Классификации психотипов собеседников

NovaInfo 43, с.354-358, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены психологические типы собеседников и наиболее приемлемые формы общения с ними. Зная особенности каждого психологического типа, можно контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

Ключевые слова

ПОВЕДЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ, ПОЗИЦИИ ОБЩЕНИЯ

Текст научной работы

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [1; 4; 9].

Одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе выступает его профессиональная деятельность. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [2; 3].

Наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволяет учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, чтобы изменить направление беседы и добиться от нее больших результатов. Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними [11].

Позитивный человек

Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

  • вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;
  • следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом;
  • в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.

Вздорный человек

Этот собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

  • обсудить с ним спорные моменты (если они известны) до начала беседы;
  • всегда оставаться хладнокровным;
  • когда есть возможность, предоставлять другим, опровергать его утверждения, а затем отклонять их;
  • следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;
  • привлечь его на свою сторону;
  • беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
  • в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее;
  • за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол» [12].

Всезнайка

Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил:

  • посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой;
  • время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
  • дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения;
  • при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения;
  • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.

Болтун

Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. К нему относиться нужно так:

  • как и «всезнайку», посадить его поближе к позитивному собеседнику или к авторитетной личности;
  • когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

Трусишка

Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

  • задавать ему несложные информативные вопросы;
  • обращаться к нему с предложением, пояснить свое замечание;
  • помогать ему формулировать мысли;
  • решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;
  • обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хотели услышать и ваше мнение»;
  • специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это следует тактично.

Хладнокровный неприступный собеседник

Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы. Все это кажется недостойным его внимание и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

  • заинтересовать его в обмене опытом;
  • спросить его примерно так: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?»;
  • в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения [10; 13].

Незаинтересованный собеседник

Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

  • задавать ему вопросы информативного характера;
  • придать беседе интересную и привлекательную форму;
  • попытаться выяснить, что интересует лично его.

«Важная птица»

Такой собеседник не выносит критики ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:

  • нельзя позволять разыгрывать ему роль гостя;
  • нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы;
  • не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
  • очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да но».

Почемучка

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

  • все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому;
  • на вопросы информационного характера отвечать сразу;
  • без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ [12].

Наряду с рассмотренной выше классификацией психологических типов собеседников, существуют другие более детальные их классификации. К числу их относится и классификация типов людей, которую предложила известная американская социолог и консультант по менеджменту Джен Ягер.

Джен Ягер выделяет следующие психологические типы собеседников: ломака, любитель решать все с ходу, разведчик, наставник, хвастун, рассказчик, манипулятор, ударник, собеседник, вынашивающий скрытые планы, нытик, везунчик, доморощенный психолог [6].

Психолог Д. Федосеев в своей книге «Основы общения» рассматривает следующие типы собеседников: доминантный и недоминантный собеседник, мобильный и ригидный (ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу) собеседник, интроверт и экстраверт [5].

В заключение отметим, что в повседневной жизни приходиться сталкивается с разными категориями людей, общение с которыми бывает легко или крайне сложно из-за однобокости взглядов, жесткости убеждений. Поэтому важно определить сразу, с кем имеешь дело. Это поможет выбрать правильную стратегию поведения [7; 8].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
  2. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  3. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. – С. 47 – 49.
  4. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в частях. 2014. – С.50 – 51.
  5. Федосеев Д. Основы психологии общения [Текст]: учебник / Д. Федосеев. – М., 2000.
  6. Ягер, Д. Продуктивные взаимоотношения: 57 стратегий успеха" [Текст]: учебник / Д. Ягер. – М.: Инфотропик. – 2011. – 272 с.
  7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ– 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. – С. 88 – 90.
  8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36.
  9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо».2016. – С.55 –57.
  10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.
  11. Без конфликтов. Психологические типы собеседников [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.ethique.ru/psy-talking/ (Дата обращения 11.04.2016).
  12. Психологические типы собеседников и тактика общения с ними [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/UMK_DO /PRAK/ PRIL5 .HTM (Дата обращения 11.04.2016).
  13. Психологические типы собеседников [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://helpiks.org/1-108688.html (Дата обращения 11.04.2016).

Цитировать

Халитов, И.И. Классификации психотипов собеседников / И.И. Халитов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 354-358. — URL: https://novainfo.ru/article/5125 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться