Дидактические условия формирования проектной деятельности у старшеклассников (на примере химии)

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье авторы рассказывают о возможностях ведения проектной и исследовательской деятельности учащимися на уроках химии, рассматривают дидактические условия формирования проектной деятельности учащихся химико-экологической направленности. Особенностью статьи является практико ориентированный подход.

Ключевые слова

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, УРОК ХИМИИ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКОЛОГИЯ

Текст научной работы

Введение

Любому обществу нужны хорошо подготовленные, предприимчивые и деловые люди, способные к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования выпускник школы должен быть:

  • креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества;
  • владеющим основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированным на творчество и инновационную деятельность;
  • способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. [1].

Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Метод проектов реализует личностно-деятельностный подход в обучении.

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем, способствует профессиональному самоопределению учащихся старших классов.

Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии

Химия — одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимой каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира [8] ?

Учить химии только традиционными методами стало невозможно, т.е.формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня — смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. [6]

Дидактические условия формирования проектной деятельности учащихся химико-экологической направленности:

Первое условие — обеспечение и стимулирование высокой мотивации исследовательской деятельности. Изначально высокая мотивация деятельности зависит от выбора личностно значимой для учащихся и социально одобряемой темы (проблемы) исследования. Стимулирование мотивации возможно за счет оптимального сочетания заданий поискового и исследовательского характера Обеспечение и стимулирование высокой мотивации проектной деятельности школьников может быть осуществлено при реализации системы принципов отбора ее содержания — принципов региональности, практической значимости, экологизации, социализации, полипредметной интеграции знаний, методологизации, принцип соответствия необходимости и достаточности.

Принцип экологизации.На основании этого принципа предусматривается решение следующих задач:

  • Формирование у учащихся экологически значимого понятийного аппарата;
  • Раскрытие единства неорганического и органического мира, а также влияние деятельности человека на окружающую среду; формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;
  • Разъяснение двойственной роли веществ в природе и зависимости от их концентрации;
  • Показ особенностей научно-технического прогресса и химической промышленности с позиций охраны природы;
  • Вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы, ее сохранению и обогащению.

Принцип региональности.Включение регионально-значимых сообщений или примеров в содержание изучаемой темы всегда вызывает повышенный интерес у школьников. Такой материал воспринимается как близкий, волнующий, личностно-значимый. На этом основании темы долговременных поисково-исследовательских работ учащихся следует определять, исходя их насущных проблем локального характера, например: «Изучение кислотности атмосферных осадков в различных районах города(в парковой зоне, вдоль автострад и др.) или «Влияние качества употребляемой питьевой воды на состояние здоровья населения».

Принцип практической значимости.Под реализацией принципа практической значимости нужно понимать отбор такого содержания исследовательской деятельности, которое обеспечивает связь теории с решением практических задач, готовя школьников к повседневной деятельности. Это разумно, так как не всякий из обучаемых в будущем станет химиком, а уметь применять знания на практике, в повседневной жизни должен каждый. Пример задания прикладного характера, тематика которого актуальна для сельских школьников: Определить целесообразность внесения удобрения сульфата аммония на глинистые почвы местного сельскохозяйственного предприятия.

Направление поиска. Используя специальную литературу, постарайтесь выяснить склонность глинистых почв к изменению рН, особенно под действием аммонийных солей.

Ответ. Применение сульфата аммония сопряжено с двумя проблемами, особенно на влажных почвах. Во-первых, его применение приводит к удалению кальция из почвы. Во-вторых, он уменьшает рН почвы. Для устранения нежелательной кислотности, в аммонийные удобрения добавляют карбонат кальция [7].

Принцип социализации.Содержание проектной деятельности школьников должно способствовать формированию у учащихся ценностных ориентиров, развитию нравственности, духовности, интеллекта, культуры поведения и жизнедеятельности. Принцип социализации предусматривает формирование социально-значимых гуманных качеств личности школьника.

Принцип методологизации.Нельзя изучать современную науку(учебный предмет), не имея представления об одной из ее областей — методологии науки. Поэтому применение этого принципа отбора содержания проектной деятельности позволяет сформировать у учащихся понимание того, что приращение знаний возможно лишь в процессе преодоления противоречий, когда реализуются философские законы познания. Таким образом у учащихся формируется культура мышления, стимулирующая интерес к науке химии.

Принцип полипредметной интеграции знаний.Реализация этого принципа предусматривает взаимосвязь основного химического содержания изучаемой темы не только с произведениями литературы и искусства, но и с биологией, географией, историей. Отбор содержания согласно этому принципу позволяет школьникам многоаспектно формировать в своем сознании научную картину мира [9].

Пример задания интегративного характера.Сульфат бария используют в медицине в качестве рентгеноконтрастного вещества. Препарат дают больному в виде суспензии. При рентгеноскопии сульфат бария дает на экране четкое изображение желудочно-кишечного тракта на фоне трудноразличимых внутренних органов. Сульфат бария считается безвредным, так как он нерастворим в воде. Но ион бария очень токсичен. Поэтому в сульфате бария недопустимы примеси карбоната бария. Почему? В медицине Поэтому в сульфате бария недопустимы примеси карбоната бария. Почему? В медицине известны случаи отравления сульфатом бария, если в нем присутствовал карбонат бария. Как избежать этого случая?

Направление поиска.Необходимо подумать, что произойдет с сульфатом бария в кислой среде желудка. Вероятно, чтобы не допустить отравления, необходимо перевести все потенциально содержащиеся примеси в сульфате бария в нерастворимый сульфат.

Ответ.Действительно, в водной суспензии сульфата бария недопустимы примеси карбоната, так как при попадании его в кислую среду желудка в результате реакции будет освобождаться ион бария. Поэтому одним из способов избавления от нежелательных примесей может быть метод приготовления сульфата бария не на дистиллированной воде, а на сульфатных растворах(можно использовать раствор сульфата натрия).

Принцип соответствия необходимости и достаточности.При этом «соответствие» означает соответствие отобранного содержания: требованиям действующей программы по химии для базовой школы и гуманизации образования; отведенному бюджету времени согласно учебному плану и программе; профилю класса или учебного заведения; возрастным и психологическим особенностям развития школьника; интересам, склонностям, индивидуальному своеобразию мышления и восприятия учащихся.

Понятие «необходимость» в контексте отбора содержания проектной деятельности школьников означает нижний предел допустимого содержания обучения химии, без которого не может быть целостного образования во всех его взаимосвязанных компонентах; формирования понятийно-терминологического аппарата химической науки, знаний о важнейших фактах, явлениях, химических законах и теориях; овладения химической символико-знаковой системой; целостного восприятия естественнонаучной картины мира.

«Достаточность» содержания следует понимать как верхний предел допустимого содержания, усвоение которого достаточно для овладения химическим компонентом целостного восприятия научной картины мира, культуры жизнедеятельности школьников контексте идеи гуманизации и экологизации образования.

Второе условие-реализация личностно-деятельностного и дифференциально-целостного подходов к организации проектной деятельности по химии.Предполагается активное личностное участие учеников в проектной деятельности, когда учитываются интересы, склонности, характер, особенности мыслительной деятельности каждой личности. Это особенно необходимо для прогнозирования дальнейшего развития творческого потенциала каждого школьника. Различия в задатках и способностях определяют различия как в предпочтениях видов деятельности, так и в характере и темпе их усвоения. Концепция этого подхода предусматривает вариативность и дифференциацию не только содержания, но и способов творческой исследовательской деятельности.

Под целостностью в данном случае понимается непрерывная подготовка учащихся к самостоятельному исследованию, которая протекает как процесс решения постоянно усложняющихся учебных задач от начального этапа усвоения простейших исследовательских умений до такого уровня их сформированности, когда учащиеся могут самостоятельно провести поисково-исследовательскую работу с выходом на выводы и рекомендации. Кроме того, в понятие целостности вкладывается особый смысл — это вовлечение в поиск, в исследовательскую работу учащихся всего ученического коллектива в целом (класса, кружка).

Третье условие — взаимопроникновение и взаимосвязь содержания учебной и внеклассной деятельности учащихся. Например, на уроке химии школьники изучают свойства оксида и гидроксида алюминия. А на внеклассном занятии они узнают, что эти свойства обусловливают использование оксида алюминия в качестве сорбента для хроматографии в тонком слое, которая широко применяется в экспериментальных исследованиях. Таким образом, учебная деятельность школьников в классе(на уроках) направлена на получение базовых знаний и умений, а внеклассная проектная деятельность ориентирована на интеграцию этих знаний и использование их для решения реальных проблем.

В качестве четвертого условияэффективной организации проектной деятельности школьников можно выделить обеспечение субъект-субъектных отношений сотрудничества между участниками коллективного исследования (учитель-ученик, ученик-ученик).В процессе проектной деятельности химико-экологической направленности решается актуальная проблема, которая является личностно значимой как для школьников, так и для учителей. Происходит осознание партнерами наличия у них совпадающих мотивов совместной деятельности и потребности друг в друге для реализации этих мотивов. Цели и задачи определяются совместно, всемерно поощряется инициатива, поэтому отношения сотрудничества возникают на одной мотивационной основе. Необходимость интеграции содержания проектной деятельности обуславливает и сотрудничество учителей одной школы. Важно, что в процессе организации проектной деятельности учитель также реализует свой творческий потенциал, находит реальные возможности для творческого и профессионального самосовершенствования.

Разнообразие предлагаемых учащимся заданий, необходимость распределения обязанностей в группе для эффективного их решения обусловливают возникновение у школьников на этапе исследования потребности во взаимообмене знаниями, во взаимопомощи, что является основой отношений сотрудничества. Реализация определенных условий сотрудничества обеспечивает субъектные отношения участников исследования и является одним из основных условий эффективной организации проектной деятельности школьников.

Пятое педагогическое условие — гибкое сочетание средств, методов, методических приемов различных образовательных технологий. Так, организационно-подготовительный этап предусматривает использование на занятиях преимущественно репродуктивных методов, постепенное введение элементов проблемного обучения. Совместная деятельность учащихся в группах раскрывается в технологии коллективной мыслительной деятельности. Поисковый и исследовательский компонент предполагает применение эвристического (частично-поискового) и исследовательского методов. По мере формирования у школьников исследовательских умений и развития самостоятельности целесообразным становится введение элементов модульной технологии. Экспертно-оценочный компонент предполагает коллективное проведение учащимися целостного исследования. Целостность же обеспечивается использованием метода проектов [2],[3],[4], [5].

Разработка проектов может проводиться как в рамках одного урока, так и на протяжении ряда занятий. Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.

Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они, как правило, проводятся во внеурочное время (на кружковых занятиях), хотя отдельные элементы (например, какого-либо лабораторного опыта) выполняться могут и на уроках.

Рассмотрим характеристику проектов по ведущему методу или виду деятельности применительно к химии.

Исследовательские проектыполностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Пример темы проекта: «Воздух, которым мы дышим». Задания: Соберите «досье» на факторы загрязнения воздуха в вашем городе.

Выясните, какими веществами они загрязняют воздух. Какое действие эти вещества оказывают на организм человека? Какие меры принимаются (или не принимаются) для очистки воздуха?

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Например, «Фоторепортаж об использовании нефтепродуктов».

Задание: В основном, продукты переработки нефти используются как автомобильное топливо. Вооружитесь фотоаппаратом (кинокамерой) и сделайте фоторепортаж (видеорепортаж) об этой области использования нефтепродуктов и о последствиях для окружающей среды.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта;
  • предмет информационного поиска;
  • источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование);
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
  • результаты информационного поиска(статья, аннотация, реферат, доклад, видео и пр.);
  • презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

Тема проекта: «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека»

Задания: Рассмотреть классификацию, состав, строение витаминов, их физиологическое воздействие на организм человека. Определить качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитать суточную потребность человека в витаминах.

Практико-ориентированные проектыотличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников.

Тема проекта: «Инструкция по выведению различных пятен с одежды» (учтите, что инструкцией в дальнейшем будут пользоваться люди, далекие от химии).

Игровые проекты.В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к концу.

Тема проекта: «Экскурсоводы»(ролевая игра: вы- мастер смены на заводе синтетического каучука; на завод на производственную экскурсию пришли учащиеся средней школы; организуйте проведение экскурсии).

Межпредметные проекты

Тема: «Воздух, которым мы дышим».

Предметы: экология, биология, химия, физическая и экономическая география.

Цели проекта:

  1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха данной местности;
  2. Выявить влияние загрязненного воздуха на здоровье жителей местности;
  3. Разработать рекомендации по очистке воздуха с конкретным практическим выходом.

Способы сбора информации: изучение литературы, опрос населения. Беседы со специалистами, эксперимент.

Методика проведения исследования: работа проводится четырьмя группами учащихся . Первая группа находит общую информацию по основным экологическим проблемам региона; вторая группа- выявляет влияние промышленности; третья группа-влияние транспорта; четвертая группа- влияние бытовых выбросов на загрязнение воздуха.

Каждая группа учащихся должна обобщить информацию по следующим параметрам:

  • основные загрязнители, входящие в состав выбросов;
  • время пребывания веществ в атмосфере;
  • влияние загрязнений на организм человека, растений, животных;
  • меры по очистке атмосферного воздуха от конкретных загрязнителей.

Проводятся несложные опыты по оцениванию запыленности воздуха по степени загрязнения листьев, кислотности атмосферных осадков, определению содержания свинца в листьях растений и др. .

Вторая, третья, четвертая группа разрабатывают рекомендации по улучшению экологического состояния региона. Первая группа составляет итоговую геоэкологическую карту выбросов вредных веществ в атмосферный воздух региона.

Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы. Один из путей осуществления данного способа организации обучения является постановка творческих заданий.

Примеры творческих заданий по химии в вопросах и ответах

Предлагаемые творческие задания могут быть использованы учителем химии на уроках в качестве иллюстративного материала, яркого примера, на этапе обобщения учебного материала по определенной теме. Творческие экспериментальные задания имеют названия, кратко отражающие их содержание и цель. Приведенные экспериментальные методики выполнимы в условиях школы, что позволяет широко использовать их во внеклассной исследовательской работе по химии. Некоторые задания и экспериментальные методики помогут определить интересную проблему исследования,

выбрать тему коллективного исследовательского проекта.

Применение творческих задач на уроке и во внеклассной работе позволяет учителю химии стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать формированию умений работать со специальной литературой, приобретению навыков продуктивной совместной работы в группах, развивать творческие способности школьников, так как большинство творческих задач позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин.

Тема: «Металлы».

Задание: Среди людей, чей профессиональный риск связан с возможностью ртутного отравления, называют химиков, медиков и золотоискателей.

Выясните, в каких же случаях может произойти ртутное отравление этих людей?

Направление поиска: Уточните, в каких целях используется ртуть или ее соединения в медицине, в некоторых химических процессах и при добыче золота. Кстати, еще алхимики с помощью ртути пытались извлечь частички золота из породы.

Ответ: Работа представителей всех этих профессий, так или иначе, связана с ртутью. С медперсоналом все понятно: ртутные термометры имеют обыкновение разбиваться, при этом ртуть рассыпается на мелкие шарики, которые могут закатиться в щели в полу. Именно пары ртути и представляют опасность не только для медицинских работников, но и для пациентов.

На многих химических производствах ртуть служит катализатором, особенно при производстве полихлорвинилов.

Золотоискатели издавна использовали ртуть для извлечения пылевидных частиц золота из породы, которая прошла глубокую механическую промывку в колоде и лотке.

Ртуть захватывает мелкие золотые частицы, образуя с ними амальгаму, которую потом вываривают. При этом пары ртути испаряются и могут вызвать серьезное отравление.

Тема: «Неметаллы».

Задание: На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.

Направление поиска. Обратите внимание, что в применявшейся краске содержится мел.

Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-видимому, будет решена.

К сожалению, большинство учебных проектов выполняется в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведется в рамках урока.

В качестве примера можно привести проект, выполненный учащимися 10 класса при изучении темы: «Углеводы». Известно, что в мире насчитываетcя большой процент людей, имеющих избыточный вес. Россия занимает четвертое место в мире по количеству толстяков (после США, Германии и Франции). В чем причина избыточного веса? Как влияет сладкое на фигуру, на настроение? Эти вопросы стали проблемой проекта, реализованного на уроке. Проект назвали «Сладкая жизнь». при изучении темы: « Углеводы». Известно, что в мире насчитываетcя большой процент людей, имеющих избыточный вес. Россия занимает четвертое место в мире по количеству толстяков (после США, Германии и Франции). В чем причина избыточного веса? Как влияет сладкое на фигуру, на настроение? Эти вопросы стали проблемой проекта, реализованного на уроке. Проект назвали «Сладкая жизнь».

Сформулировали проблемный вопрос: «Сладкое портит фигуру или характер?» По типу проект можно отнести к информационно-исследовательским, межпредметным. По времени работы — краткосрочным. Учебная цель: расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании.

Учащимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: биологов, химиков, диетологов, психологов, социологов, филологов (численностью от 3 до 5 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее приготовленными к уроку учителем. В результате каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. На втором уроке каждая группа участников проекта представила свой материал.

Химики рассказали об углеводах и других сладких веществах, привели химические формулы и уравнения реакций. Особый интерес вызвала информация о сладких несахарах, которые используются как заменители сахара.

Группа биологов рассказала о вкусовом рецепторе, о том, какие зоны языка воспринимают сладкий вкус. Интересной им показалась информация о профессии дегустатора.

Диетологи связали информацию о превращении углеводов в нашем организме с основами правильного питания. Таблицы о калорийности некоторых продуктов питания, рецепты низкокалорийных сладостей дополнили их интересный рассказ.

Учащиеся из группы психологов попытались найти ответ на вопрос «Влияет ли сладкое на характер?». Почему люди во время депрессии часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины?

Группа социологов составила блок вопросов и провела блиц-опрос своих одноклассников и некоторых учителей. Результаты были представлены таблицами и диаграммами.

Например:

<em>Диаграмма «Как часто вам хочется употреблять сладкое?»</em>
Рисунок 1. Диаграмма «Как часто вам хочется употреблять сладкое?»
<em> Диаграмма «По какой причине Вы держите дома сладкое?»</em>
Рисунок 2. Диаграмма «По какой причине Вы держите дома сладкое?»

Группа филологов подошла к проблеме с двух сторон. Во-первых, они сделали подборку пословиц и поговорок по «сладкой» теме. Во вторых, вспомнили названия песен, в которых упоминаются сладости («Горький мед», «Мой мармеладный» и т.п.) и нашли их фонограммы.

Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:

  • предметные (усвоение темы);
  • общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, выбирать основное из большого массива информации);
  • информационно-технологические (использование Интернета и ПК);
  • коммуникативные компетенции(работа в группах);
  • личностные (реализованы личные пристрастия подростков к тому или иному виду деятельности, осуществляются первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации);
  • социальные (информация, полученная в результате работы над проектом значима для других).

Помимо старшеклассников, проекты выполняются учащимися средней и начальной школы во время занятий кружка «Юный химик» (например, проект по выращиванию кристаллов солей). Ребята выступают на школьных научно-практических конференциях, а также на конкурсах проектных работ разного уровня. Чаще всего — это конкурс проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе», который проводится ежегодно.

К положительным результатам применения метода проектов при изучении химии следует отнести следующее:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

  • уроки стали проходить более оживленно;
  • увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся;
  • у ребят появился стимул получить не только хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

2. Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей;

3. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются исследовательские и мыслительные умения;

4. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие в школьных, муниципальных и окружных олимпиадах и конкурсах научно-исследовательских и проектных работ, что значительно повышает их самооценку.

Заключение

Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Это не только обмен информацией и организация совместных действий, но и ориентировка в эмоционально-психологических потребностях партнеров по совместной деятельности.

В ходе работы над проектами учащиеся расширяют знания по отдельным темам, приобретают навыки работы с научной, научно-популярной и справочной литературой, умения анализировать, классифицировать, систематизировать; развивают практические умения и навыки; умения прогнозировать результаты работы; организационные и коммуникативные умения и навыки. Во время презентаций учащиеся приобретают навыки публичных выступлений.

Наряду с исследовательскими дети приобретают и мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Уверенное овладение основными коммуникативными действиями во время выполнения проектов становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, умения находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. [10]

У учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности, т.е. это здоровье — сберегающая технология.

Создание разных по форме и содержанию проектных работ на основе интеграции различных дисциплин, позволяет развивать творческие способности учащихся, помогает подготовить их к жизни в информационном мире, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию у них инициативы, находчивости, активности и ответственности., способствует профессиональному самоопределению.

Использование метода проектов способствует формированию новой профессиональной компетентности учителя. [11] Освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с выходом в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия.

Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.

Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий по методу проектов: повышение уровня активности школьников и качества знаний, интеграция между предметами различных образовательных областей, профессиональное самоопределение учащихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.№413).
  2. Дерндебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, М., 2007г.
  3. Аранская О.С., Бурая И.В.Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, М., «Вента-Граф», 2005г.
  4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии, М. «Глобус»,2007г.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред.А.Г.Асмолова, М., Просвещение,2010г.
  6. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Химия, Волгоград, «Учитель»,2007
  7. Энциклопедия передового педагогического опыта (из опыта работы учителей химии г.Москвы), М.,МИОО,ОАО «Московские учебники»,2009 г.
  8. Чернобельская Г.М.Теория и методика обучения химии,М.,Дрофа,2010 г.
  9. Головнер В.Н.Химия 8-11 классы. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания, М., НЦ ЭНАС, 2001 г.
  10. Никитаева М.В. Социализация школьников на основе инновационных образовательных проектов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук/ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2012.
  11. Никитаева М.В. Роль педагогического проектирования в социализации школьников/М. В. Никитаева//Социология власти. -2011.№5.С. 71-75.

Цитировать

Володарская, И.А. Дидактические условия формирования проектной деятельности у старшеклассников (на примере химии) / И.А. Володарская, О.Н. Колдобская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3559 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться