Физическая активность является несомненным фактором укрепления и сохранения здоровья. Мотивация является основным компонентом для выполнения любого вида деятельности, в том числе занятий физической культурой. В работе будет использовано следующее определение мотивации: мотивация — процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать. В связи с этим большое значение приобретает исследование мотивации студентов в занятиях физической культурой.
Проблема исследования — противоречие между повышающимися требованиями к подготовке студентов вузов по физической культуре и не всегда достаточным уровнем мотивации к физической культуре.
Гипотеза исследования: в структуре мотивации студентов социологического факультета АГУ преобладают мотивы укрепления здоровья.
Цель исследования: определение мотивации студентов (юношей и девушек) социологического факультета АГУ к занятиям физической культурой.
Для достижения цели использовалась анкета, самостоятельно разработанная, которая состояла из шести вопросов.
Таким образом, нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования студентов факультета социологии. Было опрошено 42 респондента, из них 3 парня и 39 девушек. В процентном соотношении 37% и 63% соответственно.
Распределение студентов по курсам обучения было следующим:
Результаты исследования | |||
Содержание ответа | Количество респондентов | Процентное соотношение | |
А) | 1 курс, бакалавриат | 11 | 26 |
Б) | 2 курс, бакалавриат | 8 | 19 |
В) | 3 курс, бакалавриат | 7 | 17 |
Г) | 4 курс, бакалавриат | 5 | 12 |
Д) | 1 курс, магистратура | 8 | 19 |
Е) | 2 курс, магистратура | 3 | 7 |
всего | 43 | 100 |
Респондентам был задан вопрос: как часто вы занимаетесь физкультурой?
Содержание ответа | Количество респондентов | Процентное соотношение |
очень часто | 7 | 17 |
часто | 16 | 38 |
не часто | 16 | 38 |
не занимаюсь, не хочу заниматься | 0 | 0 |
не занимаюсь, но хотел/хотела бы заниматься, но нет времени | 3 | 7 |
всего | 42 | 100 |
Таким образом, из анализа таблицы видим, что большинство занимается физической культурой это 63% опрошенных.
Следующий вопрос, заданный для респондентов «Где вы занимаетесь физкультурой?»
40 % опрошенных указали, что занимаются физкультурой в домашних условиях, 30% указали, что занимаются в университете на занятиях по физкультуре, в спортивном клубе ответили 9% и в тренажерных залах 21%
Для выявления основных мотивов для занятий физической культурой у студентов социологического факультета был задан вопрос: «Основными мотивами для занятий физической культурой являются?»
Содержание ответа | Количество ответов | Процентное соотношение |
укрепление здоровья | 22 | 18 |
профилактика заболеваний | 7 | 6 |
занятие физическими упражнениями приводит к увеличению работоспособности | 6 | 5 |
спортивная мотивация, стремление улучшить свои собственные спортивные достижения | 4 | 3 |
следование моде; многие занимаются, и я занимаюсь | 2 | 1 |
поддержание фигуры в форме | 18 | 15 |
стремление к общению | 1 | 1 |
стремление повысить свою физическую подготовленность | 11 | 9 |
совершенствование фигуры | 15 | 12 |
желание сбросить лишний вес | 6 | 5 |
занятия приносят удовольствие | 20 | 16 |
хорошее настроение во время и после занятий | 10 | 8 |
Другое: Чтобы не было пропусков по физкультуре | 1 | 1 |
Таким образом, у студентов социологического факультета при занятиях физкультурой преобладают мотивы укрепления здоровья, а также эстетические мотивы. Наша гипотеза исследования подтвердилась.
Заключительным вопросом для респондентов был «Как вы считаете, должны ли заниматься физкультурой студенты?» 63% опрошенных уверенно ответили да, 37% указали, что это личное дело каждого.

Вывод. Большинство студентов факультета социологии АГУ активно занимаются физкультурой, во время занятий они укрепляют свое физическое здоровье и совершенствуют фигуру своего тела.
Результаты исследования могут быть использованы при написании учебного плана по предмету «физическая культура» для студентов социологического факультета АГУ.