О педагогических технологиях формирования правовой компетентности студентов вуза

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Исследование посвящено использованию педагогических технологий при формировании правовой компетентности студентов вуза. Автором раскрываются понятия " педагогическая технология", "методы", "правовая компетентность", рассматривается вопрос классификации педагогических технологий в целом, и технологий правового образования в частности. Более подробно исследована классификация технологий по такому критерию как преобладающие методы и способы. Так, автором описываются три группы технологий по данному критерию исходя из структуры правовой компетентности, и обосновывается эффективность сочетания традиционных и инновационных технологий обучения праву для формирования правовой компетентности будущих специалистов. Для решения поставленных задач применяются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, обобщения, систематизации, сравнения, и сопоставления. Новизна исследования заключается в систематизации классификации педагогических технологий применительно к правовому образованию. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение различных технологий исходя из структуры правовой компетентности. Основным выводом исследования при этом является необходимость сочетания традиционных и инновационных технологий обучения праву для эффективного формирования правовой компетентности студентов вуза.

Ключевые слова

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

Говоря о приоритетах и ценностях в современной образовательнoй политике, исследователями отмечается переориентация образования с интересов государства на интересы общества и личности. Отсюда, по мнению Паршукова В.Г., стремительный процесс поиска концепций обновления содержания и технологий образования в профессиональной школе [23, 6].

В различных научных работах содержится разнообразие определений термина «педагогическая технология». Приведем некоторые из них. Педагогическая технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [10]. Другое определение педагогической технологии заключается в том, что она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [18]. У В.П. Беспалько педагогическая технология выступает в качестве содержательной техники реализации учебного процесса [6], И.П. Волков описывает ее как описание процесса достижения планируемых результатов обучения [8]. М.Чошанов определяет технологию обучения как составную процессуальную часть дидактической системы [30]. В работах В.М. Монахова сущность педагогической технологии раскрывается через определение ее как продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [20]. Международной организацией ЮНЕСКО педагогическая технология определяется в качестве системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования. В работе М.В. Кларина педагогическая технология описывается как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [15].

По мнению исследователей, не во всех определениях отражается социальная сущность термина «технология». Так, в исследовании группы ученых под руководством Г.Н. Александрова высказано мнение о формальности и неубедительности применения термина «технология» к педагогическим явлениям в силу того, что он характеризует механические процессы, взаимодействие человека с предметами, вещами, окружающей средой, а не взаимодействие человека с человеком [2, 141]. Учитывая данное мнение, считаем целесообразно определить педагогическую технологию как совокупность способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающую достижение поставленных педагогических целей и эффективность функционирования педагогической системы в целом. Таким образом, педагогическая технология выступает в качестве динамической, операционно-сущностной характеристики процесса, происходящего в педагогической системе. Следует отметить, что понятия «педагогическая система», «педагогическая технология», «педагогический процесс» должны быть выстроены так, чтобы «педагогическая система» описывала основные связи и отношения, структуру и организацию объекта; «педагогический процесс» объяснял, что происходит в исследуемом, а «педагогическая технология» описывала, как это происходит [2, 135].

Из рассмотренных нами выше определений технологии следует, что она в большой степени связана с учебным процессом, а именно деятельностью преподавателя и обучающегося, ее структурой, средствами, методами и формами. Исходя из этой связи структуру педагогической технологии возможно представить в виде трех составляющих: концептуальная основа; содержательная часть обучения - цели обучения, содержание учебного материала; процессуальная часть - технологический процесс, то есть организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности студентов, методы и формы работы преподавателя, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса [7, 145].

В отечественной литературе представлены различные классификации педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко, В.Г. Гульчевской и других ученых, нашедшие свое обобщение в работе Г.К. Селевко, в которой представлена классификация, наиболее полно и системно обобщившая все существующие в научной практике классификации [27, 53]. Многообразие технологий, выделенных Германом Константиновичем по существенным их признакам, является предметом изучения и анализа работ многих исследователей. В данном исследовании особое внимание было уделено классификации педагогических технологий в правовом образовании, поскольку в современном правовом образовании вопрос систематизации и классификации педагогических технологий приобретает первостепенную значимость в связи с обновлением содержания правового образования, методики его преподавания, с появлением новых его форм, например дистанционной формы, с использованием распределенных информационных и вычислительных ресурсов, дистанционных лабораторных практикумов, тематических порталов, электронных библиотек и медиатек, специализированного прикладного программного обеспечения и других ресурсов. На наш взгляд, на данном этапе развития современного правового образования необходим переход на более интенсивные технологии обучения. Среди всего многообразия оснований классификации технологий в данной работе нами был взят за основу такой критерий как преобладающие методы и способы, являющиеся одним из механизмов осуществления эффективного взаимодействия преподавателя и учащихся. В разных исследованиях встречается множество различных определений методов обучения. К примеру, в работе М. А. Данилова и Б. П. Есипова «Дидактика» методы обучения определяются авторами как способы работы учителя и учащихся, направленные на достижение усвоения знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения учащихся и развитие их познавательных сил [9, 251]. Методы обучения по Ю. К. Бабанскому представляют собой способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития [5]. В работе «Педагогика» И. Ф. Харламовым дается определение методов обучения как способов обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, нацеленных на овладение изучаемым материалом [29, 181]. В словаре по педагогике методы обучения характеризуются как система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение учащимися содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения [16, 180]. Исследователями методы изучаются не только на общедидактическом, но и на предметном уровне. Так, методы обучения праву определяются Е. Певцовой как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели правового образования, воспитания и развития учащихся [24, 77-78].

На основании определения Г.Р. Ишкильдиной правовой компетентности как результата овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности [14, 128], мы считаем, что методы правового образования – это способы взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на овладение правовыми знаниями, практическими умениями и формирование опыта правоприменения. Многими учеными и исследователями предпринимаются попытки классифицировать методы обучения праву по различным основаниям, например Е.М. Крапанева выделяет группы методов по определенным этапам правоведения [17, 92-93]; О. А. Серова проводит классификацию исходя из основных источников приобретения знаний [28, 5]. Распространенным в научной литературе является классификация методов по уровню познавательной активности субъектов, так, О. А. Серова выделяет активные и интерактивные методы обучения [28, 6-11], О.Ю. Назарова – традиционные, активные и интерактивные методы обучения праву 21, 9]. На основании определенной Г.Р. Ишкильдиной структуры правовой компетентности студентов [13, 63], считаем возможным выделить три группы технологий правового обучения, способствующих успешному формированию правовой компетентности студентов вуза: 1) технологии формирования когнитивного компонента правовой компетентности; 2) технологии формирования ценностно-ориентированного компонента правовой компетентности; 3) технологии формирования поведенческого компонента правовой компетенции.

Технологии формирования когнитивного компонента правовой компетентности, основанные, как правило, на классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, можно назвать традиционными. По мнению Э.Ф. Насыровой традиционные технологии обучения по своему характеру и содержанию цели ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований [22, 24]. Основным методом технологии традиционного обучения в вузе является лекция. Среди инновационных форм организации лекции них можно выделить проблемную лекцию, лекцию-консультацию, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию-провокацию и др. Наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс являются лекции-беседы, носящие не контролирующий, а информационный характер. Целью данных лекций, по мнению исследователей Н.Г. Поповича и Я. С. Старченко, выступает определение уровня осведомленности студентов с материалом лекции, готовности к восприятию нового материала, актуализации знаний, необходимых для его понимания [25, 79]. Проблемные лекции, вызывающие дальнейший интерес к изучаемому вопросу, представляют собой рассмотрение лектором в поисковом плане одной или нескольких научных проблем на основе анализирующего рассуждения, описания истории открытий, разбора и анализа точек зрения и других способов движения к научной истине [11, 150-151]. По степени проблемности А.М. Матюшкиным выделяются информационные, учебно-проблемные, проблемно-исследовательские лекции, а также изложение исследовательских работ самого преподавателя, приближающееся по форме к научным докладам [19, 367]. Одним из уровней организации проблемных лекций являются лекции-дискуссии, предполагающие активный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. При изучении темы конкретно практического характера используется лекция-консультация, эффективными являются и лекции-пресс-конференции, проводимые совместно со специалистами юридических служб по заранее определенным проблемам для обсуждения. В традиционной технологии обучения праву, наряду с лекциями, распространены семинары, основная цель которых, по Н.Г. Попович и Я.С. Старченко, активизация самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, овладение методами анализа явлений и проблем, формирование навыков самообразования студентов, содействие углубленному усвоению будущими специалистами наиболее сложных вопросов учебного курса, побуждение студентов к коллектив-ному, творческому обсуждению материала [25, 80].

Технологии формирования ценностно-ориентированного и поведенческого компонентов правовой компетентности являются инновационными по своей форме и содержанию, поскольку, в соответствии с мнением И.А. Аникеева, инновационными в образовании считаются те технологии, которым не более десяти лет, которые не нашли еще своего массового применения и недостаточно широко изучены современной образовательной практикой [4, 55]. В юридической литературе проблема педагогических технологий правового образования исследована мало. Среди инновационных технологий преподавания права можно выделить применение кейса. В правовом образовании кейс применяется для получения и совершенствования знаний, умений и навыков решения юридических проблем. В научной литературе С. В. Аверьяновой предлагается подразделять кейсы на практические, обучающие и научно исследовательские [1]. Основная задача практического кейса состоит в том, чтобы максимально полно отразить жизненную ситуацию, создать ее действующую модель. Обучающие ситуации отражают наиболее типичные случаи, с которыми сталкивается специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Главная задача исследовательского кейса заключается в том, чтобы быть моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Если при решении проблемы возможно использование большого количества возможных вариантов, Р.А. Алексеев предлагает методику «мозгового штурма» [3, 35]. Этапами проведения данной методики выступают: формулирование проблемы для обсуждения; высказывание мнений по предложенной проблеме; отбор и запись рациональных предложений; объединение и ранжирование записанных предложений по их значимости; диспут участников по выбору предложений решения поднятой проблемы. Инновационной технологией выступает и медиация, к которой прибегают при необходимости четкого ответа на спорный вопрос. При обсуждении вопроса студенты могут разделиться на противоборствующие стороны для отстаивания различных точек зрения. Задачами медиатора являются структурирование различных мнений и примирение сторон в целях нахождения общего для всех решения. Еще одним направлением в области инновационных технологий выступает проблемное обучение, используемое в формировании правовой компетентности с целью развития творческого мышления и познавательной активности студентов. Деятельность студентов по решению учебных проблем организовывается преподавателем путем создания проблемных ситуаций, тем самым происходит сочетание самостоятельной поисковой студенческой деятельности и усвоения готовых выводов науки [12, 206]. Немаловажное значение в формировании правовой компетентности студентов вуза имеют и информационные технологии, например, использование информационно-поисковых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и Интернет-ресурсов.

Таким образом, эффективное формирование правовой компетентности будущих специалистов возможно при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения праву, позволяющих формировать когнитивный, ценностно-ориентированный и поведенческий компоненты правовой компетентности личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Аверьянова, С. В. Формирование профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка вузов экономического профиля (английский язык) [Текст] : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Аверьянова Светлана Вячеславовна. М., 2007. – 194 с.
  2. Александров, Г.Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании [Текст] : Г.Н. Александров, Н.И. Иванкова, Н.В. Тимошкина, Т.Л. Чшиева // Educational Technology &Society, 3(2) 2000, с.141- ISSN: 1436-4522
  3. Алексеев, Р.А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права [Текст] / Р.А. Алексеев // "Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция". Московский государственный областной университет (Москва) - № 1, 2011 г. – с. 35
  4. Аникеев, И.А. Классификация педагогических технологий [Текст]/ И.А. Аникеев // Проблемы и перспективы развития образования в России. Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск) – 2012 – с. 55
  5. Бабанский, Ю. К. "Педагогика" [Текст] / Ю.К. Бабанский, под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
  6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько - М., 1995.
  7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2011, с.145.
  8. Волков, И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения [Текст] / И.П. Волков – М.: Просвящение, 1990, 159 с. - ISBN: 5-09-002775-7
  9. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов, Б. П. Есипов, под общей редакцией Б. П. Есипова. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957 – с. 251
  10. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова – М.: Русский язык, 2000
  11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. – с. 150-151
  12. Загрекова, Л.В. Дидактика [Текст] / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2006. – с. 206
  13. Ишкильдина, Г.Р. Механизм формирования правовой компетентности студентов вузов [Текст] / Г.Р. Ишкильдина // Государственное управление, право и политология. Материалы международной научно–практической конференции. г. Брянск: Изд-во Научно-технический центр «НДМ» - 2014 – с. 63
  14. Ишкильдина, Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества [Текст] / Г.Р. Ишкильдина // Евразийский юридический журнал № 10(53) 2012. с. 128
  15. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
  16. Коджаспирова, Г. М.Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – с. 180
  17. Крапанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие [Текст] / Е.М. Крапанева. – Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – с. 92-93
  18. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М., 1992
  19. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – с. 367
  20. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград, 1995
  21. Назарова, О.Ю. Теория и методика обучения праву: методические ре-комендации [Текст] / О.Ю. Назарова. – Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. – с.9
  22. Насырова, Э.Ф. Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза [Текст] / Э.Ф. Насырова // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 11 (89). – с. 24 - УДК: 378.14 (072)
  23. Паршуков, В.Г. К проблеме качества современного образования [Текст] / В.Г. Паршуков // Эксперимент и инновации в школе, 2010/3, с. 6
  24. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А. Певцова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –с. 77-78
  25. Попович, Н.Г. Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения [Текст] / Н.Г. Попович, Я.С. Старченко // Научные форумы. – 2014`2(2) – с. 79
  26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998, с.13
  27. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2-х т. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005 – Т. 1, с. 53
  28. Серова, О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей шко-ле: конспект лекций [Текст] / О.А. Серова. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – с. 5
  29. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. –– М.: Гардарики, 1999. – с. 181
  30. Чошанов , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996.

Цитировать

Вафина, Л.Ф. О педагогических технологиях формирования правовой компетентности студентов вуза / Л.Ф. Вафина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3779 (дата обращения: 06.10.2022).

Поделиться