Образование означает выработку твердого и обоснованного мировоззрения, определяющего духовно-нравственное воспитание.
Формирование духовных ценностей является главной задачей православной педагогики, для которой важно возвращение личности к собственной сущности, то есть раскрытие образа Божия в личности ученика. Православная педагогика утверждает правильным не гармоническое, но иерархическое устроение природы человека – когда дух управляет душой, а душа телом. Поэтому в основе ее лежит не цель гармоничного развития личности, как в педагогике гуманистической, а цель спасения человеческой души; для продвижения к этой цели необходимо следовать путем духовного развития личности ученика.
Таким образом, светская педагогика не противостоит религиозной в плане личностного развития учащихся. В православной педагогике не отрицается необходимость разностороннего развития, но ограничивается стихийная самоценность последнего. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках же спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности [1]. Таким образом, православная педагогика говорит о развитии личности не в плане ее гармоничного развития, а в плане ее развития духовного – как процесса раскрытия человеком заложенного в нем образа Божия, поврежденного вследствие греха. Православные педагоги утверждают: «Мы не можем сегодня вести этико-религиозное преподавание, втолковывая на общих уроках какие-либо формулы или догматы, но мы должны учиться развивать то, что живо в человеческой душе как божественно-духовное, и тогда мы будем свободным и правильным образом направлять ребенка навстречу его религиозному исповеданию». Духовное развитие человека есть результат совместного действия, синергии Божественной благодати и человеческого подвига, прежде всего смирения и покаяния. Духовное развитие – это всегда личностный путь к Богу, который редко у кого бывает прямым, по которому идут далеко не все люди.
Немыслимо представить себе, что обучить этому пути можно в рамках школьной программы: в этом смысле, конечно, духовное развитие не является школьной педагогической задачей. И все же, применительно к вопросу школьного образования, духовное развитие не теряет смысла, но означает педагогическую поддержку врожденной потребности человека к познанию Истины, Добра, Красоты, к богообщению.[4., 68] Общим является то, что и в христианстве, и в гуманизме речь идет о воспитании добродетелей.
Воспитание духовности в российской школе, отделенной от церкви, традиционно «закреплено» за гуманитарными дисциплинами.
Формирование духовных ценностей в школе тесно связано со средствами родного языка и литературы.
Реформа школьного образования, новые государственные стандарты ставят перед педагогами задачу активнее внедрять и реализовывать в средней общеобразовательной школе развивающее обучение. В связи с этим надо искать способы и приёмы, способные заинтересовать обучающихся и повышающие уровень филологической грамотности обучаемых в целом, а не только в рамках уроков по отдельной конкретной дисциплине. Лингвокультурологический метод предполагает введение в урок не только толкований отдельных слов, но и развернутое высказывание – мировоззренческий взгляд, отображающий духовную нравственность и воспитывающий ее. Одним из примеров привлечения и анализа пословичного материала из сборника «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков» [8] может стать фрагмент урока.
Эффективными в данной системе работы, на наш взгляд, являются чтение, выявление и анализ пословиц в текстах древнерусской литературы. В качестве основного источника для работы привлекались произведения дидактической прозы, в частности «Поучение Владимира Мономаха»[2., с. 59] и (время создания памятника - XII в) и замечательный памятник выразительного и точного слова «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков». Это сборник, в состав которого входят пословицы и поговорки Петровской галереи, собрание пословиц И.В. Пауса, В.Н. Татищева, А. И. Богданова, записи Н.А. Добролюбова, А. Бутурлина, пословицы и поговорки Олонецкой губернии, Красноярского края, загадки Тамбовской, Нижегородской, Астраханской, Вологодской губернии, Красноярского края.
На начальном этапе работы существует необходимость ввести школьника в новое для него лингвокультурное поле, представляющее собой тексты христианской культуры, репрезентирующие особую систему духовных ценностей, строящуюся на таких парадигмах: Истина – Высшее благо – учение о всесовершенной Благости и Любви (Бог любы есть), Вера, которая формирует начало христианского мировоззрения, Человеческая личность, как духовное бессмертное существо, созданное по образу и подобию Божию, Учение о спасении, призывающее к всестороннему, духовному совершенствованию, Евангельские заповеди, исполнение которых вводит в жизнь вечную [3., 68]. Христианское миросозерцание воспитывалось не одним поколением. Разрушительные ветры западной мысли, проникающие в уклад жизни, будоражащие сознание вольнодумством, свободой находят отражение и в пословичном фонде Б. Петровской галереи. Ломаются стереотипы мышления, происходит постепенное духовное нищание последующих поколений, на смену Закону Духа приходит Закон материи. Результаты плачевны. У многих современных людей отсутствуют основополагающие понятия духовности и в целом христианское мировосприятие. Нужен мост, помогающий переходу от безбожного мировоззрения к пониманию Евангелия и Закона Божьего [7, с. 5]. Таким мостом нам видится процесс опосредованного воздействия на формирование базисных ценностей у школьников лингвокультурологического прочтения текстов древнерусской литературы и памятников народного творчества. Найти искажение помогает лингвокультурологический анализ текста, апеллирующий к христианским постулатам.
На первом уроке школьникам предлагаются знакомые паремии из библейских источников:
- бесплодная смоковница (о ком-либо, чья деятельность бесплодна Мф. 21,19),
- блудный сын (раскаявшийся преступник Лк.15,11),
- Богу – божье, кесарю – кесарево (каждому свое Мф. 22, Мк. 12, Лк. 20),
- вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа Еккл.1,56).
- ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость, недопустимо даже малейшее отклонение от закона Мф. 5,18),
- нищие духом («смиренномудрые», совр. искаж. – ограниченные, лишенные духовных интересов Мф. 5,3),
- око за око, зуб за зуб (ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление Лев. 24. 20; Исх.21, 24; Втор. 19,21),
- посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби Иов 2, 12; Ефес. 4,1),
- прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности Пс. 21.16),
- пуп земли (Иерусалим, совр. – иронич. о человеке, склонном преувеличивать собственную значимость Иез. 5,5),
- служить мамоне (чрезмерно заботиться о материальных благах Мф. 6, 24),
- суета сует (малость людских дел пред Богом и Вечностью Еккл.1,2),
- устами младенцев глаголет истина (дети, сердцем признающие в Христе Бога Мф. 21,16),
- фома неверующий (сомневающийся человек Иоан. 20,25),
- хлеб насущный (необходимое пропитание, из молитвы Господней Мф 6,11 Лк. 11,3),
- хранить как зеницу ока (хранить как самое драгоценное Вт.32,10 Пс. 16,8),
- что посеешь, то пожнешь (человек сам хозяин своей судьбы, счастье или несчастье является результатом его деятельности Гал. 6,7) [6.]
Вопросы: Каково происхождение крылатых слов, пословиц поговорок, имеющих библейский источник? В каких ситуациях мы их употребляем?
Задание: рассказать сюжет из жизни, применив любую из пословиц; нарисовать иллюстрацию; найти примеры пословиц, потерявших свое первоначальное значение
На втором уроке учащимся предлагается найти в указанных источниках выражения, пословицы, содержащие поучения о жизни, полезные для правильного понимания ее, о необходимости существования устойчивых законов, благодаря которым человек совершает правильный выбор в различных ситуациях.
- Так, например, из текста «Поучение Владимира Мономаха » могут быть выбраны для анализа паремии:
- Страх Божий – начало добра.
- Бог-то Бог, да и сам не будь плох.
- Праведнику лучше малое, чем многие богатства грешным.
- Всякий день милостыню творит.
- Держи глаза книзу, а душу ввысь.
- Учи дитя, когда поперек лавки лежит.
- Молитва побеждает диавола.
- Старых чтите, как отца, а малых, как братьев.
- Жену любить, а власти не давать.
- Ленность всему мать: кто умеет – забудет, а кто не умеет – не научится.
В этом случае цель предлагаемого материала - привлечь детей к размышлению над пословицами, создать учебное поле для совместного поиска, направленного на сравнение ценностей прежнего и современного мира.
Интересным для анализа представляется слово страх в контексте пословицы Страх Божий – начало добра. Лексема страх в понимании современного школьника имеет (согласно толкованию словарей) значения:
- Состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-л. опасностью, бедой и т.п.; боязнь
- в знач. сказ. разг.: Страшно
- в знач. нар. прост.: Очень, черезвычайно [5.]
В современной культуре усилия психологов направлены на то, чтобы избавить нас от страхов, научить бороться со стрессами, счастливый человек не должен иметь страхов.
В изучаемой пословице слово страх употреблено в сугубо позитивном значении, так как взаимодействует с лексемами божий и добро. Школьникам предлагается восстановить культурный текст, который позволит правильно понять пословицу. Это должна быть апелляция к евангельскому дискурсу, определяющему житие человека в хождении пред лицем Божием, что подразумевает невозможность оскорбить своим поведением Величие Бога и в самом себе унизить образ и подобие Божие, нарушить Заповеди, преступить Закон.
Вниманию школьников предлагаются два текста: «О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавших между собой. Слово 23» [2., с. 119] и «Волга и Кама» или «Шутник» [9.с. 206, 209], в которых говорится о страхе животном (боязни смерти) и страхе Господнем (боязни нарушить Заповеди Божии).
Результатом такой работы должен стать текст-эссе, мини-рассказ, иллюстрированный рисунками. Таким образом, дети придут к пониманию того, о каком страхе говорится и как он проявляется в поведении людей, знающих этот страх и не знающих его.
- 2. На следующем этапе мы предлагаем выписать соответствующие паремии, из сборника «Пословицы, поговорки загадки в рукописных сборниках XVIII – XX веков» (Сборника пословиц Б.Петровской галереи):
- В качестве упражнения детям можно предложить написать паремии из Б. Петровской галереи, соблюдая правила современной орфографии.
- Век жить, а век учитца.
- Грешным путь не спеет.
- Лень мужа не кормит, только портит.
- Малой мой вертеп лутче Синайския горы.
- Много званных, да мало избранных.
- Клятва страшна, а глупому смешна.
- Лгать – так людей обегать.
- Лутче хлеб с водою, нежели пирог с бедою.
- Любовь лутче вражды.
- Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.
- Встань мужика кормит, а лень портит.
- Красно поле с рожью, а речь с ложью.
- Красна речь слушанием.
- Далее необходимо разграничить их на группы в зависимости от возможности их понимания.
- Выбрать пословицы, которые характеризуют речь, ее качества и самого говорящего.
Думаем, что для современного школьника будет удивительным, что слово ложь сопровождает в пословицах слово речь.
Учитель должен восстановить отсутствующий культурный текст, который необходим для понимания ценностей петровского времени: В результате насильственного насаждения быта, обычаев другой христианской культуры происходит подмена, переоценка православных ценностей, которая, проникая в сознание, получает отражение и в понимании феномена речи. Речь начинает осмысляться с позиции воздействия на адресата. Риторика предметом изучения избирает внешнюю, формальную сторону речи. Переосмысление жития происходит в духовном плане: низменные страсти становятся предметом пристального наблюдения, и это отражается в идиоматических выражениях.
Таким образом, вводя в контекст уроков русского языка культурный текст разных эпох, учитель формирует знание о связях языка и культуры, об их органическом единстве, о целостном восприятии христианского мировоззрения через лингвокультурологический анализ.