Модели психологической помощи при шизофрении, на примере отечественного и зарубежного подходов в клинической психологии

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC

Аннотация

В статье выделены модели психологической помощи при шизофрении, дана оценка отечественного и зарубежного подходов в клинической психологии

Ключевые слова

КОГНИТИВНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ, ШИЗОФРЕНИЯ, МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Текст научной работы

Шизофрения – это психическое заболевание, при котором, прежде всего, меняется отношение больного к окружающей действительности и к окружающим. При заболеваниях шизофренией у пациентов часто присутствует разорванность в мыслей, чувств, действий. Больные своеобразны и уникальны. Шизофрения имеет ряд разнообразных признаков, которые могут быть отличными у разных заболевших в разных ситуациях.

Согласно МКБ10 основными методами психотерапии, применяемые для лечения больных с психическими расстройствами, выступают системы психотерапии в первую очередь направленные на установление взаимоотношений врача и больного.

Среди методов психотерапии в МКБ10 особо отмечается когнитивная психотерапия и поведенческая (бихевиоральная) психотерапия.

Выделяются варианты индивидуальной и групповой психотерапии больных шизофренией. Наибольшее распространение получил вид групповой психотерапии с 1970-х годов – тренинг социальных навыков. Это структурированная обучающая программа, формирующая навыки социального поведения, необходимые для создания определенной сети социальных контактов и уменьшения стресса, развившегося в результате интерперсональных конфликтов и неудач. В тренинге Холмогорова А.Б., вслед за Либерманом Р.П., выделяет три стадии [5]:

  • отработка способов приема информации;
  • выбор ответной реакции;
  • выбор подходящей формы ответа.

Это классический способ переструктурирования поведения из неадекватной стратегии реагирования в проблемно-решающий копинг, который приводит к разрешению ситуации.

Важная задача тренинга формирования навыков социального поведения – это объединение одновременно возможности восстановления когнитивных дисфункций и создание возможности преодоления социальной изоляции больного шизофренией, что в дальнейшем может приводить к полной инвалидизации пациента.

В разных направлениях зарубежной психотерапии клинической психологии современные психологи выделяют ряд задач и мишени психотерапевтической работы с больными в целом аффективного спектра и больных шизофренией в частности [4].

В связи с нарушениями, когниции в сознании пациентов больных шизофренией протекают автоматически, терапевтическая работа будет направлена на раскрытие проблемного (автоматического) хода мыслей. Это, с точки зрения А. Бека, возможно только при помощи перевода автоматических мыслей в фокус сознания и отслеживания их, что, в последствии, позволит контролировать и регулировать пациенту свое поведение, социализировать его.

А. Беком были разработаны множества способов [1, 5], психологических приемов, способствующих выявлению скрытой части осуществления автоматической мысли – ее механизма действия. Когда при осуществлении мысли у человека запускается целая программа действия, которая чаще всего своим негативным аспектом формирует у субъекта формы беспомощности, несостоятельности, эмоциональной несчастности, неуспешности и пр.

Холмогорова А.Б. подчеркивает, что мысли, которые формируются в сознании ребенка его родителями (или значимыми взрослыми людьми), а также эмоциональная заряженность образа действия, который запускается автоматической мыслью, не подлежат критической оценке и принимаются на веру.

Еще одним видом психологической помощи больным шизофренией выступает психоэдукация [4]. Психоэдукация – процесс психологического сопровождения обучения психически больных людей с целью самостоятельного оказания психологической помощи самому себе. В эту задачу входит усвоение знаний, а также навыков самопомощи.

Психоэдукационные программы рассчитываются на определенное время, включают в себя блоки психологической информации, направленной на снятие разнообразных симптомов, просвещение пациентов о том, как они самостоятельно могут снимать тревогу, взаимодействовать с депрессией, включаться в группы поддержки открытого и закрытого типов, получать консультации профессионалов клинических психологов.

Применяется преимущественно интерактивное обучение: пациент выступает не пассивным «реципиентом» информации, а активным участником процесса. По сравнению с «кафедральным», интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, позволяя использовать возможности групповых взаимодействий: обмен мнениями, обсуждение опыта болезни, эффект обратной связи, положительное подкрепление.

С точки зрения Краснова В.Н. и его сотрудников [4], психообразовательные программы (модули) нацелены на комплекс различных задач: на выработку у больных и их родственников комплайенса (осознанного соблюдения предписанного режима лечения), обучение распознаванию признаков начинающегося обострения, совладанию (копингу) с остаточной психопатологической симптоматикой, улучшению адаптации пациента и его семьи, а также на управление болезнью. Еще одной дополнительной задачей является создание терапевтического сообщества, обеспечение «социальной поддержки» участникам группы.

Таким образом, отечественная и зарубежная клинико-психологические школы основным аспектом осуществления психологической помощи пациентам больным шизофренией усматривают в поддержании адаптации, социальных навыков пациента, формировании навыков взаимодействия и построения отношений с окружающим миром [1, 2, 3, 4 и др.].

Таким образом, авторы отечественного подхода акцентируют внимание и поддерживают формирование навыков социального поведения у больных шизофренией. Больные, с течением болезни приобретают дополнительные когнитивные дисфункции, а также снижение и искажение мотивации, утрату навыков социального взаимодействия. Поэтому осуществление тренинга социального поведения способствует реабилитации статуса пациентов. С точки зрения зарубежных моделей психотерапии и, руководствуясь стандартами оказания психотерапевтической помощи больным шизофренией, наиболее эффективным направлением психотерапии выступает когнитивная психотерапия. Когнитивная психотерапия позволяет с течением времени переструктурировать автоматические мысли и дисфункциональные убеждения пациентов в адаптивные ситуации, в которой находится пациент.

Читайте также

Список литературы

  1. Мардасова Т.А. Когнитивные схемы молодых женщин в контексте психической ригидности (на примере ситуаций обращения за медицинской помощью) / Человек в трудной жизненной ситуации [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.). – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2015. – С. 176-182.
  2. Мардасова Т.А. Специфика ценностно-смысловой сферы личности незамужних женщин с различной степенью одиночества (глава в монографии) / Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 359 с.
  3. Сенкевич Л.В. Клиническая психология (учебное пособие): Электронный учебник / Л.В. Сенкевич, Т.Г. Визель Т.Г., Левченко И.Ю., Кулагина И.Ю. – М.: МГППУ, 2008.
  4. Стандарты оказания помощи больным шизофренией / Под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича, С.М. Мосолова, А.Б. Шмуклера. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Холмогорова А.Б. Работа с убеждениями: основные принципы (по А. Беку) // Московский психотерапевтический журнал. – 2001. - №4. – С. 87 – 109.

Цитировать

Мардасова, Т.А. Модели психологической помощи при шизофрении, на примере отечественного и зарубежного подходов в клинической психологии / Т.А. Мардасова, А.Б. Шпанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3657 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться