Анализ взаимосвязи удовлетворенности жизнью и когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье определены понятия когнитивный стиль и удовлетворенность жизнью, описан план исследования, собраны статистические данные, дана интерпретация результатов исследования.

Ключевые слова

ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ, КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ, ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ, ANOVA

Текст научной работы

Феномен удовлетворённости жизнью, по мнению М. Аргайла имеет когнитивную природу, в связи с этим можно сказать, что когнитивный стиль личности может быть связан с ним. Данная связь возможна так же потому что: оба феномена имеют когнитивную природу, а также наблюдается вовлеченность когнитивных компонентов когнитивного стиля во многие сферы, оказывавшиеся связанными с удовлетворенностью жизнью.

Удовлетворенность жизнью – когнитивная и рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. Когнитивный стиль – фиксированный и индивидуализированный паттерн переработки информации о своем окружении. Данный паттерн выражается в индивидуальных различиях в перцептивных процессах, в подходе к оценке окружения и происходящего, в аналитико-синтетических особенностях, в способах формирования категорий [1,7].

Основная гипотеза: удовлетворенность жизнью у людей с выраженным полезависимым(ПЗ) когнитивным стилем(КС) будет ниже, чем у людей с выраженным поленезависимым(ПНЗ) КС.

Эмпирическая база данного исследования это: 119 студентов факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет, очной формы обучения, проживающих в городе Барнаул, не имеющих работы и не состоящие в браке, без объективных телесных недугов.

Способ формирования эмпирической базы исследования – рандомизация, заполнить анкету мог каждый желающий студент данного факультета. После чего предлагался сам стимульный материал по измерению удовлетворенности жизнью и когнитивных стилей.

Для измерения удовлетворенности жизнью были применены следующие методики: шкала удовлетворенности жизнью(ШУдЖ) разработанная Э. Динером; шкала субъективного счастья, разработанная С. Любомирски; шкала депрессии, разработанная А. Беком; методика «включенные фигуры» разработанная Г. Уиткином [1,8].

Для изучения когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость методика «включенные фигуры» в модификации АКТ-70 К.У. Эттрих [7].

Процедура проведения: Изначально, всем студентам академической группы было предложено поучаствовать в исследовании личностных особенностей, согласившимся предлагалось заполнить анкету. Респонденты заполняли анкету, далее, без ограничения времени выполняли методики: ШУдЖ, ШСС, шкала депрессии. После чего, испытуемым предлагалось прослушать инструкцию к следующей методике «Включенные фигуры», далее показывался пример задания и раздавался стимульный материал. Испытуемые могли еще раз ознакомиться с инструкцией, после чего экспериментатором засекалось время выполнения методики каждым испытуемым [3].

При проведении исследования могли быть допущены следующие ошибки: эффект аудитории, Эффект Пигмалиона.

Математическая обработка осуществлялась методом Колмогорова-Смирнова и ANOVA.

Методики оценки удовлетворенности жизнью были проверены на нормально распределения методом Колмогорова-Смирнова. Так, для ШСС z-критерий равен 0.083(p=0,178), для ШУдЖ z-критерий равен 0.073(p=0,2), для шкалы депрессии z-критерий равен 0.06(p=0,2). По методике «включенные фигуры медиальное значение (Me=2,46280). Для проверки гипотезы был применен ANOVA, критерий Ливиня для ШУдЖ составил 1.402(p=0.24), для ШСС 0.06(p=0.937) и для уровня депрессии 0.103(p=0.75). Были получены следующие результаты ANOVA по ПЗ/ПНЗ: для ШСС F=24.349 (p= 0.0001), для ШУдЖ F=35.355 (p= 0.0001), для шкалы «уровень депрессии» F=16.966 (p= 0.0001). Таким образом, все показатели уровня значимости оказались меньше 0.05, что говорит о значимости различий.

Результаты ANOVA свидетельствуют о том, что люди ПНЗ КС в большей степени удовлетворены жизнью и в меньшей степени склонны к депрессии, чем люди с выраженным ПЗ КС. Возможно, ориентация на относительно устойчивое личное мнение в условиях изменяющейся реальности способствует сохранению основных ориентиров личности и ее большей склонности оценивать свою жизнь исходя из сугубо личных критериев, формировавшихся долгое время [2,3]. Можно понимать, что большая удовлетворенность жизнью по обеим методикам ШСС и ШУдЖ у людей с ПНЗ КС связана с системностью формирования оценок деятельности и жизни в целом и непосредственно самой деятельности. Так же в ряде исследований Г. Уиткина было показано, что у людей с ПНЗ стилем имеется тенденция к меньшей чувствительности к происходящему. У людей с выраженным ПЗ КС большая ситуативная зависимость формирования мнения, идей и поступков, а также оценивания происходящего как удовлетворительного или нет. В повседневной реальности человек сталкивается с возможностью изменчивости ситуации таким образом, что критерии оценки в одной ситуации конкретным окружением может существенно отличаться от другой ситуации. Данное обстоятельство заставляет субъекта в целом пересматривать свой опыт и свою текущую деятельность в связи с сугубо ситуативными идеалами, которые, естественно, с определённой долей вероятности могут не совпадать. Очевидно, что такое обстоятельство может понижать удовлетворенность жизнью у людей с ПЗ КС [1,4]. Таким образом, можно считать, ориентация на свои цели, мотивы, нормы и т.д. у лиц с ПНЗ КС оказывается более благоприятной при оценке жизни в целом как удовлетворительной, чем у лиц с ПЗ КС, несмотря на большую социальную включенность последних. Однако, сам факт включенности не говорит о социальной компетентности, так большая конформность, меньшая самостоятельность меньшая тенденция брать ответственность по сравнению с лицами с выраженным ПНЗ КС вряд ли говорит о компетентности, скорее о социальной «уживчивости» [5,4,6,7].

Читайте также

Список литературы

  1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. – 332 c.
  2. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы. // Проблемы развития территории. 2009 вып. 2-48 – с. 98–105.
  3. Дружинин А.Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (поленезависимость и обучение) // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн. – 1986. – С. 28–31.
  4. Мардасова Т.А. Потенциал концепции зависимой личности: вопросы современной аддиктологии / Человек в трудной жизненной ситуации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.). – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2015. – С. 182-186.
  5. Мардасова Т.А. Психосемантический анализ психологических характеристик профессиональной идентичности / Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Под ред. Л.Д.Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 359 с.
  6. Селигман Мартин Э.П. Новая позитивная психология. – М. : София 2006, – 347 c.
  7. Холодная М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. 2– е изд. – М. : 2004. – C. 15–255.
  8. Diener E. Emmons R.A. Larsen R.J. & Griffin S. The Satisfaction With Life Scale. // Journal of Personality Assessment. – 1984, – N 49. – P. 71–75.

Цитировать

Григорьев, Р.А. Анализ взаимосвязи удовлетворенности жизнью и когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость / Р.А. Григорьев, Т.А. Мардасова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3664 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться