Психологические типы собеседников

NovaInfo 52, с.302-306, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 271
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации. Даны советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

Ключевые слова

ОБЩЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ, ПОВЕДЕНИЕ, АБСТРАКТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Текст научной работы

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [1; 4; 11].

Одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе выступает его профессиональная деятельность. Безусловно, каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник – тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы [2; 3; 5].

Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

  1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, не сдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:
    • постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;
    • не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
    • если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;
    • прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;
    • постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
    • беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
    • в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.
  2. Позитивный человек. Это самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:
    • побуждать его к активному участию в дискуссии;
    • стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
    • в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него [6].
  3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:
    • посадить его рядом с ведущим беседу;
    • время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
    • попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;
    • предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
    • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае крайне важности может ответить кто-нибудь из участников беседы [7].
  4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, ĸоторое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться: как и «Всезнайку».
    • посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;
    • когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
    • если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;
    • спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
    • заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.
  5. Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно:
    • задавать ему ясные, конкретные вопросы;
    • продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;
    • если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
    • помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;
    • решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;
    • применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;
    • специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.
  6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом крайне важно:
    • заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;
    • применить прием отражения чувств, к примеру, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве попытаться узнать причины такого поведения [8].
  7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. По этой причине нужно:
    • задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;
    • выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;
    • задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;
    • постараться узнать, что интересует лично его.
  8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:
    • нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
    • время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
    • не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;
    • не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;
    • до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?»
  9. Почемучка. Кажется, что данный собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
    • на вопросы информационного характера отвечать сразу;
    • при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;
    • при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;
    • сразу признавать его правоту, в случае если не можете дать нужный ему ответ [9; 10].

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т. е. ее психологической природой. Понятно, что приведенная классификация является условной. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [12].

Читайте также

Список литературы

  1. Федосеев Д. Основы психологии общения [Текст]: учебник / Д. Федосеев. – М., 2000.
  2. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Сулейманова Р.Р.. 2011. С. 126-129.
  3. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  4. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. – С. 47 – 49.
  5. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.
  6. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Уфа, 2005.
  7. Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 41-44.
  8. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
  9. Игебаева Ф.А., Исаргакова А.Р. Психологический климат как одна из систем управления предприятием // Научно-практический электронный журнал NovaInfo.Ru, 2016, T.2, № 43, C.103- 113.
  10. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ– 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. – С. 88 – 90.
  11. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.
  12. Психологические типы собеседников [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://helpiks.org/1-108688.html (Дата обращения 11.04.2016).

Цитировать

Чипиго, А.А. Психологические типы собеседников / А.А. Чипиго. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 302-306. — URL: https://novainfo.ru/article/8006 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться