Контакты с работодателями как способ получения независимой экспертной оценки качества подготовки выпускников

№35-1,

Экономические науки

В статье рассматривается исследование удовлетворенности работодателей как один из методов получения независимой экспертной оценки для профессионально-общественной аккредитации, а также представлены результаты такого анализа выпускников АлтГУ.

Похожие материалы

Современная теория управления качеством образования ориентирует вузы на «предвосхищение» ожиданий потребителей, что требует организации системы мониторинга спроса, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, а также удовлетворенности качеством профессиональной подготовки выпускников вузов. Ключевой характеристикой, определяющей понятие удовлетворенности, является соответствие между желаемым и действительным, в частности, между ожидаемым и полученным (воспринимаемым) качеством образовательной услуги.

Минимальный уровень удовлетворенности получаемой услугой или приобретаемым продуктом определяется их соответствием требованиям стандарта. Превышение значений основных характеристик качества образовательной услуги требований стандарта ведет к повышению удовлетворенности потребителя, и, как следствие, его ориентации на дальнейшее сотрудничество с вузом.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования, то есть профессиональные качества выпускников учебного заведения.

Главная цель профессионально-общественной аккредитации – дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

Результаты такой аккредитации предполагают:

  • Формирование эффективного инструмента ответственности и демонстрации уровня качества образования перед государством, обществом, абитуриентами, студентами, выпускниками, бизнесом, образовательным сообществом и сотрудниками образовательного учреждения.
  • Повышение уровня доверия заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения.
  • Укрепление имиджа и бренда образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
  • Повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда.
  • Вовлечение сотрудников образовательного учреждения в работу по развитию качества образовательных услуг, повышение степени приверженности сотрудников идее качества.
  • Использование результатов профессионально-общественной аккредитации в процедурах государственной аккредитации.

Этим объясняется возросшая заинтересованность вузов в прохождении профессионально-общественной аккредитации, и соответственно, в получении положительных результатов оценки удовлетворенности работодателей качества профессиональной подготовки выпускников.

Алтайский государственный университет проводит регулярный мониторинг работодателей Алтайского края с целью выявления требований к профессиональной компетентности будущих специалистов и удовлетворенности качеством их подготовки.

Удовлетворенность потребителя качеством услуги – взаимообусловленность априорного и апостериорного представления относительно качества профессиональной подготовки сотрудника – выпускника университета. Удовлетворенность потребителя качеством услуги наступает тогда, когда его восприятие качества услуги в момент или после ее потребления соответствует или превышает ожидание качества до потребления услуги.

Профессиональная компетентность выпускника – способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.

Проведенное Алтайским государственным университетом анкетирование работодателей показывает, что к числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста, относятся: умение выпускника применять полученные знания в профессиональной деятельности; умение самостоятельно искать информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; способность анализировать информацию; техническая и компьютерная грамотность выпускников (Таблица 1).

Таблица 1 – Факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста

Укажите, какие из перечисленных ниже факторов, оказывают, по Вашему мнению, наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста

Вариант ответа

Балл

Рейтинг

Общая эрудиция, осведомленность в смежных областях полученной специальности

19

1

Умение выпускника применять полученные знания в профессиональной деятельности

18

2

Техническая и компьютерная грамотность выпускников

16

3

Умение самостоятельно искать информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности

15

4

Способность анализировать информацию

15

4

Стремление к повышению квалификации

15

4

Актуальность практических навыков выпускников

14

5

Умение выпускника применять практические навыки в нестандартных ситуациях

11

6

Эффективность деятельности выпускника в рамках своей профессии

11

6

Способность выстраивать отношения с потребителями товаров/услуг организации-работодателя

10

7

Способность развивать новые идеи

10

7

Соответствие теоретических знаний квалификации выпускника

9

8

Владение выпускником нормами общения

9

8

Достаточность навыков для их практического применения

8

9

Способность к инициативе и предпринимательству

8

9

Стремление к карьерному росту

8

9

Способность налаживать контакты в коллективе

7

10

Актуальность теоретических знаний выпускников

6

11

Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда

6

11

Другое (укажите)

Знание английского языка.

Ответственность и быстрое переключение между задачами.

 

К числу дополнительных факторов работодатели отнесли «ответственность за порученное дело», «знание нормативной правовой базы, регулирующей сферу деятельности в соответствии с квалификацией».

Анализ данных исследования (Таблица 2) показывает, что работодатели дают положительную оценку наиболее значимым, по их мнению, качествам выпускников (в среднем 3,94 балла).

Удовлетворительную, но сравнительно более низкую оценку получили такие качества, как: актуальность практических навыков выпускников (3,7 балла), умение выпускника применять практические навыки в нестандартных ситуациях (3,3 балла), достаточность навыков для их практического применения (3,5 балла).

Таблица 2 – Удовлетворенность работодателей выпускниками АлтГУ

Показатель эффективности профессиональной деятельности молодого специалиста

Средний балл

Соответствие теоретических знаний квалификации выпускника

3,6

Умение выпускника применять полученные знания в профессиональной деятельности

3,9

Актуальность практических навыков у выпускников

3,7

Умение выпускника применять практические навыки в нестандартных ситуациях

3,3

Достаточность навыков для их практического применения

3,5

Способность налаживать контакты в коллективе

4,2

Способность выстраивать отношения с потребителями товаров/услуг организации

3,8

Владение выпускником нормами общения

4,3

Умение самостоятельно искать информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности

3,9

Способность анализировать информацию

4,1

Техническая и компьютерная грамотность выпускников

4,3

Эффективность деятельности выпускника в рамках своей профессии

4,0

Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда

4,0

Способность к инициативе и предпринимательству

3,8

Стремление к карьерному росту

4,0

Стремление к повышению квалификации

4,1

Способность развивать новые идеи

3,8

Общая эрудиция, осведомленность в смежных областях полученной специальности

4,0

Выполнение должностных обязанностей

4,2

Строгое соблюдение внутренней дисциплины

4,3

Мнения работодателей по поводу достоинств и недостатков в подготовке выпускников АлтГУ отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Достоинства в подготовке выпускников АлтГУ

Укажите основные достоинства в подготовке выпускников АлтГУ

Вариант ответа

Балл

Рейтинг

Желание выпускников работать

17

1

Желание выпускников к саморазвитию и самообразованию

13

2

Владение коммуникативными навыками

11

3

Владение современными методами и технологиями деятельности

8

4

Готовность выпускников к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях

7

5

Высокий уровень теоретических знаний

6

6

Высокий уровень производственной дисциплины

6

6

Профессионализм выпускников

4

7

Высокий уровень практической подготовки

2

8

Другое (укажите)

   

Основное достоинство в подготовке выпускников АлтГУ по мнению всех без исключения респондентов – «Владение современными методами и технологиями деятельности».

Таблица 4 – Недостатки в подготовке выпускников АлтГУ

Укажите основные недостатки в подготовке выпускников АлтГУ

Вариант ответа

Балл

Рейтинг

Недостаточный уровень практической подготовки

14

1

Низкий уровень теоретических знаний

3

2

Отсутствие желания к саморазвитию и самообразованию

3

2

Низкий уровень общей профессиональной подготовки

2

3

Отсутствие желания работать

1

4

Низкая производственная дисциплина

1

4

Другое (укажите)

нет

 

Среди недостатков в подготовке выпускников АлтГУ 100% опрошенных отмечают: «Недостаточный уровень практической подготовки». А также одним из популярных мнений является: «Скорее вопрос в личных качествах человека, чем в том выпускником какого ВУЗа он является».

Мнения работодателей о мероприятиях по улучшению подготовки выпускников АлтГУ показаны в таблице 5.

Таблица 5 – Мероприятия по улучшению подготовки выпускников АлтГУ

Что, по Вашему мнению, следует улучшить в подготовке выпускников АлтГУ

Вариант ответа

Балл

Рейтинг

Улучшить уровень практической подготовки

18

1

Повысить навыки производственной дисциплины

7

2

Повысить навыки саморазвития и самообразования

7

2

Повысить уровень теоретических знаний

6

3

Повысить уровень общей культуры

5

4

Другое (укажите)

   

Поэтому, по мнению всех работодателей следует улучшить в подготовке выпускников АлтГУ: «Улучшить уровень практической подготовки». А также, такие компетенции как: «Повысить навыки производственной дисциплины», «Повысить уровень теоретических знаний», «Повысить навыки саморазвития и самообразования», «Повысить уровень общей культуры».

В целом, всем понятно, что ВУЗы сегодня являются «заложниками» ситуации. Где, с одной стороны приходится находить выход, чтобы пройти мониторинги и критерии эффективности, с другой, выдержать соответствие основных образовательных программ стандартам, а с третьей дисбаланс на рынке труда. Так в Алтайском крае в 2014 году по уровню профессионального образования структура потребностей рынка труда в кадрах следующая: высшее - 18 %, среднее - 9 %, начальное - 73 %.

Таким образом, для повышения удовлетворенности работодателей выпускниками необходимо:

  • Максимальное использование потенциала университета, организаций-работодателей в подготовке востребованного выпускника университета.
  • Обеспечение согласованности между подготовкой в вузе и требованиями конкретных организаций – заказчиков молодых специалистов.
  • Обеспечение условий для информационного обмена между организациями-работодателями и университетом по проблемам занятости, содержанию и качеству подготовки кадров, требованиям к специалистам, психологической поддержки выпускников и т.д.
  • Усиление практической направленности образовательных программ на основе интеграции образовательной деятельности университета и стратегического партнерства.
  • Разработка, диверсификация и актуализация основных и дополнительных образовательных программ для подготовки кадров по приоритетным направлениям развития Алтайского края.
  • Повышение практикоориентированности основных профессиональных образовательных программ.

Таким образом, лишь системное взаимодействие АлтГУ и работодателей позволит своевременно скорректировать программы подготовки и уточнить требования к профессиональным компетенциям выпускников, что является одним из условий реализации компетентностного подхода в высшем образовании и соответственно удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.