Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов

№43-1,

Социологические науки

Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть совершенствования государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов на территории России

Похожие материалы

Основные перемены в обществе, изменения в законодательной базе, реформа административной системы, все это диктует необходимость совершенствования системы российских особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных российских условиях.

В число главных проблем, требующих неотложного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети ООПТ России входят:

  • отсутствие согласованных перспектив и четких критериев развития систем ООПТ федерального и регионального уровней, в т.ч. создания новых охраняемых территорий и увеличения числа их категорий;
  • низкая эффективность государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • низкая эффективность функционирования многих ООПТ, отсутствие систематического долгосрочного и среднесрочного планирования в системе ООПТ;
  • неадекватность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов, реальным потребностям ООПТ;
  • несовершенная правовая и нормативная базы управления системой ООПТ и отдельными территориями, наличие противоречий в действующем законодательстве;
  • нечеткое разграничение сфер ответственности за управление ООПТ между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области.

Для решения этих проблем была принята стратегия развития системы ООПТ разработанная в соответствии с решением заседания Правительства Российской Федерации и направлена на повышение эффективности функционирования системы ООПТ и совершенствование правового режима ООПТ и объектов Российской Федерации.

Стратегия вырабатывает Экологическую доктрину Российской Федерации, которой создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима включено в число основных направлений государственной политики в области экологии.

К числу основных приоритетов в развитии сетей ООПТ предлагается отнести :

  • Повышение эффективности сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия России за счет системного.
  • Обеспечение действенного государственного управления и контроля в сфере ООПТ на федеральном и региональных уровнях; Совершенствование правового и финансовых механизмов регулирования отношений в области заповедного дела. Научное обеспечение долговременного сохранения биоразнообразия, а также объектов природного и культурного наследия на ООПТ.
  • Укрепление и эффективное использование природоохранного, научного и эколого-просветительского потенциала системы ООПТ, в том числе для развития познавательного туризма и рекреации.
  • Создание новых национальных и природных парков, способных эффективно сохранять природное и культурное наследие и обеспечивать развитие познавательного туризма и рекреации.

Основной целью Стратегии является повышение эффективности государственной системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, поддержания экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.

В целях реализации данной стратегии и Экологической доктрины РФ предлагается произвести ряд правовых изменений:

  • Проведение административной реформы влечет за собой изменения в объеме и методах правового регулирования. Речь идет о комплексных правовых решениях. Необходимо принять государственную программу развития законодательства в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны на перспективу.
  • Обсуждение и решение вопросов соотношения федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях особенно актуально ввиду обострения природоохранных проблем, современного реформирования Российской Федерации. Подобая принципу развития федерализма, законодательство должно предоставлять достаточные права и полномочия субъектам РФ в определении собственных категорий ООПТ, их организации и управлении ими.
  • Создание модельных нормативных актов для субъектов Российской Федерации как ориентированное влияние Федерации на региональное законодательство позволит без навязывания жестких рамок обеспечить согласованное концептуально (а в некоторых сферах и детально разработанное) развитие законодательной системы субъектов Федерации, устранить возможность возникновения неоправданных расхождений при регулировании однотипных вопросов и правовом решении похожих задач.

Проблемно и то, что основные планы развития сети ООПТ на федеральном уровне связаны с расширением числа заповедников и национальных парков и, к сожалению, иные категории ООПТ крайне слабо отражаются в государственных перспективных планах.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации[Электронный ресурс] : [принята 12 дек. 1993 г.] : (ред. от 21.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  2. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ РФ от 02.03.2007 г: принят ГД РФ 07.02.2007г : одобрен СФ РФ 21.02.2007 г: ( ред. от 22.12.2014 №431-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций [Текст]: Учебник / Г. В. Атаманчук. – М.: Омега-Л., 2014. –525 с.
  4. Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.
  5. Управление трудом как мотивация деятельности человека Камалова Р.Р., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 22. С. 9-12.
  6. О мерах по совершенствованию нормативного регулирования выявления детей, оставшихся без попечения родителей Жирнов В.Н., Ханнанова Т.Р. Научно-исследовательские публикации. 2014. № 4 (8). С. 24-31.
  7. Новая парадигма правового обеспечения устойчивости растениеводства Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 1. С. 109-132.
  8. Стратегия устойчивого развития животноводства России: организационно-экономические и правовые проблемы Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 2. С. 339-363.
  9. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства: теоретико-эмпирические и правовые аспекты Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 3. С. 541-554.
  10. Коррупция на государственной и муниципальной службе, причины, последствия и пути его пресечения. Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.
  11. Проблемы развития малого предпринимательства в российской федерации Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35.
  12. Пространственно-территориальные атрибуты безопасности российского приграничья: историографический анализ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 38-44.
  13. Сравнительный анализ регионального законодательства при определении понятия пчеловодства Шапошникова Р.Р. Аграрное и земельное право. 2014. № 8 (116). С. 21-23.
  14. Мобильные телефоны в современном мире Каримова А.М., Валишина Н.Р., Шарафутдинов А.Г. Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 438-440