Уроки русского языка и литературы как педагогическое поле формирования духовных ценностей

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье автор размышляет о возможностях формирования духовных ценностей, привлекая опыт православной педагогики, используя лингвокультурологический метод.

Ключевые слова

ДУХОВНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПАРЕМИИ

Текст научной работы

Образование означает выработку твердого и обоснованного мировоззрения, определяющего духовно-нравственное воспитание.

Формирование духовных ценностей является главной задачей православной педагогики, для которой важно возвращение личности к собственной сущности, то есть раскрытие образа Божия в личности ученика. Православная педагогика утверждает правильным не гармоническое, но иерархическое устроение природы человека – когда дух управляет душой, а душа телом. Поэтому в основе ее лежит не цель гармоничного развития личности, как в педагогике гуманистической, а цель спасения человеческой души; для продвижения к этой цели необходимо следовать путем духовного развития личности ученика.

Таким образом, светская педагогика не противостоит религиозной в плане личностного развития учащихся. В православной педагогике не отрицается необходимость разностороннего развития, но ограничивается стихийная самоценность последнего. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках же спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности [1]. Таким образом, православная педагогика говорит о развитии личности не в плане ее гармоничного развития, а в плане ее развития духовного – как процесса раскрытия человеком заложенного в нем образа Божия, поврежденного вследствие греха. Православные педагоги утверждают: «Мы не можем сегодня вести этико-религиозное преподавание, втолковывая на общих уроках какие-либо формулы или догматы, но мы должны учиться развивать то, что живо в человеческой душе как божественно-духовное, и тогда мы будем свободным и правильным образом направлять ребенка навстречу его религиозному исповеданию». Духовное развитие человека есть результат совместного действия, синергии Божественной благодати и человеческого подвига, прежде всего смирения и покаяния. Духовное развитие – это всегда личностный путь к Богу, который редко у кого бывает прямым, по которому идут далеко не все люди.

Немыслимо представить себе, что обучить этому пути можно в рамках школьной программы: в этом смысле, конечно, духовное развитие не является школьной педагогической задачей. И все же, применительно к вопросу школьного образования, духовное развитие не теряет смысла, но означает педагогическую поддержку врожденной потребности человека к познанию Истины, Добра, Красоты, к богообщению.[4., 68] Общим является то, что и в христианстве, и в гуманизме речь идет о воспитании добродетелей.

Воспитание духовности в российской школе, отделенной от церкви, традиционно «закреплено» за гуманитарными дисциплинами.

Формирование духовных ценностей в школе тесно связано со средствами родного языка и литературы.

Реформа школьного образования, новые государственные стандарты ставят перед педагогами задачу активнее внедрять и реализовывать в средней общеобразовательной школе развивающее обучение. В связи с этим надо искать способы и приёмы, способные заинтересовать обучающихся и повышающие уровень филологической грамотности обучаемых в целом, а не только в рамках уроков по отдельной конкретной дисциплине. Лингвокультурологический метод предполагает введение в урок не только толкований отдельных слов, но и развернутое высказывание – мировоззренческий взгляд, отображающий духовную нравственность и воспитывающий ее. Одним из примеров привлечения и анализа пословичного материала из сборника «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков» [8] может стать фрагмент урока.

Эффективными в данной системе работы, на наш взгляд, являются чтение, выявление и анализ пословиц в текстах древнерусской литературы. В качестве основного источника для работы привлекались произведения дидактической прозы, в частности «Поучение Владимира Мономаха»[2., с. 59] и (время создания памятника - XII в) и замечательный памятник выразительного и точного слова «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков». Это сборник, в состав которого входят пословицы и поговорки Петровской галереи, собрание пословиц И.В. Пауса, В.Н. Татищева, А. И. Богданова, записи Н.А. Добролюбова, А. Бутурлина, пословицы и поговорки Олонецкой губернии, Красноярского края, загадки Тамбовской, Нижегородской, Астраханской, Вологодской губернии, Красноярского края.

На начальном этапе работы существует необходимость ввести школьника в новое для него лингвокультурное поле, представляющее собой тексты христианской культуры, репрезентирующие особую систему духовных ценностей, строящуюся на таких парадигмах: Истина – Высшее благо – учение о всесовершенной Благости и Любви (Бог любы есть), Вера, которая формирует начало христианского мировоззрения, Человеческая личность, как духовное бессмертное существо, созданное по образу и подобию Божию, Учение о спасении, призывающее к всестороннему, духовному совершенствованию, Евангельские заповеди, исполнение которых вводит в жизнь вечную [3., 68]. Христианское миросозерцание воспитывалось не одним поколением. Разрушительные ветры западной мысли, проникающие в уклад жизни, будоражащие сознание вольнодумством, свободой находят отражение и в пословичном фонде Б. Петровской галереи. Ломаются стереотипы мышления, происходит постепенное духовное нищание последующих поколений, на смену Закону Духа приходит Закон материи. Результаты плачевны. У многих современных людей отсутствуют основополагающие понятия духовности и в целом христианское мировосприятие. Нужен мост, помогающий переходу от безбожного мировоззрения к пониманию Евангелия и Закона Божьего [7, с. 5]. Таким мостом нам видится процесс опосредованного воздействия на формирование базисных ценностей у школьников лингвокультурологического прочтения текстов древнерусской литературы и памятников народного творчества. Найти искажение помогает лингвокультурологический анализ текста, апеллирующий к христианским постулатам.

На первом уроке школьникам предлагаются знакомые паремии из библейских источников:

  • бесплодная смоковница (о ком-либо, чья деятельность бесплодна Мф. 21,19),
  • блудный сын (раскаявшийся преступник Лк.15,11),
  • Богу – божье, кесарю – кесарево (каждому свое Мф. 22, Мк. 12, Лк. 20),
  • вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа Еккл.1,56).
  • ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость, недопустимо даже малейшее отклонение от закона Мф. 5,18),
  • нищие духом («смиренномудрые», совр. искаж. – ограниченные, лишенные духовных интересов Мф. 5,3),
  • око за око, зуб за зуб (ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление Лев. 24. 20; Исх.21, 24; Втор. 19,21),
  • посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби Иов 2, 12; Ефес. 4,1),
  • прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности Пс. 21.16),
  • пуп земли (Иерусалим, совр. – иронич. о человеке, склонном преувеличивать собственную значимость Иез. 5,5),
  • служить мамоне (чрезмерно заботиться о материальных благах Мф. 6, 24),
  • суета сует (малость людских дел пред Богом и Вечностью Еккл.1,2),
  • устами младенцев глаголет истина (дети, сердцем признающие в Христе Бога Мф. 21,16),
  • фома неверующий (сомневающийся человек Иоан. 20,25),
  • хлеб насущный (необходимое пропитание, из молитвы Господней Мф 6,11 Лк. 11,3),
  • хранить как зеницу ока (хранить как самое драгоценное Вт.32,10 Пс. 16,8),
  • что посеешь, то пожнешь (человек сам хозяин своей судьбы, счастье или несчастье является результатом его деятельности Гал. 6,7) [6.]

Вопросы: Каково происхождение крылатых слов, пословиц поговорок, имеющих библейский источник? В каких ситуациях мы их употребляем?

Задание: рассказать сюжет из жизни, применив любую из пословиц; нарисовать иллюстрацию; найти примеры пословиц, потерявших свое первоначальное значение

На втором уроке учащимся предлагается найти в указанных источниках выражения, пословицы, содержащие поучения о жизни, полезные для правильного понимания ее, о необходимости существования устойчивых законов, благодаря которым человек совершает правильный выбор в различных ситуациях.

  1. Так, например, из текста «Поучение Владимира Мономаха » могут быть выбраны для анализа паремии:
    • Страх Божий – начало добра.
    • Бог-то Бог, да и сам не будь плох.
    • Праведнику лучше малое, чем многие богатства грешным.
    • Всякий день милостыню творит.
    • Держи глаза книзу, а душу ввысь.
    • Учи дитя, когда поперек лавки лежит.
    • Молитва побеждает диавола.
    • Старых чтите, как отца, а малых, как братьев.
    • Жену любить, а власти не давать.
    • Ленность всему мать: кто умеет – забудет, а кто не умеет – не научится.

В этом случае цель предлагаемого материала - привлечь детей к размышлению над пословицами, создать учебное поле для совместного поиска, направленного на сравнение ценностей прежнего и современного мира.

Интересным для анализа представляется слово страх в контексте пословицы Страх Божий – начало добра. Лексема страх в понимании современного школьника имеет (согласно толкованию словарей) значения:

  1. Состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-л. опасностью, бедой и т.п.; боязнь
  2. в знач. сказ. разг.: Страшно
  3. в знач. нар. прост.: Очень, черезвычайно [5.]

В современной культуре усилия психологов направлены на то, чтобы избавить нас от страхов, научить бороться со стрессами, счастливый человек не должен иметь страхов.

В изучаемой пословице слово страх употреблено в сугубо позитивном значении, так как взаимодействует с лексемами божий и добро. Школьникам предлагается восстановить культурный текст, который позволит правильно понять пословицу. Это должна быть апелляция к евангельскому дискурсу, определяющему житие человека в хождении пред лицем Божием, что подразумевает невозможность оскорбить своим поведением Величие Бога и в самом себе унизить образ и подобие Божие, нарушить Заповеди, преступить Закон.

Вниманию школьников предлагаются два текста: «О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собой. Слово 23» [2., с. 119] и «Волга и Кама» или «Шутник» [9.с. 206, 209], в которых говорится о страхе животном (боязни смерти) и страхе Господнем (боязни нарушить Заповеди Божии).

Результатом такой работы должен стать текст-эссе, мини-рассказ, иллюстрированный рисунками. Таким образом, дети придут к пониманию того, о каком страхе говорится и как он проявляется в поведении людей, знающих этот страх и не знающих его.

  1. 2. На следующем этапе мы предлагаем выписать соответствующие паремии, из сборника «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков» (Сборника пословиц Б.Петровской галереи):
  • В качестве упражнения детям можно предложить написать паремии из Б. Петровской галереи, соблюдая правила современной орфографии.
    • Век жить, а век учитца.
    • Грешным путь не спеет.
    • Лень мужа не кормит, только портит.
    • Малой мой вертеп лутче Синайския горы.
    • Много званных, да мало избранных.
    • Клятва страшна, а глупому смешна.
    • Лгать – так людей обегать.
    • Лутче хлеб с водою, нежели пирог с бедою.
    • Любовь лутче вражды.
    • Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.
    • Встань мужика кормит, а лень портит.
    • Красно поле с рожью, а речь с ложью.
    • Красна речь слушанием.
  • Далее необходимо разграничить их на группы в зависимости от возможности их понимания.
  • Выбрать пословицы, которые характеризуют речь, ее качества и самого говорящего.

Думаем, что для современного школьника будет удивительным, что слово ложь сопровождает в пословицах слово речь.

Учитель должен восстановить отсутствующий культурный текст, который необходим для понимания ценностей петровского времени: В результате насильственного насаждения быта, обычаев другой христианской культуры происходит подмена, переоценка православных ценностей, которая, проникая в сознание, получает отражение и в понимании феномена речи. Речь начинает осмысляться с позиции воздействия на адресата. Риторика предметом изучения избирает внешнюю, формальную сторону речи. Переосмысление жития происходит в духовном плане: низменные страсти становятся предметом пристального наблюдения, и это отражается в идиоматических выражениях.

Таким образом, вводя в контекст уроков русского языка культурный текст разных эпох, учитель формирует знание о связях языка и культуры, об их органическом единстве, о целостном восприятии христианского мировоззрения через лингвокультурологический анализ.

Читайте также

Список литературы

  1. Буфеев С. Православное понимание личности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/11/bufeev_pravoslavnoe_ponimanie_lichnsti.shtml (дата обращения 10.05.2015)
  2. Изборник: Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л.Дмитриева и Н. Понырко; Вступит. статья Д.Лихачева. – М. Худож. лит., 1986. – 447 с.
  3. Иеромонах Иов (Гумеров) Вопросы священнику [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/pravjslavie.ru/answers/7007.htm/ (дата обращения 11.05.2015)
  4. Преподобный Иустин (Попович). Собрание творений. Том 1.Жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. – М.: Изд. Паломник, 2004. С. 432
  5. Малый академический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://enc-dic.com/academic/Strah-62516.html (дата обращения 10.05.2015)
  6. Мельников В. Вечные истины. Крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/site_news/937-10.html/ (дата обращения 10.05.2015)
  7. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 352
  8. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках IVIII – XX веков. Издание подготовили М.Я Мельц, В.В Митрофанова, Г.Г. Шаповалова. изд. Академии наук СССР М.*Л. 1961. – С.
  9. Русское народное творчество: Хрестоматия: пособие для студентов нац. Отд-ний пед. ин-тов / Сост. Круглов. – 3-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – С. 639

Цитировать

Рютина, С.В. Уроки русского языка и литературы как педагогическое поле формирования духовных ценностей / С.В. Рютина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3640 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться