Эта тема очень важна, так как проективные методы применяется массово во многих областях психологической практики. Эти методы используются в психологии для изучения внутреннего мира личности. Еще ими можно проверять разные теоретические положения.
Труды В. Вундта и Ф. Гальтона дали начало созданию проективных методик. Над этим работали следующие психологи: К.Г. Юнг, Л.Франк, Д. Рапапорт, А.Маслоу, Герман Роршах, Дж. Келли, Д. Кроут, В.В. Абрамов, Т. Канн и другие.
Проективные методы-это методы личностной психодиагностики (изучение личностных качеств человека). Их главным признаком является применение "расплывчатых" стимулов. Тестируемый может развить, объяснить, дополнить их.
Проективный метод ориентируется на изучение неосознаваемых форм мотивации. Является единственным в своем роде психологическим методом, который наиболее глубже проникает в подсознание человека. Смыслом проективных методик является выявление отклонений в личностных интерпретациях. В проективных методиках диагностики личности выделяют такие методики:
Проективные методики структурирования
- Методика Г. Роршаха, основанная на чернильных пятнах. Такая методика позволяет установить направленность личности, чувство тревоги, волнения.К Проективным методикам интерпретации относят - ТАТ - тематический апперцептивный тест. Исследование направляющих сил личности, интересов, влечений. Проективные методики экспрессии.Сюда входят: рисунок семьи, рисунок дома, человека или животного. К примеру, методика «Рисунок семьи» выявляет конфликты внутри семьи. Эти методики целенаправленны на открытие потенциала, развитие фантазии, а также развитие внутреннего мира, его установок.
Проективные методы постоянно критикуют. Общей мыслью есть мнение о необъективности проективной техники, также об отклонении многих методик от требований. Психологи видят отсутствие и неестественность нормативных данных. Но, невзирая на все погрешности, проективные методики остаются популярными. Тестируемый не фальсифицирует их, поэтому они подходят для диагностики. Также, проективные методы применяются в работе с детьми.В общем, отсутствует срочность в разработке и поддержании высокого уровня мотивации при эксплуатации проективных методик, в отличии от применения других методов.Большинство проективных методик продолжают квалифицироваться. Психологи стараются собрать более объёмные и полные сведения о нормативных показателях. Модернизируются многие психологические процессы и средства обработки.