Когнитивные и поведенческие техники психологической работы

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ когнитивных и поведенческих техник психологической работы с клиентом.

Ключевые слова

КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ, КОГНИЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

Психологические техники отличаются друг от друга своей целью, направленностью и рядом задач в своем осуществлении. Каждая техника уникальна и имеет ряд преимуществ и ограничений в применении. Понимая задачи МКБ10 и логику построения клинической беседы с пациентом, уместно выделить два актуальных ряда психологических техник – когнитивные и поведенческие. Когнитивные техники направлены на выявление и проверку ошибочных представлений и дезадаптивных умопостроений. В ходе терапевтической работы клинический психолог и пациент постепенно разрабатывают схему научения для отслеживания и выделения из общей массы негативных автоматических мыслей-представлений, устанавливают взаимосвязь между тремя составляющими когнитивной схемы: мыслями, эмоциями и поведением. На следующем этапе профессионального взаимодействия клинического психолога с пациентом происходит анализ фактов, которые способны подтверждать и опровергать представления о событии, вырабатывать представления, опирающиеся на правила здорового мышления, а также распознавать и изменять дисфункциональные убеждения, которые приводят к искажению опыта и осуществлению когнитивных ошибок мышления.

Основная задача когнитивной техники будет состоять в том, чтобы раскрыть причину и логику конструирования определенных мыслей клиента. Первоначально, клиенту рассказывают логику и механизм осуществления когнитивной терапии и консультирования, обучают на примерах как выделить, назвать и зафиксировать в специальных бланках негативные мысли. Специальный бланк называется «Протокол дисфункциональных мыслей». Далее клиент совместно с клиническим психологом разрабатывает схему фиксации наглядно – на бумаге, ситуацию, мысли и переживания клиента, а также производят установление их соответствие обоснованности и адаптивности, на последующих этапах психологической работы устанавливаются функциональные мысли и позитивные эмоции вместо дисфункциональных мыслей и негативных эмоций. Клинический психолог и клиент анализируют конкретную жизненную ситуацию клиента, в которой находят все несоответствия, выстраивают способы сопоставления (по логике клиента) эмоций и когниций, возникающих в этой ситуации и постепенно учатся концентрировать сознательно мыслительный аппарат на «симптомах-мишенях», поэтапно подвергают фактологической проверке мысли и убеждения, которые подкрепляют негативные чувства. Соответственно это и выступает терапевтическим эффектом, так как клиент сам может испытывать изменения его хода мыслей, а затем и позитивные эмоции в беспокоящей его ситуации. Позитивным заключением такой работы будет постепенное усвоение клиентом обучающей модели и целостно перенесение ее на самого себя, после этого клиент сам может осуществлять корректирующие действия и заниматься подвержением сомнению своих мыслей, прогнозов с целью изменения ситуаций в его жизни, или отношения к ним [3].

В отличие от когнитивных, поведенческие техники имеют своей целью определить концепцию, которая приведет к трансформации поведения, фиксированного в определенной ситуации. Примеры используемых поведенческих стратегий включают: «Недельное расписание действий», где клиент по часам расписывает, что он должен сделать за неделю, «Шкалу мастерства и удовольствия», по которой он оценивает выполнение представленных в расписании заданий, и «Градуированные задания», когда клиенту поручается выполнить ряд заданий, приближающих его к цели, которая кажется ему недостижимой. Кроме того, разрабатываются специальные поведенческие задания, помогающие клиенту проверить и пересмотреть свои дезадаптивные представления и идеи.

В последнее время очень много говорят о когнитивно-бихевиоральной терапии (когниции – это знания, а бихейвиор - поведение). Сокращенно КБТ.

Основные идеи данного понятия связаны с такими понятиями, как иррациональные идеи, здоровое мышление, факты, позитивная мысль и др. Про каждое из них максимально последовательно информация представлена ниже.

Особенности здорового мышления [2]:

Во-первых, здоровое мышление основывается на фактах, а во-вторых, помогает чувствовать и вести себя так, как человек того хочет.

Здоровое мышление опирается на факты. Смысл утверждения в том, что это не вещи нас беспокоят, а наш взгляд на эти самые вещи. Значение, которое человек придает какому-либо делу, определяет его самочувствие. Своими личными взглядами на действительность ввергаем себя во всякие неприятности. Например: поглядев в окно, мы видим некоторые метеорологические условия, которые определяем погодой. Если мы при этом выражаем свое отношение и знаменуем эти явления как «хорошие» или «плохие», то это наше личное мнение. Неважно, светит ли солнце или идет дождь, гремит ли гром и сверкает гроза, погода не хороша и не плоха, она не удручает, как думает одна часть людей, и не заставляет расслабляться, как считает другая. Просто погода есть погода.

Здоровое мышление помогает чувствовать и вести себя так, как того хотим. Если человек станет утверждать, что кто-то повел себя плохо, не хорошо, то это наше мнение. Это лишь означает, что у этого субъекта есть свое некоторое представление о плохом и хорошем поведении в данной сложившейся ситуации, согласно которому он судит. Это представление он наверняка унаследовал от своих родителей, но это его представление, он с ним живет. Оно не наше и тем более, не определяет ситуацию таковой, какой считает ее именно этот человек. Возможно, кто-то из людей разделяет его точку зрения. А кто-то придерживается нашей, суть в том, что поведение как таковое в конкретной ситуации не становится ни «плохим», ни «хорошим», поведение есть просто поведение.

Феномены работы мышления – постепенное формирование автоматических мыслей. Первоначально, выполняя какую-либо для нас деятельность, полностью поддерживаем сознательный контроль в ситуации. Сопровождаем каждое движение, потому как пытаемся оценить насколько верно мы поступаем. Как только запоминаем и приобретаем опыт реагирования в этой недавно новой для нас ситуации, то сознательный контроль снижает свою функциональную значимость. Теперь во время выполнения деятельности, человек способен мыслить о чем-то еще, а саму деятельность выполнять в автоматическом режиме.

Существует убеждение, что невозможно чувствовать себя некомфортно, расстроенным, так называемые душевные терзания, если не думать при этом негативно. Сам человек отвечает за свое самочувствие.

Три возможности себе помочь [1]:

Первая. Если ловить себя на мысли, что делаешь ответственным за свое самочувствие других людей и обстоятельства, то немедленно стоит сказать себе: «Я делаю себя боязливым, злым и печальным. Это мои мысли усложняют мне жизнь». Необходимо привыкнуть корректировать такие мысли – это трудно, т.к. сформирована установка в поведении и появлении мыслей.

Вторая. Один из вариантов осмысления информации и попытки ее понять – постараться объяснить ее кому-то еще. Например, объяснить устройство АВС своим знакомым и друзьям, попытаться преподнести свои знания, поделиться опытом.

Третья. Проанализировать ситуации по формуле АВС, в которых возникали неприятные чувства, при этом зафиксировать короткими фразами, что произошло (А); мысли, которые в этой ситуации возникли (В); как себя чувствовали и вели при этом (С).

А – Ситуация…

В – Оценка…

С – Чувства и поведение...

А. Эллис выделил типологию иррациональных убеждений [4, 5 и др.]: мысли-требования, мысли-обвинения, мысли-обобщения и мысли-катастрофизации. Рассмотрим их более подробно.

Первые из них – мысли-требования. Требования – это убеждения, которые претендуют быть фактами, но ими не являются. Часто ссылаются на чужое мнение, на бытующие в мире распространенные социальные установки и ложные предписания. Например: «Я не имею права совершать ошибки»; «Она девочка и должна носить опрятную одежду»; «Это престижный вуз, он должен учиться на отлично»; «Люди должны мне помочь и лучше ко мне относиться». Возникают такие мысли-требования в ситуациях, когда человек пытается удержать под своим контролем те ситуации, в которых у него нет возможности контролировать обстоятельства. Иррациональный смысл таких убеждений в том, что весь мир должен быть привлекательным для конкретного человека.

Вторые – мысли-обвинения. При таком формировании иррациональных убеждений происходит отказ от ответственности и перекладывание ее на ситуацию, условия, других людей и обстоятельства. Например: «Я не смогла приехать во время, потому что другая женщина сломала двери в газели»; «Я бы встал во время, но будильник не звонил»; «Ты сводишь меня с ума».

Скрытым смыслом мыслей-обвинений выступает постепенное и навязчивое стремление изменять окружающих людей, навязывание своей позиции, а также избегание любых стремлений развиваться и меняться самому.

Третий тип мыслей – обобщения.

При мыслях-обобщениях человек единичные факты приукрашивает, преувеличивает и распространяет на достаточно широкий круг ситуаций и явлений, с которыми даже мог не сталкиваться в жизни. Например: «Он всегда влипает в подобные курьезные истории»; «Она вечно опаздывает»; «Меня никто не любит, меня все обижают»; «Все внимание воспитателя уделяется только этому ребенку».

Мысли-обобщения претендуют быть фактами, но не являются ими. Такие иррациональные убеждения ограничивают мышление человека и замыкают в негативных эмоциях.

Четвертый тип мыслей – это мысли-катастрофизации. Отличительный признак данных мыслей – это чрезмерное преувеличение ситуации. Переживание паники, негативных эмоций и потрясений у человека происходят в результате того, что он сталкивается с негативными событиями, которые не соответствовали его ожиданиям. Например: «Дождливая погода просто ужасна»; «Очень страшно и ужасно, если мне ничего не подарят на день рождения»; «Когда слышишь такие заключения, хочется убежать и спрятаться, это невыносимо».

Таким образом, чтобы правильно спланировать курс бихевиорально-когнитивной терапии, его необходимо спланировать и разделить на 15-25 сессий, с недельными интервалами между ними. Встречи с клиентами более напряженных случаев осуществляются дважды в неделю на протяжении месяца, а далее как и в других случаях один раз в неделю с постепенным переходом на встречи один раз в две недели. Далее рекомендуется клиенту «бустерная терапия» от (англ. booster)вспомогательное устройство для увеличения силы тяги и скорости действия основного механизма. Эти дополнительные встречи могут проводиться на регулярной основе или по усмотрению клиента.

Читайте также

Список литературы

  1. Бек А.Т, Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 298 с.
  2. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. – Томск: Томский государственный университет, 2006. – 150 с.
  3. Мардасова Т.А. Когнитивные схемы молодых женщин в контексте психической ригидности (на примере ситуаций обращения за медицинской помощью) / Человек в трудной жизненной ситуации [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.). – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2015. – С. 176-182.
  4. Эллис А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157с.
  5. Эллис А. Эволюция рационально-эмотивной терапии и когнитивно-бихевиоральной терапии: В 4-х т. / Ред. Зейг Дж.К.. – М.: Эксмо - Пресс, 1998. – т. 2. – С. 141 – 240.

Цитировать

Мардасова, Т.А. Когнитивные и поведенческие техники психологической работы / Т.А. Мардасова, А.Б. Шпанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3669 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться