Проведение ABC- анализа и XYZ- анализа позволяет решить такие проблемы как определение, какие из товаров являются более актуальными, а также стабильности продаж и уровень колебания потребления. Это в свою очередь помогает фирмам при закупке более востребованных покупателями товаров. Актуальность использования ABC- анализа и XYZ- анализа выражается в простоте использования и в том, что обучение не требует долгого времени. Успешное использование анализов позволяет сократить и высвободить огромное количество временных и трудовых ресурсов. Расчет коэффициентов сезонности и построение графика позволяет увидеть моменты, когда товар пользуется наибольшей востребованностью. Это помогает руководству при закупке товаров.
О приемах использования таких важных и популярных методов, как ABC- анализ и XYZ- анализ в своей статье показала Е.А.Бузукова [1]. О расширении функциональных возможностей анализа ABC- XYZ рассказали А.И.Коников, Г.А.Коников [2]. Как можно использовать XYZ-анализ в деловой практике торговых организаций исследовала М.В.Кутузова [3]. Р.И.Баженов и др раскрыли в своих трудах. совершенствование ассортимента товара на основе ABC-XYZ анализа [4-8]. Определением коэффициента сезонности занимались А.И.Сивко, И.Н.Кириченко и О.В.Оксанич [9]. Л.И.Демченко и Е.В.Лапина описали корректировку ассортиментной политики торговой фирмы с помощью матрицы совмещенного АВС- и XYZ- анализа [10]. Формирование ассортимента аптечной сети методом каскадного использования АВС- и XYZ- анализа раскрыл П.А.Лисовский [11]. Зарубежные ученые также занимаются рассмотрением ABC и XYZ- анализов в своих исследованиях [12-13].
Объектом исследования является проведение в Microsoft Office Excel 2003 ABC и XYZ анализов при анализе прибыли и продаж, а также построение графика сезонности. Для примера были взяты данные за три месяца о прибыли и количестве продаваемых товаров магазина трикотажных изделий в Еврейской автономной области. Данные были предоставлены на договоренности о неразглашении номенклатуры ассортимента и местонахождения магазина. АВС-анализ будет рассчитываться по прибыли (рис.1), а XYZ-анализ по количеству продаж, так как XYZ-анализ — это классификация товара в зависимости от спроса.

Кратко опишем процесс создания ABC- анализа.
Первое что делаем, это отсортируем данные прибыли за три месяца по убыванию. Далее нужно рассчитать долю каждого товара в сумме прибыли в процентах. Для этого нужно выбрать ячейку в которой будет рассчитываться доля в ней записать формулу =E2/$E$42 (прибыль первого товара за три месяца разделить на общее значение прибыли), нажимаем Enter и протягиваем формулу до последнего значения. После этого нужно рассчитать накопительный итог также в процентах. Для этого, значения доли первого товара копируем в первое значение накопительного итога, а для второго нужно первое скопированное значение накопительного итога сложить со значением доли второго товара. Теперь определим что относится к категории А, к категории В и к категории С. По принципу Парето к категории А относятся значения <80%, к категории B относятся значения 80-95%, а к категории С естественно 95-100% [14]. Исходя из этого для определения категории нужно воспользоваться формулой:
=ЕСЛИ(G2<0,8;"A";ЕСЛИ(G2<0,95;"B";"C")),
это означает если значение накопительного итога меньше 80%, значит присваивается категория А и т.п. (рис.2).

Теперь проведем XYZ-анализ (рис.3) [15].

Необходимо рассчитать коэффициент вариации. Коэффициент вариации- это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений товара. Он наглядно показывает различия между месячными продажами определённого товара и среднестатистическими показателями продаж за анализируемый период времени. Рассчитаем коэффициент вариации по следующей формуле: =СТАНДОТКЛОНПА(B2:D2)/(СУММ(B2:D2)/СЧЁТЕСЛИ(B2:D2;">0")) (рис.7). Далее нужно полученные данные распределить по категориям X, Y, Z. Так же как и при распределении в АВС- анализа воспользуемся функцией ЕСЛИ: =ЕСЛИ(E2<0,1;"X";ЕСЛИ(E2<0,25;"Y";"Z")) (рис.4).

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод:
- К категории X относятся товары со стабильной величиной потребления (товар1, товар2, товар4, товар5, товар6, товар7, товар8, товар9, товар10, товар11, товар12, товар15);
- К категории Y относятся товары с колеблющейся величиной потребления (товар3, товар13, товар14, товар16, товар18, товар19, товар20, товар21, товар22, товар23, товар24, товар25, товар26, товар27);
- К категории Z относятся товары с нерегулярной величиной потребления (товар28, товар29, товар30, товар31, товар32, товар33, товар34, товар35, товар36, товар37, товар38, товар39, товар40).
Определим сезонность продаж:
- Рассчитаем для каждого товара среднемесячное значение продаж;
- Рассчитаем коэффициент сезонности каждого месяца для всех товаров;
- Рассчитаем средний коэффициент сезонности (рис.5).

По рассчитанным коэффициентам сезонности построим график, для визуализации поведения коэффициентов каждого товара за каждый месяц (рис.6).

По графику можно определить сезоны продажи товара: товар27, товар28, товар29, товар30, това35, товар36, товар37, товар38, товар39, товар40 имеют сезон продаж в марте; товар31, товар32, товар33 имеют сезон продаж в феврале; товар 34 в январе.
Теперь проведем сцепление групп ABC- анализа и XYZ- анализа (рис.7).

Охарактеризуем сцепление групп ABC- анализа и XYZ- анализа.
AX и BX — группы товаров имеющих высокий товарооборот и высокую стабильность продаж. Требуется постоянное наличие таких товаров.
AY и BY — группы товаров, имеющих высокий товарооборот и недостаточную стабильность продаж. Требуется постоянное наличие товаров.
AZ и BZ — группы товаров, имеющих высокий товарооборот и низкую стабильность продаж. Требуется, внимательно относится к таким товарам, следить за их наличием и производить закупку у поставщиков находящихся рядом.
CY — группа товаров, имеющих низкий товарооборот и среднюю стабильность продаж. Требуется сформировать страховой запас на такой вид товаров.
В процессе выполнения работы был проведен анализ прибыли и продаж с использованием ABC- анализа и XYZ- анализа, сцепление групп ABC и XYZ. Были изучены ABC и XYZ- анализы, коэффициент сезонности, способы их построения и критерии для распределения по категориям, а также подведены итоги о полученных данных. В итоге проведенного исследования можно сказать, что руководству магазина нужно тщательно присматриваться к товару.