Бессмысленно ли бессмертие?

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Идея бессмертия встречается у всех древних народов. Этот вопрос являлся и является предметом размышлений многих философов. Бессмертие является важной проблемой, необходимой при изучении сущности человека. В данном эссе дается определение этого понятия и содержится рассуждение о том, обладает ли вечная жизнь смыслом.

Ключевые слова

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ЖИЗНЬ, БЕССМЕРТИЕ, ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Текст научной работы

Идея бессмертия встречается у всех древних народов. Древние греки и евреи верили в призрачное существование в царстве теней, а в Индии и Египте получило популярность учение о переселении душ. Позже в иудаизме бессмертие стали связывать с воскресением мёртвых и загробным воздаянием; в таком виде оно нашло отражение в христианстве и исламе.

Вопрос вечной жизни являлся предметом размышлений многих философов. Наиболее ярко он рассматривается в работах Платона, Канта, Бердяева, Вишева и многих других. Она часто фигурирует и в литературных произведениях - Кощей Бессмертный из русских народных сказок, Волан-де-Морт Джоанны Роулинг, Госпожа Бай Гу из романа У. Чэнъэня «Путешествие на Запад», назгулы, эльфы и айнуры у Дж. Р. Р. Толкина, граф Дракула и др.

В Библии говорится, что человек был бессмертным, но потерял этот дар вследствие своих грехов. Сторонники этой теологической теории видят в этом причину желания нескончаемой жизни. Но никто за всю историю человечества так и не стал бессмертным.

Бесконечность притязаний человека оформилась в его желании бессмертия, выраженном и в негативной форме (отрицание с факта собственной недолговечности), и в измененной форме (животворный источник), и в прямой форме веры и надежды обрести вечность.

Бессмертие является важной проблемой, необходимой при изучении сущности человека. Старание продлить жизнь неизбежно подводит к проблеме смерти. Совершенно невозможное, фантастическое человеческое желание - это желание бессмертия. Трудно представить большее противоречие, чем различие между недолговечностью человека, ничем не отличающегося в этом от любой букашки, и его стремлением к вечной жизни. Тем не менее, именно это желание он возвышает над всеми другими. Человек борется за самое невозможное, показывая этим ничем не ограниченный, сплошной характер противоречия с существующим бытием.

У Карела Чапека есть пьеса «Средство Макропулоса», в которой рассказывается о том, как один лекарь XVI века испытал на своей дочери Элине эликсир жизни. В пьесе ей 337 лет, она прожила триста лет тридцатисемилетней. Бесконечно долгие годы сделали её жизнь пустой, скучной, и она, не желая дальше продолжать её, отказалась в очередной раз пить напиток и умерла.

Размышляя по этому поводу, современный английский этик Б. Уильямс говорил о неизбежной скуке бессмертия и пришел к выводу, что «бесконечная жизнь, была бы жизнью бессмысленной; у нас не может быть оснований вечно жить человеческой жизнью». Он заканчивает своё эссе философски-ироничным замечанием о том что, к счастью, мы все еще имеем возможность умереть.

Попробуем дать определение понятию бессмертия - жизнь в физической или духовной форме, которая не прекращается неопределённо длительное время. Под бессмертием в духовной форме - в религии, философии, мистике и эзотерике - подразумевается вечное существование личности, индивидуальной воли, комплекса составляющих индивидуальности, универсальной духовной материи (коллективное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга). Отдельным вопросом в религиозно-философских рассужденях является бессмертие (а именно, вечное существование) как свойство Бога.

При всем этом возникает вопрос: как именно можно быть бессмертным? Вечно существовать при нормальных физических и психических возможностях или обветшать со временем и проводить бесконечность в немощном теле, не имея возможности использовать свой дар столь «долгого долголетия»? Существует миф о Кумской Сивилле, греческой провидице, возлюбленной Аполлона. Он обещал ей любой дар и она попросила бессмертие, а позже отвергла бога, посчитав, что теперь на сама равна богине и достойна еще большего. Но она не учла одну очень важную вещь - молодость. Свои бессчётные годы она провела иссохшей от старости, бессильной, запертой в стеклянной бутылке под крышей храма. Миф гласит, что все это время она раскаивалась в своей ошибке и страдала от бездействия. Этот пример дает нам наглядное доказательство того, что бессмертие ценно только при идеальных условиях: здоровье и молодость.

А в чем же смысл жизни со стороны ее продолжительности? Ценность жизни в ее конечности, в уникальности и скоротечности каждого прожитого мгновения. Именно это движет человека, заставляет его развиваться, стремиться к большему.

Смертная жизнь теряет свой смысл при наступлении бессмертия. Цикл жизни будет постоянно повторятся, и сама она не будет приносить никакого удовольствия. У человека не будет необходимости для саморазвития. Время и мир будут бесконечно меняться, а сама личность будет неизменной, что может привести к конфликту личности с окружающим миром. Можно привести пример из кинофильма «Интервью с вампиром» - главный герой, Лестат, будучи бессмертным, не смог смириться с изменениями в мире, и в итоге потерял рассудок, дожив до наших времен.

Нравственный закон утрачивает всякий смысл при бессмертии, т.к. без бессмертия та цель, которую преследует нравственный закон (сохранение жизни человека, его защита), оказывается ненужной.

Стоит отметить, что человек существует в нескольких измерениях — естественном, как биологический индивид, и социокультурном, как личность. Таким образом, смерть нужно рассматривать, учитывая эти два направления нашей жизни. Для индивида смерть - это естественное окончание жизни организма, продолжение которой выражается в потомках. Для личности - это переход из одной формы настоящего существования в другую форму социальной памяти. Ни один человек не прекращает свою жизни сразу после смерти тела, он еще какое-то время "живет" в памяти близких, в своем творчестве и в учении и т.п. Общественность дает возможность человеку на определенное время стать бессмертным. Длительность такой жизни зависит исключительно от самой личности, всю жизнь стремящейся к преодолению забвения. Пример - это множество людей, которые внесли свой вклад в развитие культуры и общества: историки, политики, музыканты, ученые, художники - все те, кого называют «великими»; они обрели бессмертие, т.к. смогли стать личностями, имеющими такой смысл жизни, превосходящий их личную жизнь.

Жизнь человека имеет свои естественные границы: рождение и смерть, благодаря которым она обладает динамикой развития Конец пути задает не только направление движению, но и предопределяет цель и целостность; конец любого дела — это достижение цели, поставленной в начале пути. А что если бы этого стремления не существовало? Допустим, мы начинаем какое-то дело, но не отдаем себе отчета в том, зачем мы это делаем и какова наша конечная задача. Может ли мы достичь результата? Скорее всего, нет. Невозможно добиться того, чего не было в планах. А что же тогда с личной жизнью? Неужели она - не то великое Делом, из-за которого мы появились на этот свет? Разве она без точного ориентира будет иметь смысл? Невозможно жить бесцельно и при этом обладать смыслом жизни — это абсурд.

Бессмертие в его физической форме бессмысленно для человека. Именно конечность является основой его земной жизни. Открытым остается вопрос бессмертия души, так как узнать об этой ее свойстве возможно лишь после смерти тела.

Читайте также

Список литературы

  1. Журнал «Холизм и здоровье» № 1(9) 2014. Тема номера «Смерть и бессмертие» (По материалам конференции «Предельные вопросы: жизнь, смерть и бессмертие. Смерть как творчество»). — ISSN 2305-5677
  2. Бехтерев В.М. Обозрение психиатрии. 1896. Neurol Centr. 1896.
  3. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема, Типография Кюгельген, Глич и Ко., 1918
  4. Гусейнов А.А., Что же мы такое?, Проблема моделирования когнитивной эволюции, в Сб.: Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б.Г. Юдина, М., «Прогресс-Традиция», 2007 г.
  5. Православная богословская энциклопедия. Том 2, столб. 346. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г.
  6. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни / Введенский А. // Смысл жизни: Антология. – М: Прогресс-Культура, 1994 – 105с.
  7. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913.
  8. Бессмертие, статья [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B5]

Цитировать

Перевалова, А.С. Бессмысленно ли бессмертие? / А.С. Перевалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3744 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться