ п/п |
Наименование факта хозяйственной жизни |
Первичный документ |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1 |
Оприходованы товары на склад от поставщиков(без НДС) |
Товарно-транспортная накладная |
41 |
60 |
200000 |
2 |
Учтён входящий НДС с товаров |
Счёт-фактура |
19 |
60 |
36000 |
3 |
Поступили материалы(без НДС) |
Накладная на перемещения, требование-накладная |
10 |
60 |
35000 |
4 |
Учтён входящий НДС с материалов |
Счёт-фактура |
19 |
60 |
6300 |
5 |
Оплачены товары с расчётного счёта |
Платёжное поручение, банковская выписка |
60 |
51 |
236000 |
6 |
Оплачены за наличный расчёт из кассы поставщикам за материалы |
Расходно-кассовый ордер |
60 |
50 |
41300 |
Наличие у организации сомнительной кредиторской задолженности создаёт препятствия для финансового состояния предприятия. Кредиторскую задолженность необходимо анализировать в разрезе каждого отдельного кредита и периодам, в которых она возникла, на основании достоверной информации бухгалтерского учёта. Поступление средств от поставщиков обусловлено адекватными явлениями, такими как динамика роста продаж. Существенное снижение кредиторской задолженности является следствием пагубных явлений в отношении расчётных операций с контрагентами, а именно резкое снижение потребительского спроса на продукцию или оказанную услугу[2].
На прибыль предприятий, особенно работающих в сфере торговли, влияют многие факторы. Одна из них-расположенность торговых предприятий в административном или «спальном» районе. Вторая-профессиональные навыки продавцов-консультантов, способность персонала «довести» покупателя до покупки. Третья-наличие удобных парковочных мест.
Необходимо предпринять следующие меры, которые бы поспособствовали в короткие сроки предотвратить излишнюю задолженность или, наоборот, предотвратить снижение темпов задолженности по отношению к контрагентам:
- Установить систему контроллинга предприятия, которая служит целям своевременного выявления задолженности;
- Внедрить в систему производства на предприятии четкий бизнес-план, отражающий эффективное расходование сумм, находящихся в распоряжении предприятия;
- Проводить своевременные процедуры по выявленным излишним запасам сырья и плохореализуемого товара;
- Не допускать несвоевременной оплаты покупателей за продукцию, поступающую на склад;
- Выполнять все атрибуты договорных отношений;