В ситуации постоянных динамических общественных изменений в экономической, политической, нравственной, культурной сферах проблема развития субъектных качеств личности является наиболее актуальной.
Исследователи в области изучения субъектности утверждают, что с одной стороны, что чтобы быть социально успешным человеком, достаточно быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, с другой стороны - необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, осуществлять выбор. От человека требуются умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни в ситуации неопределенности.
Особенно актуально уделить внимание развитию субъектности в период среднего подросткового возраста (11-12 лет). В этот возрастной период происходит интенсивное развитие самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции», чувства «Я», при этом это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии ребенка.
Данная программа включает три основных блока:
- «Познай себя» - знакомство с самим собой, формирование позитивной «Я-концепции».
- «Познай себя через другого» - познание себя через отношение окружающих.
- «Эффективное общение» - взаимодействие с другими в ближайшем и отдаленном окружении.
Основой процесса развития субъектности является ситуация выбора. Поэтому в данной программе школьникам дается возможность выбора различных форм упражнений, включение участников в планирование занятий и выбор занятий.
Программа рассчитана на 8 встреч (по 2 занятия на каждый блок + первое вводное занятие и подведение итогов на последнем). Наиболее эффективным считает проведение занятий в подгруппе по 10-12 человек, не чаще одного раза в неделю, продолжительность занятия составляет 45 минут. Подгруппы формируются методом рандомизации.
Методы, используемые при реализации программы: индивидуальная работа, групповая дискуссия, работа в мини-группах, практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций множественных выборов, элементы сказкотерапия, рефлексия, ведение дневника-самоотчета.
Цель и задачи программы
Цель психолого-педагогической программы - развитие субъектности школьников в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях.
Задачи психолого-педагогической программы:
- Развить навыки самопознания, рефлексии в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях;
- Способствовать развитию «Я-Концепции» у обучающихся и принятию ответственности за свой выбор;
- Формировать способность анализировать и определять собственное психологическое состояние и окружающих людей;
- Совершенствовать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими посредством принятия мировоззрения, взглядов и различных психологических состояний другого;
- Способствовать формированию адекватной самооценки у средних подростков через осознанное отношение к своему поведению;
- Воспитывать дружелюбное отношение подростков друг к другу.
Учебно-тематический план
Тема |
Содержание |
Количество часов |
Формы работы |
Методическое обеспечение |
Знакомство |
Знакомство ведущего с участниками, участников друг с другом. Знакомство участников с правилами группы, основными целями и задачами занятий, с формой и расписанием занятий. |
45 мин. |
Самопрезентация Погружение участников в цели и задачи программы Формирование правил группы Выбор из предложенных упражнений «Имя плюс движения» и «Ритм» Рефлексия |
Цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага, магнитофон, маркеры, ватман формата А3, стикеры |
«Познай себя» |
Развитие представления о собственной личности, развитие позитивного отношения к своему “Я”, развитие рефлексивных способностей, формирование адекватной самооценки |
45 мин |
Упражнение-разминка «Встать по числу», Игра "Я решаю — я не решаю", Упражнение "кто я? ", Упражнение «Хвастали» Рефлексия |
Мяч, листочки бумаги, ручки, фломастеры |
«Познай себя» |
Развитие позитивного отношение к собственному «Я», развитие уверенности в себе, формирование активной позиции, развитие рефлексивных способностей |
45 мин. |
Упражнение -разминка «Тропический дождь», Упражнение «Солнечные лучи», Игра "Я хочу — они хотят — я поступаю", Игра «Скульптура» Рефлексия |
Листочки бумаги, карандаши, фломастеры, 3 листочка с крупными надписями «Я хочу», «Они хотят» и «Я поступаю» |
«Познай себя через другого» |
Развитие способности знакомиться с другими людьми, умения выделять качества других, как положительные так и отрицательные, узнавать что-либо о другом человеке |
45 мин |
Упражнение на сосредоточение внимания «Электрический ток», Игра «Ассоциации», Игра «Все –некоторые -только я», Упражнение-обсуждение рассказа «Ворона и павлин» Рефлексия |
Дополнительные материалы не требуются |
«Познай себя через другого» |
Развитие способности знакомиться с другими людьми, умения выделять качества других, как положительные так и отрицательные, узнавать что-либо о другом человеке |
45 мин |
Упражнение на сосредоточение внимания «Хлоп-топ», Упражнение «Никто не знает, что я…», Упражнение «Волшебный магазин» Рефлексия |
Мяч |
«Эффективное общение» |
Развитие способности слушать собеседника, понимание и принятие «другого» восприятия собеседника, развитие навыков невербального общения и понимания. |
45 мин |
Упражнение «Сколько людей - столько и решений», Упражнение «Скульптор эмоций», Упражнение «Спина к спине», Упражнение «Перифраз» Рефлексия |
Дополнительные материалы не требуются |
«Эффективное общение» |
Развитие способности слушать собеседника, понимание и принятие «другого» восприятия собеседника, развитие навыков невербального общения и понимания. |
45 мин |
Упражнение – разминка «Пишущая машинка», Упражнение «Автобус», Точная передача информации «Пересказ текста» Рефлексия |
Текст для упражнения «Пересказ текста» |
Итоговое занятие |
Развитие активной позиции в ситуации выбора, совершенствование навыков рефлексии |
45 мин |
Упражнение «Раз, два, три – пальцы покажи», Упражнение «Сказка», Рефлексия всего курса занятий |
Распечатанная сказка, атрибутика для разыгрывания сказки |
Отличительными особенностями развивающей психолого-педагогической программы являются:
Подход авторов к развитию субъектности обучающихся через погружение их в ситуации выбора в учебной деятельности.
Активное включение участников в процесс планирования занятий и выбор различных форм деятельности.
Равные позиции обучающихся и психолога в реализации программы.
Возраст контингента, участвующего в реализации данной программы
Программа рассчитана на средний подростковый возраста (11-12 лет), ученики 6-7 классов.
Сроки реализации - программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы деятельности)
Продолжительность реализации программы 2 месяца, что включает
- Первичную диагностика субъектности участников программы;
- Практические занятия (8 занятий, 1 раз в неделю) по трем блокам: Знакомство с самим собой (Познай себя), Познай себя через другого, Эффективное общение, куда также входят домашние задания;
- Контрольную диагностику. Сравнения результатов с первичной диагностикой.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 8 занятий (по 2 занятия на каждый блок + первое вводное занятие и подведение итогов на последнем). Занятия проводятся в подгруппе один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 45 минут.
Основные методы и формы, применяемые в программе: индивидуальная работа; групповая дискуссия, работа в мини-группах; практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, создание ситуаций множественных выборов, сказкотерапия, рефлексия, ведение дневников-самоотчетов.
Ожидаемые образовательные результаты
- Повышение навыков самопознания, рефлексии в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях;
- Усложнение «Я-Концепции» у обучающихся и повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за предпринимаемые действия;
- Повышение способности анализировать и определять собственное психологическое состояние и ответственно распоряжаться доступными личностными ресурсами саморазвития;
- Повышение способности подростков самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь, овладеть собой, опираясь на независимые ценностно-смысловые координаты.
- Закрепление навыков конструктивного взаимодействия с окружающими посредством принятия мировоззрения, взглядов и различных психологических состояний другого человека;
- Повышение количества средних подростков с адекватной самооценкой;
- Дружелюбное отношение подростков друг к другу.
Методы диагностики
- Визуальная шкала самооценки (модификация методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн),
- Тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р. Пантелеева,
- Диагностика уровня развития рефлексивности (Методика А. В. Карпова),
- Диагностика волевого потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М)
- «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП-98» (В.И. Моросанова),
- Тест-опросник "Уровень субъективного контроля" (УСК) (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М.)
Задания для самостоятельной работы
- Эссе на тему «Я решаю, я не решаю»,
- создание коллажа «Мой внутренний мир»,
- чтение психотерапевтических сказок
Обратная связь от участников программы
Обратная связь от участников программы получается в форме дневников-самоотчетов и во время рефлексии каждого занятия.