Вопросы инструментальной реализации технологизации системы высшего образования

№56-2,

педагогические науки

В центре внимания статьи – обзор технологических задач в сфере высшего образования, связанных с повышение качества, доступности и эффективности системы высшего образования. Рассмотрены особенности инструментальной реализации педагогических технологий В.М. Монахова в высшей школе.

Похожие материалы

Педагогика высшей школы [8] располагает достаточно глубокими знаниями о процессах и методах обучения студентов по различным специальностям и направлениям подготовки. В центре внимания этого раздела педагогической науки множество факторов, разноуровневых образовательных целей, ценностей, компетенций. Педагогика высшей школы – это универсальное знание особенностей и понимание проблем в сфере организации учебного процесса, общего управления учебно-познавательной деятельностью студентов, планирования результатов обучения студентов в бакалавриате и магистратуре, планирование конкретного вида занятия и методика оценки результатов учебной деятельности студентов.

Дидактика высшей школы [14] включает знания о приемах и методах, используемых на лекциях, практических занятиях и других формах организации обучения студентов, особенности целевой студенческой аудитории и понимание стратегических перспектив в развитии личности студента, развитии его профессиональных и ключевых компетенций. Преподаватель высшей школы с глубоким педагогическим знанием прекрасно понимает, как студенты усваивают знания, как они приобретают навыки и компетенции, какие механизмы способствуют развитию мыслительной деятельности, навыков анализа, выдвижения гипотез, доказательства, научного поиска.

Другими словами, современная практика преподавания в высшей школе требует качественного понимания познавательной и социальной теории развития, методики обучения и особенностей взаимодействия со студентами.

Инструментальная реализация педагогических технологий в высшей школе меняет традиционные представления о содержании обучения и способах его развертывания в учебном процессе. Естественно считать, что для обучения необходимо определенное содержание. Множество осмысленного содержания учено-познавательной деятельности студента образует учебную тему. Ее образование происходит, так как преподаватель интерпретирует содержание, находит разнообразные способы многократного представления этого содержания, приспособления и адаптации содержания, ограничивает учебные материалы, например, в соответствии с базовыми концепциями и начальным уровнем подготовки студентов.

Возникают сложные технологические задачи в сфере образования:

  • создание системы целеполагания [4, 6];
  • проектирование стратегии обучения;
  • разработка учебного плана;
  • создание комфортной образовательной среды [13];
  • совершенствование образовательных программ;
  • адаптация системы оценки;
  • разработка технологии визуализации [5];
  • модернизация системы критериев;
  • выявление и последующий анализ логико-методических связей;
  • создание условий для реализации принципа вариативности и др.

Эти задачи стимулируют возникновение альтернативных методик преподавания и конкурирующих методико-технологических идеи, направленных на преодоление распространенных заблуждений, качественное и количественное исследование причинно-следственных связей [11] в сфере высшего образования. Решение перечисленных выше задач способствует повышению эффективности обучения, обеспечивает качество как всей системы высшего образования в целом, так и её отдельных компонентов. Возникает вопрос об инструментальной реализации перечисленных выше задач. Мы считаем, что инструментальная реализация возможна при условии работы со специальными параметрами учебного процесса, представленными на рис. 1.

Параметры учебного процесса
Рисунок 1. Параметры учебного процесса

В этом вопросе на помощь приходят теория педагогических технологий [9, 10, 12], основу которой составляют принципы, представленные на рис. 2. Именно педагогические технологии благодаря своей гибкости, адаптационной возможности позволяют в большей мере учитывать современные сложные изменения в системе требований к выпускнику. Система педагогических технологий всегда находится в состоянии развития, стимулируя инновационные компоненты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы [3].

Принципы технологического подхода
Рисунок 2. Принципы технологического подхода

В самом широком смысле к педагогическим технологиям могут относиться самые разнообразные технологические инструменты и ресурсы, например современная база знаний и набор вычислительных алгоритмов WolframAlhpha [1, 7].

Однако педагогические технологии можно рассматривать и вне традиционных понятий компьютерной грамотности. В этом случае информационные технологии [2] воспринимаются как вспомогательный инструмент преподавателя высшей школы.

Отметим, что категории «Технология», «Педагогическая технология», «Информационная технология» требуют глубокого и всестороннего анализа с позиций различных мировоззренческих, философских, научных, культурно-исторических аспектов.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 2. — С. 109-117.
  2. Власов Д. А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М. А. Шолохова // Информатика и образование. — 2012. — № 3. — С. 93-94.
  3. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. — 2008. — № 6-2. — С. 124-127.
  4. Власов Д. А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике // Философия образования. — 2008.— № 4. — С. 278-283.
  5. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2 (5). — С. 35-38.
  6. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. — 2014. — № 2. — С. 165-169.
  7. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии Wolframalpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 683-691.
  8. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М.: Academia, 2008. — 256 с.
  9. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. — Волгоград, 2006. — 318 с.
  10. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. —Тольятти, 2004. — 36 с.
  11. Попков В. А., Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика. — М.: Академический проект, 2008. — 287 с.
  12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  13. Смирнов Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 335 с.
  14. Черниченко В. И. Дидактика высшей школы. История и современные проблемы. — М.: Вузовская книга, 2007. — 136 с.