Эффективность деятельности студенческой организации как субъекта социальной работы с людьми с особыми потребностями

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена исследованию эффективности такой технологии социальной работы с людьми с особыми потребностями, как студенческая организация «Клуб интегрированного общения». Гипотеза исследования заключается в том, что эта технология эффективна и способна помочь в преодолении многих проблем, возникающих у людей с особыми потребностями.

Ключевые слова

ЛЮДИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТУДЕНЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст научной работы

В 2012 по инициативе Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, студентами АлГУ была проведена благотворительная акция для детей с особыми потребностями. Но особенность акции заключалась в том, что в ней наряду со здоровыми студентами активное участие принимали студенты с особыми потребностями. Идея интегрированного взаимодействия и послужила основой для создания клуба общения студентов и молодежи с особыми потребностями.

В данной работе в качестве теоретической основы взяты фундаментальные положения научных работ Л. С. Выготского [1], С. Л. Рубинштейна[2], Карповой Г.Г., Ярской-Смирновой Е. Р. [3] Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко [4] и др., рассматривающие развитие личности, как следствие специфических отношений между людьми в пространстве социальных связей.

По мнению выдающегося российского психолога Л.С. Выготского, «все процессы сверхкоменсации направлены на завоевание социальной позиции. Именно в коллективной жизни, коллективности его поведения содержится материал, необходимый для социализации личности» [1].

C.Л.Рубинштейн думает, что «ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге» [2].

Клуб интегрированного общения важен для Барнаула, во-первых, потому что его участники принимают активное участие в жизни города, проводят мероприятия, направленные на развитие толерантности общества, во-вторых, основными объектами деятельности являются дети с особыми потребностями, а необходимость работы с этой категорией сложно переоценить, ну и в- третьих, его участники, имеющие инвалидность, сами проходят процесс адаптации. Ведь субъектная включенность является важным элементом в процессе адаптации людей с особыми потребностями.

Цель исследования: оценить эффективность работы клуба интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой».

Задачи:

  1. Определить теоретическое обоснование необходимости социальной адаптации людей с особыми потребностями в обществе.
  2. Проанализировать результат работы Клуба интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой».

Объект исследования: деятельность клуба интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой».

Предмет исследования: эффективность деятельности клуба интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой».

Гипотеза исследования:

Клуб интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой» является эффективным способом адаптации людей с особыми потребностями.

Методы исследования: анализ литературы, глубинное интервью волонтеров клуба интегрированного общения «Будь со всеми и оставайся собой», анкетирование родителей воспитанников Комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула, АКООРДИД «Незабудка», анализ писем-откровений участников с особыми потребностями.

Итак, для того, чтобы определить эффективность деятельности клуба интегрированного общения, мы решили исследовать ее по следующим критериям.

Первый: удовлетворенность деятельностью участников клуба с особыми потребностями;

Второй: расширение площадок деятельности, увеличение участников клуба;

Третий: удовлетворенность студентов-волонтеров своей деятельностью;

Четвертый: положительный настрой детей, для которых реализуются мероприятия.

На первом этапе нами был проведен анализ писем-откровений участников с особыми потребностями. Респондентам было дано задание в свободной форме написать о своем впечатлении, о том, что для них значит клуб интегрированного общения. Респондент №2 пишет, что клуб общения это «море позитивных эмоций, возможность для самореализации, ощущение себя равным», а так же что после этого проекта его стали воспринимать серьезней. Респондент №3 считает, что это нужный проект, «так как клуб помогает мне обрести уверенность в себе, преодолеть внутренние барьеры общения». Респондент № 7 отметила, что «это проект действительно направлен на интеграцию в общество людей с ограниченными возможностями. И это очень важно, потому что у меня был опыт участия в якобы интеграционных проектах, но на деле это оказывалось совсем иначе».

Второй критерий. Изначально социокультурная деятельность клуба была направлена только на воспитанников АКООРДИД «Незабудка». Но в декабре 2014 года границы работы расширились. Участниками было проведено мероприятие в стенах КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула». На сегодняшний день КЦ является нашим постоянным партнером.

Третий критерий. На этом этапе было проведено глубинное интервью со студентами-волонтерами.

Все опрошенные студенты убеждены, что участие в Клубе, безусловно, помогло им в преодолении барьеров между ними и людьми с особыми потребностями. Они уверены, что такая практика поможет им в жизни. Свою работу же они оценивают хорошо, а на вопрос возникали ли проблемы при работе с этой категорией, из 100 % опрошенных, 60 ответили, что не возникало, 40%, что возникало, но лишь на начальном этапе работы.

Эффективность деятельности Клуба интегрированного общения по 4 критерию мы решили исследовать через анкетный опрос родителей воспитанников Комплексного центра социального обслуживания населения г.Барнаула и АКООРДИД «Незабудка». Выборочная совокупность исследования – 80 респондентов. Это родители детей, которые регулярно посещают мероприятия, проводимые участниками клуба. Выяснилось, из 100% респондентов 90% нравятся мероприятия проводимые участниками клуба, 10 % - иногда нравятся. На вопрос как можно описать эмоциональное состояние ребенка после мероприятий, все 100 %опрошенных ответили положительно. Судить об эффективности можно и по пожеланиям и предложениям, которые родители оставили родители. Наиболее частыми из них являлись такие: «Продолжайте работать», «Проводите побольше мероприятий», «Мы вас любим».

Итак, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Клуб дает возможность для самореализации все участников процесса адаптации. И мы думаем, что именно они способны занять место проводников между ними и обществом.

Читайте также

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психологический словарь. – М.: Педагогика-пресс, 1997. – 58 с.
  2. Основы общей психологии [Электронная библиотека Якова Кротова]. – Режим доступа: http://krotov.info/library/17_r/ub/inshteyn_6.html. - Загл.с экрана
  3. Карпова Г.Г., Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2008. С.24-30
  4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.- С. 8 – 13.

Цитировать

Михайлец, Д.И. Эффективность деятельности студенческой организации как субъекта социальной работы с людьми с особыми потребностями / Д.И. Михайлец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3547 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться