Развивающая психолого-педагогической программы по развитию субъектности подростков 11-12 лет «Путешествие к собственному «Я»

№34-2,

Педагогические науки

В статье представлена разработка развивающей психолого-педагогической программа для подростков. Цель программы развитие субъектности школьников в учебной деятельности и общении со сверстниками.

Похожие материалы

В ситуации постоянных динамических общественных изменений в экономической, политической, нравственной, культурной сферах проблема развития субъектных качеств личности является наиболее актуальной.

Исследователи в области изучения субъектности утверждают, что с одной стороны, что чтобы быть социально успешным человеком, достаточно быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, с другой стороны - необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, осуществлять выбор. От человека требуются умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни в ситуации неопределенности.

Особенно актуально уделить внимание развитию субъектности в период среднего подросткового возраста (11-12 лет). В этот возрастной период происходит интенсивное развитие самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции», чувства «Я», при этом это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии ребенка.

Данная программа включает три основных блока:

  1. «Познай себя» - знакомство с самим собой, формирование позитивной «Я-концепции».
  2. «Познай себя через другого» - познание себя через отношение окружающих.
  3. «Эффективное общение» - взаимодействие с другими в ближайшем и отдаленном окружении.

Основой процесса развития субъектности является ситуация выбора. Поэтому в данной программе школьникам дается возможность выбора различных форм упражнений, включение участников в планирование занятий и выбор занятий.

Программа рассчитана на 8 встреч (по 2 занятия на каждый блок + первое вводное занятие и подведение итогов на последнем). Наиболее эффективным считает проведение занятий в подгруппе по 10-12 человек, не чаще одного раза в неделю, продолжительность занятия составляет 45 минут. Подгруппы формируются методом рандомизации.

Методы, используемые при реализации программы: индивидуальная работа, групповая дискуссия, работа в мини-группах, практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций множественных выборов, элементы сказкотерапия, рефлексия, ведение дневника-самоотчета.

Цель и задачи программы

Цель психолого-педагогической программы - развитие субъектности школьников в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях.

Задачи психолого-педагогической программы:

  1. Развить навыки самопознания, рефлексии в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях;
  2. Способствовать развитию «Я-Концепции» у обучающихся и принятию ответственности за свой выбор;
  3. Формировать способность анализировать и определять собственное психологическое состояние и окружающих людей;
  4. Совершенствовать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими посредством принятия мировоззрения, взглядов и различных психологических состояний другого;
  5. Способствовать формированию адекватной самооценки у средних подростков через осознанное отношение к своему поведению;
  6. Воспитывать дружелюбное отношение подростков друг к другу.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Количество часов

Формы работы

Методическое

обеспечение

Знакомство

Знакомство ведущего с участниками, участников друг с другом. Знакомство участников с правилами группы, основными целями и задачами занятий, с формой и расписанием занятий.

45 мин.

Самопрезентация

Погружение участников в цели и задачи программы

Формирование правил группы

Выбор из предложенных упражнений «Имя плюс движения» и «Ритм»

Рефлексия

Цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага, магнитофон, маркеры, ватман формата А3, стикеры

«Познай себя»

Развитие представления о собственной личности, развитие позитивного отношения к своему “Я”, развитие рефлексивных способностей, формирование адекватной самооценки

45 мин

Упражнение-разминка «Встать по числу»,

Игра "Я решаю — я не решаю",

Упражнение "кто я? ", Упражнение «Хвастали»

Рефлексия

Мяч, листочки бумаги, ручки, фломастеры

«Познай себя»

Развитие позитивного отношение к собственному «Я», развитие уверенности в себе, формирование активной позиции, развитие рефлексивных способностей

45 мин.

Упражнение -разминка «Тропический дождь»,

Упражнение «Солнечные лучи»,

Игра "Я хочу — они хотят — я поступаю",

Игра «Скульптура»

Рефлексия

Листочки бумаги, карандаши, фломастеры, 3 листочка с крупными надписями «Я хочу», «Они хотят» и «Я поступаю»

«Познай себя через другого»

Развитие способности знакомиться с другими людьми, умения выделять качества других, как положительные так и отрицательные, узнавать что-либо о другом человеке

45 мин

Упражнение на сосредоточение внимания «Электрический ток», Игра «Ассоциации», Игра «Все –некоторые -только я», Упражнение-обсуждение рассказа «Ворона и павлин»

Рефлексия

Дополнительные материалы не требуются

«Познай себя через другого»

Развитие способности знакомиться с другими людьми, умения выделять качества других, как положительные так и отрицательные, узнавать что-либо о другом человеке

45 мин

Упражнение на сосредоточение внимания «Хлоп-топ», Упражнение «Никто не знает, что я…», Упражнение «Волшебный магазин»

Рефлексия

Мяч

«Эффективное общение»

Развитие способности слушать собеседника, понимание и принятие «другого» восприятия собеседника, развитие навыков невербального общения и понимания.

45 мин

Упражнение «Сколько людей - столько и решений», Упражнение «Скульптор эмоций», Упражнение «Спина к спине», Упражнение «Перифраз»

Рефлексия

Дополнительные материалы не требуются

«Эффективное общение»

Развитие способности слушать собеседника, понимание и принятие «другого» восприятия собеседника, развитие навыков невербального общения и понимания.

45 мин

Упражнение – разминка «Пишущая машинка», Упражнение «Автобус», Точная передача информации «Пересказ текста»

Рефлексия

Текст для упражнения «Пересказ текста»

Итоговое занятие

Развитие активной позиции в ситуации выбора, совершенствование навыков рефлексии

45 мин

Упражнение «Раз, два, три – пальцы покажи», Упражнение «Сказка», Рефлексия всего курса занятий

Распечатанная сказка, атрибутика для разыгрывания сказки

Отличительными особенностями развивающей психолого-педагогической программы являются:

Подход авторов к развитию субъектности обучающихся через погружение их в ситуации выбора в учебной деятельности.

Активное включение участников в процесс планирования занятий и выбор различных форм деятельности.

Равные позиции обучающихся и психолога в реализации программы.

Возраст контингента, участвующего в реализации данной программы

Программа рассчитана на средний подростковый возраста (11-12 лет), ученики 6-7 классов.

Сроки реализации - программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы деятельности)

Продолжительность реализации программы 2 месяца, что включает

  • Первичную диагностика субъектности участников программы;
  • Практические занятия (8 занятий, 1 раз в неделю) по трем блокам: Знакомство с самим собой (Познай себя), Познай себя через другого, Эффективное общение, куда также входят домашние задания;
  • Контрольную диагностику. Сравнения результатов с первичной диагностикой.

Форма и режим занятий

Программа рассчитана на 8 занятий (по 2 занятия на каждый блок + первое вводное занятие и подведение итогов на последнем). Занятия проводятся в подгруппе один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 45 минут.

Основные методы и формы, применяемые в программе: индивидуальная работа; групповая дискуссия, работа в мини-группах; практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, создание ситуаций множественных выборов, сказкотерапия, рефлексия, ведение дневников-самоотчетов.

Ожидаемые образовательные результаты

  1. Повышение навыков самопознания, рефлексии в учебной деятельности и интимно-личностных отношениях;
  2. Усложнение «Я-Концепции» у обучающихся и повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за предпринимаемые действия;
  3. Повышение способности анализировать и определять собственное психологическое состояние и ответственно распоряжаться доступными личностными ресурсами саморазвития;
  4. Повышение способности подростков самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь, овладеть собой, опираясь на независимые ценностно-смысловые координаты.
  5. Закрепление навыков конструктивного взаимодействия с окружающими посредством принятия мировоззрения, взглядов и различных психологических состояний другого человека;
  6. Повышение количества средних подростков с адекватной самооценкой;
  7. Дружелюбное отношение подростков друг к другу.

Методы диагностики

  1. Визуальная шкала самооценки (модификация методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн),
  2. Тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р. Пантелеева,
  3. Диагностика уровня развития рефлексивности (Методика А. В. Карпова),
  4. Диагностика волевого потенциала личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М)
  5. «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП-98» (В.И. Моросанова),
  6. Тест-опросник "Уровень субъективного контроля" (УСК) (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М.)

Задания для самостоятельной работы

  • Эссе на тему «Я решаю, я не решаю»,
  • создание коллажа «Мой внутренний мир»,
  • чтение психотерапевтических сказок

Обратная связь от участников программы

Обратная связь от участников программы получается в форме дневников-самоотчетов и во время рефлексии каждого занятия.

Список литературы

  1. Кузьмина, А.С Когнитивный компонент выученной беспомощности /А.С. Кузьмина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, 2011. - № 8
  2. Кузьмина А.С Выученная беспомощность в контексте когнитивно-бихевиорального направления// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, 2010. - № 7. - С.290-292
  3. Лужбина, Н.А. Тело как ресурс совладания с психотравмирующей ситуацией / Н.А. Лужбина, И.Г. Скороглядова // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2014
  4. Любимова, О.М. Защитно-совладающее поведение в системе поддержания позитивного самоотношения / О.М. Любимова //Психология обучения, 2012. - №7
  5. Любимова, О.М. Негативное самоотношение в контексте риска воспроизводства социальных девиаций: по материалам межрегиональных исследований / О.М Любимова // Известия Алтайского государственного университета, 2011. - №2-2