Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (сэмпл), как одна из форм контроля осужденных к ограничению свободы

NovaInfo 33
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 22
CC BY-NC

Аннотация

Автором рассмотрена эффективность применения уголовно-исполнительными инспекциями электронного мониторинга при осуществлении надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы и за соблюдением ими установленных судом ограничений при помощи средств персонального надзора и контроля СЭМПЛ.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ, КРИМИНОГЕННЫЙ СОСТАВ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ, ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ, СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ

Текст научной работы

Ограничение свободы — относительно новый вид уголовного наказания без изоляции осужденных от общества, осуществляемый уголовно-исполнительными инспекциями (далее — УИИ) с 01.01.2010 года [1].

Согласно ст. 53 УК РФ [2], ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 60 УИК РФ [3], надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, осуществляемый УИИ, заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

С момента начала применения наказания в виде ограничения свободы в 2010 году численность осужденных к данному виду наказания выросла в 8,04 раза.

Поскольку профилактика повторной преступности осужденных к наказаниям без лишения свободы является важнейшим направлением деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а криминальная активность подучетных УИИ лиц — одним из критериев эффективности исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, далее рассмотрим показатели противоправного поведения лиц, которым по приговору суда за виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, была назначена мера государственного принуждения в виде ограничения свободы.

Интегральный показатель уровня повторной преступности УПП [4] за 2010-2014 годы для осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания составил 2,9 (3 479 лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет в УИИ, из 119 961 человек, состоявших на учете с 2010 по 2014 годы).

Необходимо отметить снижение доли лиц, осужденных к ограничению свободы, снятых с учета УИИ в связи с осуждением за совершение повторного преступления (от общего числа осужденных к ограничению свободы, снятых с учета УИИ в отчетном периоде): с 5,74 % в 2010 году до 1,26 % в 2014 году, т.е. на 4,48 %.

Динамика уровня повторной преступности за анализируемый период не была столь однонаправленной. Увеличение уровня повторной преступности в 2011 году наблюдалось у осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания до 2,62 (т.е. на 0,91 % по сравнению с 2010 годом). К 2012 году данный показатель стабилизировался и составил 1,85, что на 0,77 % ниже уровня 2011 года (рисунок 1). В 2013 году показатели повторной преступности осужденных к данному виду уголовного наказания снизились еще на 0,09 % и равнялись 1,76. В 2014 году положительная тенденция снижения УПП осужденных к ограничению свободы продолжилась, достигнув значения в 1,56. Для осужденных к наказанию в виде ограничения свободы рост повторной преступности в 2011 году, вероятно, связан с «фактором новизны»: данный вид наказания стал применяться на территории Российской Федерации только с 2010 года.

Характеристика </em><em>отбывания осужденными наказания в виде ограничения свободы</em>
Рисунок 1. Характеристика отбывания осужденными наказания в виде ограничения свободы

Анализ криминогенного состава осужденных к ограничению свободы позволяет выявить следующие тенденции: суммарный прирост количества осужденных к данному виду наказания, имеющих судимости по статьям 159 и 264 УК РФ, для которых характерен невысокий УПП, составил 9 687 человек (показатели уровней повторной преступности для лиц, осужденных по ст. 264 УК РФ УПП составили: в 2010 году 0,56, в 2011 году — 0,38, в 2012 году — 0,33, в 2013 году — 0,36, в 2014 году — 0,33. Для осужденных по ст. 159 УК РФ УПП имеет следующие значения: в 2010 году — 1,62; 2011 год — 1,68; 2012 год — 1,35; 2013 год — 1,08, 2014 год — 0,81) — данные представлены в таблице 1. Увеличение суммарного удельного веса осужденных по статье 105 и за тяжкие и особо тяжкие преступления (для которых традиционно характерен высокий УПП) к уголовному наказанию в виде ограничения свободы в 2014 по сравнению с 2010 годом на 1,72 % (или 4 519 человек) не столь выражено и потому вносит значительно меньший вклад в динамику повторной преступности осужденных к ограничению свободы. Таким образом, одной из причин снижения УПП для данной категории осужденных в 2012 — 2014 годах является изменение судебной практики и, как следствие, криминогенного состава осужденных.

Таблица 1. Постатейная структура осужденных к ограничению свободы

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Общее количество осужденных к ограничению свободы, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде

7674

18920

39515

61735

65648

из них имели судимость

по статье 105 УК РФ (доля от общего числа состоявших на учете в течение отчетного периода)

21

(0,27)

79

(0,41)

150

(0,38)

206

(0,33)

319

(0,49)

по статье 112 УК РФ (%)

711

(9,27)

2084

(11,01)

6238

(15,79)

10347

(16,76)

11815

(18,0)

по статье 158 УК РФ (%)

959

(12,5)

2614

(13,82)

4659

(11,79)

6488

(10,51)

6492

(9,89)

по статье 159- 159.6 УК РФ (%)

139

(1,81)

369

(1,95)

793

(2,01)

1552

(2,51)

1999

(3,05)

по статье 161 УК РФ (%)

626

(8,16)

1369

(7,24)

1708

(4,32)

2004

(3,25)

1918

(2,92)

по статье 162 УК РФ (%)

38

(0,5)

119

(0,63)

199

(0,5)

287

(0,46)

373

(0,57)

по статье 163 УК РФ (%)

56

(0,73)

136

(0,72)

230

(0,58)

268

(0,43)

232

(0,35)

по статье 222 УК РФ (%)

514

(6,7)

1252

(6,62)

2687

(6,8)

2034

(3,29)

3212

(4,89)

по статьям 228 -228.4 УК РФ (%)

1052

(13,71)

2576

(13,62)

3803

(9,62)

4715

(7,64)

5356

(8,16)

по статье 264 УК РФ (%)

502

(6,54)

1259

(6,65)

4935

(12,49)

9816

(15,9)

8329

(12,69)

за тяжкие и особо тяжкие преступления (%)

383

(4,99)

1189

(6,28)

2332

(5,9)

3468

(5,62)

4259

(6,49)

Другим фактором, предопределившим стабилизацию ситуации с повторной преступностью осужденных к ограничению свободы, является применение для надзора и контроля за соблюдением осужденными установленных судом ограничений оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) при исполнении данного вида наказания. Согласно ст. 60 УИК РФ [3], уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля [5], с целью обеспечения надзора, предупреждения преступлений и получения необходимой информации о поведении осужденных. В территориальных органах ФСИН России электронные средства персонального надзора и контроля вводились в практику применения при исполнении наказания в виде ограничения свободы поэтапно (с 2010 по 2012 г.г.). Сфера применения и положительный опыт использования СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы расширялась с каждым годом. В 2012 году система электронного мониторинга подконтрольных лиц внедрена в деятельность всех ФКУ УИИ территориальных органов ФСИН России.

В настоящее время УИИ используется электронный браслет в комплекте со стационарным контрольным устройством и мобильным контрольным устройством. Электронный браслет закрепляется на ноге осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

Стационарное контрольное устройство — электронное устройство, устанавливаемое в жилище осужденного и обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях. Данное контрольное устройство выполняет функцию контроля за исполнением установленного судом ограничения не выходить из дома в определенное время суток.

Мобильное контрольное устройство — электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством,

для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Мобильное контрольное устройство оповещает о попытках снятия или повреждения браслета и осуществляет связь с региональным сервером мониторинга. Это устройство обеспечивает контроль за исполнением следующих ограничений: не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования и не изменять место жительства (пребывания), место работы и (или) учебы; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях.

Выбор электронного средства персонального надзора и контроля осуществляется сотрудниками УИИ в зависимости от ограничений, возложенных судом и с учетом личности осужденного.

Сбор, хранение и обработка информации о соблюдении осужденным установленных судом ограничений, полученной с использованием оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, осуществляется региональным сервером мониторинга, включающим серверное, компьютерное, коммуникационное оборудование и полное программное обеспечение. Для организации доступа сотрудников УИИ к информации на региональном сервере мониторинга, каждая инспекция оснащается стационарным пультом мониторинга, представляющим собой персональный компьютер со специальным программным обеспечением, а также телекоммуникационное оборудование и инструменты.

Располагая накопленными с момента начала применения систем электронного мониторинга подконтрольных лиц данными, необходимо отметить более низкий уровень повторной преступности среди лиц, к которым применялась система электронного мониторинга подконтрольных лиц, по сравнению с осужденными, к которым данное оборудование не применялось.

Так, согласно ведомственным статистическим данным, в течение 2014 года 27 768 осужденных к ограничению свободы отбывали наказание с применением электронных средств персонального надзора и контроля (то есть в 42,30 % осужденных к данному виду наказания), что на 3 357 единиц, или на 13,75 % больше, чем аналогичный показатель предыдущего года: в 2013 году к осужденным к ограничению свободы было применено 24 411 электронных средств персонального надзора и контроля (39,54 % осужденных отбывали ограничение свободы с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц). При этом на начало 2013 года на учете в УИИ отбывало наказание с применением электронных средств контроля 37,93 % осужденных к наказанию в виде ограничения свободы (9 061 человек из 23 891 состоявших на учете. Таким образом, практика применения оборудования СЭМПЛ неуклонно расширяется, что оказывает положительное влияние на динамику повторной преступности данной категории осужденных: согласно данным 2013 года уровень повторной преступности осужденных к ограничению свободы, отбывавших наказание с применением СЭМПЛ, составил 1,25, в то время как аналогичный показатель для осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы без использования электронных средств персонального надзора и контроля, составил 2,09 (из 61 735 осужденных к ограничению свободы, состоявших на учете УИИ в 2013 году, 24 411 человек отбывали наказание с применением электронных средств персонального контроля и надзора, из них 304 человека совершили повторное преступление после постановки на учет; из 37 324 осужденных, отбывавших наказание без применения СЭМПЛ, уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет, возбуждены в отношении 780 человек). Если в начальный период применение оборудования СЭМПЛ было несколько избирательным (в частности, в ряде территориальных органов одним из критериев при принятии решения об использовании электронных средств персонального надзора и контроля было финансовое положение осужденного к ограничению свободы, а именно его способность возместить материальный ущерб в случае утраты или повреждения оборудования), то накопление опыта применения СЭМПЛ позволило сделать практику использования данного оборудования более универсальной, что определило некоторое увеличение в 2014 году УПП осужденных, отбывавших наказание в виде ограничения свободы с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, до 1,39; тем не менее данный показатель все равно ниже (на 0,29 процентных пункта) по сравнению с аналогичным показателем для осужденных, к которым во время исполнения данного вида уголовного наказания СЭМПЛ не применялся (1,68).

Таким образом, доказанная эффективность применения электронных средств персонального надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы позволяет предложить рассмотреть целесообразность расширения сферы применения СЭМПЛ в целях предупреждения совершения повторных преступлений (для формировании у осужденных к наказаниям без лишения свободы убежденности в наличии постоянного надзора и фиксации их местонахождения) и получения необходимой информации о поведении осужденных к другим видам наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 59-ФЗ).
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 7.12.2009 N 377-ФЗ).
  4. Приказ ФСИН РФ от 08.04.2013 № 172 «Об утверждении Положения об определении рейтинговой оценки деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».

Цитировать

Дегтярева, О.Л. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (сэмпл), как одна из форм контроля осужденных к ограничению свободы / О.Л. Дегтярева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3521 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться