В современном динамичном мире ценовые отношения являются составной частью всего рыночного механизма, регулируют развитие общественного производства, как фирм, так и отраслей. Ценообразование оказывает достаточно сильное влияние на финансово-экономическую деятельность субъектов агропродовольственного сектора.
А вопросы государственного регулирования в сфере ценовых взаимоотношений являются во все времена наиболее актуальными для всех стран мира, развивающихся в условиях рынка. Если бы рынки агропродовольственного сектора обладали лишь достоинствами, и у них не было бы серьезных недостатков, конечно же не было бы необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия [3, с.288].
Ввиду своей специфики, агропродовольственная отрасль не может развиваться без государственного регулирования и финансовой поддержки. Поэтому во многих зарубежных странах предусмотрен эффективный экономический механизм государственного регулирования, который включает бюджетные дотации, государственное финансирование, льготное кредитование, гибкий ценовой механизм и систему налогообложения.
Одним из основных рычагов государственного воздействия на экономические условия воспроизводства является ценовая политика. Цены, являясь инструментом рынка, привлекают интерес государства к себе во всех странах мира. Ни одно государство не оставляет цены без внимания, без существования определенной ценовой политики, особенно на продовольственные товары. У каждого государства сложились свои направления воздействия и помощи в области ценообразования.
Изучение опыта государственного регулирования ценовой политикой в зарубежных странах важно само по себе. Поскольку представляемый мировой опыт вмешательства государства в механизм регулирования рынков на базе ценовой политики весьма разнообразен, поэтому сложно найти единый рецепт, пригодный для всех стран одновременно.
Так, механизм регулирования агропродовольственного рынка в области ценообразования в Австрии, включает в себя систему так называемого социального партнерства, исторически сложившуюся в стране и заключающуюся в согласовании паритетных начал наиболее важных экономических и социальных вопросов между правительством, предпринимателями и трудящимися, а также жестким отслеживанием выполнения трудового законодательства на предприятиях молочной промышленности.
В Австрии в регионах уровень розничных цен на сельскохозяйственную продукцию может существенно отличаться. Цены могут колебаться и в зависимости от категории предприятия торговли и общественного питания. Однако разница в уровне цен на предприятиях одной категории, расположенных в одном регионе, не должна превышать 5-10 процентов.
В Норвегии внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Менеджмент на предприятиях агропродовольственной сферы на базе ценовой политики осуществляется в соответствии с законом «О контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции».
Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен на продукцию агропромышленного комплекса, производит «замораживание цен», устанавливает порядок исчисления цен, скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования. Также оно определяет предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин. На основании действующего законодательства предприятия сельскохозяйственной отрасли ведут управленческие мероприятия в отношении производимой продукции в области ценообразования.
В США в последние годы администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование продовольственных рынков при формировании цены по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране [4, с.252].
В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся молочным скотоводством, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Полученную продукцию они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться по займам частью выручки. Если же рыночные цены отпускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, фермер может сдать продукцию государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами, на постоянном уровне. Также государство оказывает влияние на цены через стандарты и экономические требования. Под его контролем находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.
Во Франции, несмотря на действие принципа свободного формирования цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.
Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен - «дирижизма».
Регулирование цен во Франции является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на молочные продукты.
Рыночная экономика в Финляндии сопровождается регулированием государства в области ценообразования внутреннего рынка путем использования прямых и косвенных методов регулирования (через финансирование НИОКР и госзакупки).
Большое значение для страны имеет таможенная пошлина. В сфере импорта таможенная пошлина направлена на удешевление импортируемого сырья и затруднение ввоза на внутренний рынок готовой молочной продукции из-за рубежа. Как правило, импортируемое сырье не облагается таможенными пошлинами или их размер незначителен. Это снижает издержки местных производителей молочной продукции. На импортируемые готовые изделия, наоборот, устанавливается пошлина на высоком уровне, что позволяет местным производителям успешно конкурировать на внутреннем рынке.
Финляндия считается одной из самых дорогих стран Скандинавского полуострова, потому что она стимулирует развитие науки, улучшение качества производства, новые формы торговли, повышение профессиональней квалификации. Внешняя ценовая политика страны на молочные продукты, направлена на снижение цен на свою продукцию для мировых рынков, чтобы сделать ее конкурентоспособной [4, с.261].
Швейцария осуществляет регулирование на рынке молочной продукции посредством фиксируемых цен, обеспечивая необходимый уровень рентабельности ее товаропроизводителям, снижая цены при перепроизводстве определенных видов. Через цены на молочную продукцию поддерживается одинаковый уровень заработной платы рабочих. В стране проводится тщательный контроль над уровнем цен вывозимой и ввозимой продукции с целью защиты собственных производителей.
Во многих европейских странах очень хорошо поставлена сбытовая кооперация, что способствует эффективному функционированию рынка молочной продукции. Но каждой стране присуща своя специфика. Так, например, в Дании определяется экспортная направленность, что влияет на повышение уровня качества молочной продукции. Во Франции реализация молочной продукции происходит через аукционы и оптовые рынки, где формируются внутренние цены, служащие ориентиром для других каналов реализации продукции.
Практически все государства с развитой рыночной экономикой регулируют потребительскую корзину. И практически все государства мира (98%) оказывают существенную помощь сельскому хозяйству, используя систему государственных дотаций, «цен поддержки», льготные кредиты, ссуды, налоги и другие экономические инструменты прямого и косвенного вмешательства в эту область экономики.
Опыт зарубежных стран показывает, что эффективное функционирование продовольственного рынка обеспечивается высокоразвитой материальной базой всех сфер и отраслей молочного комплекса, их сбалансированностью и отсутствием заметных диспропорций; совершенствованием перерабатывающей и торговой инфраструктуры; мерами государственного регулирования основных этапов производства.
Используя опыт экономически развитых стран, Россия может принять во внимание некоторые меры по государственному воздействию на рынке агропромышленных товаров.
Несмотря на большой теоретический и практический вклад в развитие рынка продовольствия, а также регулирование экономических процессов, в том числе и ценообразования, на продукцию АПК вопрос создания условий для формирования новых подходов к его функционированию остается открытым.