Феномен удовлетворённости жизнью, по мнению М. Аргайла имеет когнитивную природу, в связи с этим можно сказать, что когнитивный стиль личности может быть связан с ним. Данная связь возможна так же потому что: оба феномена имеют когнитивную природу, а также наблюдается вовлеченность когнитивных компонентов когнитивного стиля во многие сферы, оказывавшиеся связанными с удовлетворенностью жизнью.
Удовлетворенность жизнью – когнитивная и рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. Когнитивный стиль – фиксированный и индивидуализированный паттерн переработки информации о своем окружении. Данный паттерн выражается в индивидуальных различиях в перцептивных процессах, в подходе к оценке окружения и происходящего, в аналитико-синтетических особенностях, в способах формирования категорий [1,7].
Основная гипотеза: удовлетворенность жизнью у людей с выраженным полезависимым(ПЗ) когнитивным стилем(КС) будет ниже, чем у людей с выраженным поленезависимым(ПНЗ) КС.
Эмпирическая база данного исследования это: 119 студентов факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет, очной формы обучения, проживающих в городе Барнаул, не имеющих работы и не состоящие в браке, без объективных телесных недугов.
Способ формирования эмпирической базы исследования – рандомизация, заполнить анкету мог каждый желающий студент данного факультета. После чего предлагался сам стимульный материал по измерению удовлетворенности жизнью и когнитивных стилей.
Для измерения удовлетворенности жизнью были применены следующие методики: шкала удовлетворенности жизнью(ШУдЖ) разработанная Э. Динером; шкала субъективного счастья, разработанная С. Любомирски; шкала депрессии, разработанная А. Беком; методика «включенные фигуры» разработанная Г. Уиткином [1,8].
Для изучения когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость методика «включенные фигуры» в модификации АКТ-70 К.У. Эттрих [7].
Процедура проведения: Изначально, всем студентам академической группы было предложено поучаствовать в исследовании личностных особенностей, согласившимся предлагалось заполнить анкету. Респонденты заполняли анкету, далее, без ограничения времени выполняли методики: ШУдЖ, ШСС, шкала депрессии. После чего, испытуемым предлагалось прослушать инструкцию к следующей методике «Включенные фигуры», далее показывался пример задания и раздавался стимульный материал. Испытуемые могли еще раз ознакомиться с инструкцией, после чего экспериментатором засекалось время выполнения методики каждым испытуемым [3].
При проведении исследования могли быть допущены следующие ошибки: эффект аудитории, Эффект Пигмалиона.
Математическая обработка осуществлялась методом Колмогорова-Смирнова и ANOVA.
Методики оценки удовлетворенности жизнью были проверены на нормально распределения методом Колмогорова-Смирнова. Так, для ШСС z-критерий равен 0.083(p=0,178), для ШУдЖ z-критерий равен 0.073(p=0,2), для шкалы депрессии z-критерий равен 0.06(p=0,2). По методике «включенные фигуры медиальное значение (Me=2,46280). Для проверки гипотезы был применен ANOVA, критерий Ливиня для ШУдЖ составил 1.402(p=0.24), для ШСС 0.06(p=0.937) и для уровня депрессии 0.103(p=0.75). Были получены следующие результаты ANOVA по ПЗ/ПНЗ: для ШСС F=24.349 (p= 0.0001), для ШУдЖ F=35.355 (p= 0.0001), для шкалы «уровень депрессии» F=16.966 (p= 0.0001). Таким образом, все показатели уровня значимости оказались меньше 0.05, что говорит о значимости различий.
Результаты ANOVA свидетельствуют о том, что люди ПНЗ КС в большей степени удовлетворены жизнью и в меньшей степени склонны к депрессии, чем люди с выраженным ПЗ КС. Возможно, ориентация на относительно устойчивое личное мнение в условиях изменяющейся реальности способствует сохранению основных ориентиров личности и ее большей склонности оценивать свою жизнь исходя из сугубо личных критериев, формировавшихся долгое время [2,3]. Можно понимать, что большая удовлетворенность жизнью по обеим методикам ШСС и ШУдЖ у людей с ПНЗ КС связана с системностью формирования оценок деятельности и жизни в целом и непосредственно самой деятельности. Так же в ряде исследований Г. Уиткина было показано, что у людей с ПНЗ стилем имеется тенденция к меньшей чувствительности к происходящему. У людей с выраженным ПЗ КС большая ситуативная зависимость формирования мнения, идей и поступков, а также оценивания происходящего как удовлетворительного или нет. В повседневной реальности человек сталкивается с возможностью изменчивости ситуации таким образом, что критерии оценки в одной ситуации конкретным окружением может существенно отличаться от другой ситуации. Данное обстоятельство заставляет субъекта в целом пересматривать свой опыт и свою текущую деятельность в связи с сугубо ситуативными идеалами, которые, естественно, с определённой долей вероятности могут не совпадать. Очевидно, что такое обстоятельство может понижать удовлетворенность жизнью у людей с ПЗ КС [1,4]. Таким образом, можно считать, ориентация на свои цели, мотивы, нормы и т.д. у лиц с ПНЗ КС оказывается более благоприятной при оценке жизни в целом как удовлетворительной, чем у лиц с ПЗ КС, несмотря на большую социальную включенность последних. Однако, сам факт включенности не говорит о социальной компетентности, так большая конформность, меньшая самостоятельность меньшая тенденция брать ответственность по сравнению с лицами с выраженным ПНЗ КС вряд ли говорит о компетентности, скорее о социальной «уживчивости» [5,4,6,7].