Психологические техники отличаются друг от друга своей целью, направленностью и рядом задач в своем осуществлении. Каждая техника уникальна и имеет ряд преимуществ и ограничений в применении. Понимая задачи МКБ10 и логику построения клинической беседы с пациентом, уместно выделить два актуальных ряда психологических техник – когнитивные и поведенческие. Когнитивные техники направлены на выявление и проверку ошибочных представлений и дезадаптивных умопостроений. В ходе терапевтической работы клинический психолог и пациент постепенно разрабатывают схему научения для отслеживания и выделения из общей массы негативных автоматических мыслей-представлений, устанавливают взаимосвязь между тремя составляющими когнитивной схемы: мыслями, эмоциями и поведением. На следующем этапе профессионального взаимодействия клинического психолога с пациентом происходит анализ фактов, которые способны подтверждать и опровергать представления о событии, вырабатывать представления, опирающиеся на правила здорового мышления, а также распознавать и изменять дисфункциональные убеждения, которые приводят к искажению опыта и осуществлению когнитивных ошибок мышления.
Основная задача когнитивной техники будет состоять в том, чтобы раскрыть причину и логику конструирования определенных мыслей клиента. Первоначально, клиенту рассказывают логику и механизм осуществления когнитивной терапии и консультирования, обучают на примерах как выделить, назвать и зафиксировать в специальных бланках негативные мысли. Специальный бланк называется «Протокол дисфункциональных мыслей». Далее клиент совместно с клиническим психологом разрабатывает схему фиксации наглядно – на бумаге, ситуацию, мысли и переживания клиента, а также производят установление их соответствие обоснованности и адаптивности, на последующих этапах психологической работы устанавливаются функциональные мысли и позитивные эмоции вместо дисфункциональных мыслей и негативных эмоций. Клинический психолог и клиент анализируют конкретную жизненную ситуацию клиента, в которой находят все несоответствия, выстраивают способы сопоставления (по логике клиента) эмоций и когниций, возникающих в этой ситуации и постепенно учатся концентрировать сознательно мыслительный аппарат на «симптомах-мишенях», поэтапно подвергают фактологической проверке мысли и убеждения, которые подкрепляют негативные чувства. Соответственно это и выступает терапевтическим эффектом, так как клиент сам может испытывать изменения его хода мыслей, а затем и позитивные эмоции в беспокоящей его ситуации. Позитивным заключением такой работы будет постепенное усвоение клиентом обучающей модели и целостно перенесение ее на самого себя, после этого клиент сам может осуществлять корректирующие действия и заниматься подвержением сомнению своих мыслей, прогнозов с целью изменения ситуаций в его жизни, или отношения к ним [3].
В отличие от когнитивных, поведенческие техники имеют своей целью определить концепцию, которая приведет к трансформации поведения, фиксированного в определенной ситуации. Примеры используемых поведенческих стратегий включают: «Недельное расписание действий», где клиент по часам расписывает, что он должен сделать за неделю, «Шкалу мастерства и удовольствия», по которой он оценивает выполнение представленных в расписании заданий, и «Градуированные задания», когда клиенту поручается выполнить ряд заданий, приближающих его к цели, которая кажется ему недостижимой. Кроме того, разрабатываются специальные поведенческие задания, помогающие клиенту проверить и пересмотреть свои дезадаптивные представления и идеи.
В последнее время очень много говорят о когнитивно-бихевиоральной терапии (когниции – это знания, а бихейвиор - поведение). Сокращенно КБТ.
Основные идеи данного понятия связаны с такими понятиями, как иррациональные идеи, здоровое мышление, факты, позитивная мысль и др. Про каждое из них максимально последовательно информация представлена ниже.
Особенности здорового мышления [2]:
Во-первых, здоровое мышление основывается на фактах, а во-вторых, помогает чувствовать и вести себя так, как человек того хочет.
Здоровое мышление опирается на факты. Смысл утверждения в том, что это не вещи нас беспокоят, а наш взгляд на эти самые вещи. Значение, которое человек придает какому-либо делу, определяет его самочувствие. Своими личными взглядами на действительность ввергаем себя во всякие неприятности. Например: поглядев в окно, мы видим некоторые метеорологические условия, которые определяем погодой. Если мы при этом выражаем свое отношение и знаменуем эти явления как «хорошие» или «плохие», то это наше личное мнение. Неважно, светит ли солнце или идет дождь, гремит ли гром и сверкает гроза, погода не хороша и не плоха, она не удручает, как думает одна часть людей, и не заставляет расслабляться, как считает другая. Просто погода есть погода.
Здоровое мышление помогает чувствовать и вести себя так, как того хотим. Если человек станет утверждать, что кто-то повел себя плохо, не хорошо, то это наше мнение. Это лишь означает, что у этого субъекта есть свое некоторое представление о плохом и хорошем поведении в данной сложившейся ситуации, согласно которому он судит. Это представление он наверняка унаследовал от своих родителей, но это его представление, он с ним живет. Оно не наше и тем более, не определяет ситуацию таковой, какой считает ее именно этот человек. Возможно, кто-то из людей разделяет его точку зрения. А кто-то придерживается нашей, суть в том, что поведение как таковое в конкретной ситуации не становится ни «плохим», ни «хорошим», поведение есть просто поведение.
Феномены работы мышления – постепенное формирование автоматических мыслей. Первоначально, выполняя какую-либо для нас деятельность, полностью поддерживаем сознательный контроль в ситуации. Сопровождаем каждое движение, потому как пытаемся оценить насколько верно мы поступаем. Как только запоминаем и приобретаем опыт реагирования в этой недавно новой для нас ситуации, то сознательный контроль снижает свою функциональную значимость. Теперь во время выполнения деятельности, человек способен мыслить о чем-то еще, а саму деятельность выполнять в автоматическом режиме.
Существует убеждение, что невозможно чувствовать себя некомфортно, расстроенным, так называемые душевные терзания, если не думать при этом негативно. Сам человек отвечает за свое самочувствие.
Три возможности себе помочь [1]:
Первая. Если ловить себя на мысли, что делаешь ответственным за свое самочувствие других людей и обстоятельства, то немедленно стоит сказать себе: «Я делаю себя боязливым, злым и печальным. Это мои мысли усложняют мне жизнь». Необходимо привыкнуть корректировать такие мысли – это трудно, т.к. сформирована установка в поведении и появлении мыслей.
Вторая. Один из вариантов осмысления информации и попытки ее понять – постараться объяснить ее кому-то еще. Например, объяснить устройство АВС своим знакомым и друзьям, попытаться преподнести свои знания, поделиться опытом.
Третья. Проанализировать ситуации по формуле АВС, в которых возникали неприятные чувства, при этом зафиксировать короткими фразами, что произошло (А); мысли, которые в этой ситуации возникли (В); как себя чувствовали и вели при этом (С).
А – Ситуация…
В – Оценка…
С – Чувства и поведение...
А. Эллис выделил типологию иррациональных убеждений [4, 5 и др.]: мысли-требования, мысли-обвинения, мысли-обобщения и мысли-катастрофизации. Рассмотрим их более подробно.
Первые из них – мысли-требования. Требования – это убеждения, которые претендуют быть фактами, но ими не являются. Часто ссылаются на чужое мнение, на бытующие в мире распространенные социальные установки и ложные предписания. Например: «Я не имею права совершать ошибки»; «Она девочка и должна носить опрятную одежду»; «Это престижный вуз, он должен учиться на отлично»; «Люди должны мне помочь и лучше ко мне относиться». Возникают такие мысли-требования в ситуациях, когда человек пытается удержать под своим контролем те ситуации, в которых у него нет возможности контролировать обстоятельства. Иррациональный смысл таких убеждений в том, что весь мир должен быть привлекательным для конкретного человека.
Вторые – мысли-обвинения. При таком формировании иррациональных убеждений происходит отказ от ответственности и перекладывание ее на ситуацию, условия, других людей и обстоятельства. Например: «Я не смогла приехать во время, потому что другая женщина сломала двери в газели»; «Я бы встал во время, но будильник не звонил»; «Ты сводишь меня с ума».
Скрытым смыслом мыслей-обвинений выступает постепенное и навязчивое стремление изменять окружающих людей, навязывание своей позиции, а также избегание любых стремлений развиваться и меняться самому.
Третий тип мыслей – обобщения.
При мыслях-обобщениях человек единичные факты приукрашивает, преувеличивает и распространяет на достаточно широкий круг ситуаций и явлений, с которыми даже мог не сталкиваться в жизни. Например: «Он всегда влипает в подобные курьезные истории»; «Она вечно опаздывает»; «Меня никто не любит, меня все обижают»; «Все внимание воспитателя уделяется только этому ребенку».
Мысли-обобщения претендуют быть фактами, но не являются ими. Такие иррациональные убеждения ограничивают мышление человека и замыкают в негативных эмоциях.
Четвертый тип мыслей – это мысли-катастрофизации. Отличительный признак данных мыслей – это чрезмерное преувеличение ситуации. Переживание паники, негативных эмоций и потрясений у человека происходят в результате того, что он сталкивается с негативными событиями, которые не соответствовали его ожиданиям. Например: «Дождливая погода просто ужасна»; «Очень страшно и ужасно, если мне ничего не подарят на день рождения»; «Когда слышишь такие заключения, хочется убежать и спрятаться, это невыносимо».
Таким образом, чтобы правильно спланировать курс бихевиорально-когнитивной терапии, его необходимо спланировать и разделить на 15-25 сессий, с недельными интервалами между ними. Встречи с клиентами более напряженных случаев осуществляются дважды в неделю на протяжении месяца, а далее как и в других случаях один раз в неделю с постепенным переходом на встречи один раз в две недели. Далее рекомендуется клиенту «бустерная терапия» – от (англ. booster) – вспомогательное устройство для увеличения силы тяги и скорости действия основного механизма. Эти дополнительные встречи могут проводиться на регулярной основе или по усмотрению клиента.