О педагогических технологиях формирования правовой компетентности студентов вуза

№35-1,

юридические науки

Исследование посвящено использованию педагогических технологий при формировании правовой компетентности студентов вуза. Автором раскрываются понятия " педагогическая технология", "методы", "правовая компетентность", рассматривается вопрос классификации педагогических технологий в целом, и технологий правового образования в частности. Более подробно исследована классификация технологий по такому критерию как преобладающие методы и способы. Так, автором описываются три группы технологий по данному критерию исходя из структуры правовой компетентности, и обосновывается эффективность сочетания традиционных и инновационных технологий обучения праву для формирования правовой компетентности будущих специалистов. Для решения поставленных задач применяются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, обобщения, систематизации, сравнения, и сопоставления. Новизна исследования заключается в систематизации классификации педагогических технологий применительно к правовому образованию. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение различных технологий исходя из структуры правовой компетентности. Основным выводом исследования при этом является необходимость сочетания традиционных и инновационных технологий обучения праву для эффективного формирования правовой компетентности студентов вуза.

Похожие материалы

Говоря о приоритетах и ценностях в современной образовательнoй политике, исследователями отмечается переориентация образования с интересов государства на интересы общества и личности. Отсюда, по мнению Паршукова В.Г., стремительный процесс поиска концепций обновления содержания и технологий образования в профессиональной школе [23, 6].

В различных научных работах содержится разнообразие определений термина «педагогическая технология». Приведем некоторые из них. Педагогическая технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [10]. Другое определение педагогической технологии заключается в том, что она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [18]. У В.П. Беспалько педагогическая технология выступает в качестве содержательной техники реализации учебного процесса [6], И.П. Волков описывает ее как описание процесса достижения планируемых результатов обучения [8]. М.Чошанов определяет технологию обучения как составную процессуальную часть дидактической системы [30]. В работах В.М. Монахова сущность педагогической технологии раскрывается через определение ее как продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [20]. Международной организацией ЮНЕСКО педагогическая технология определяется в качестве системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования. В работе М.В. Кларина педагогическая технология описывается как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [15].

По мнению исследователей, не во всех определениях отражается социальная сущность термина «технология». Так, в исследовании группы ученых под руководством Г.Н. Александрова высказано мнение о формальности и неубедительности применения термина «технология» к педагогическим явлениям в силу того, что он характеризует механические процессы, взаимодействие человека с предметами, вещами, окружающей средой, а не взаимодействие человека с человеком [2, 141]. Учитывая данное мнение, считаем целесообразно определить педагогическую технологию как совокупность способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающую достижение поставленных педагогических целей и эффективность функционирования педагогической системы в целом. Таким образом, педагогическая технология выступает в качестве динамической, операционно-сущностной характеристики процесса, происходящего в педагогической системе. Следует отметить, что понятия «педагогическая система», «педагогическая технология», «педагогический процесс» должны быть выстроены так, чтобы «педагогическая система» описывала основные связи и отношения, структуру и организацию объекта; «педагогический процесс» объяснял, что происходит в исследуемом, а «педагогическая технология» описывала, как это происходит [2, 135].

Из рассмотренных нами выше определений технологии следует, что она в большой степени связана с учебным процессом, а именно деятельностью преподавателя и обучающегося, ее структурой, средствами, методами и формами. Исходя из этой связи структуру педагогической технологии возможно представить в виде трех составляющих: концептуальная основа; содержательная часть обучения - цели обучения, содержание учебного материала; процессуальная часть - технологический процесс, то есть организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности студентов, методы и формы работы преподавателя, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса [7, 145].

В отечественной литературе представлены различные классификации педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко, В.Г. Гульчевской и других ученых, нашедшие свое обобщение в работе Г.К. Селевко, в которой представлена классификация, наиболее полно и системно обобщившая все существующие в научной практике классификации [27, 53]. Многообразие технологий, выделенных Германом Константиновичем по существенным их признакам, является предметом изучения и анализа работ многих исследователей. В данном исследовании особое внимание было уделено классификации педагогических технологий в правовом образовании, поскольку в современном правовом образовании вопрос систематизации и классификации педагогических технологий приобретает первостепенную значимость в связи с обновлением содержания правового образования, методики его преподавания, с появлением новых его форм, например дистанционной формы, с использованием распределенных информационных и вычислительных ресурсов, дистанционных лабораторных практикумов, тематических порталов, электронных библиотек и медиатек, специализированного прикладного программного обеспечения и других ресурсов. На наш взгляд, на данном этапе развития современного правового образования необходим переход на более интенсивные технологии обучения. Среди всего многообразия оснований классификации технологий в данной работе нами был взят за основу такой критерий как преобладающие методы и способы, являющиеся одним из механизмов осуществления эффективного взаимодействия преподавателя и учащихся. В разных исследованиях встречается множество различных определений методов обучения. К примеру, в работе М. А. Данилова и Б. П. Есипова «Дидактика» методы обучения определяются авторами как способы работы учителя и учащихся, направленные на достижение усвоения знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения учащихся и развитие их познавательных сил [9, 251]. Методы обучения по Ю. К. Бабанскому представляют собой способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития [5]. В работе «Педагогика» И. Ф. Харламовым дается определение методов обучения как способов обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, нацеленных на овладение изучаемым материалом [29, 181]. В словаре по педагогике методы обучения характеризуются как система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение учащимися содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения [16, 180]. Исследователями методы изучаются не только на общедидактическом, но и на предметном уровне. Так, методы обучения праву определяются Е. Певцовой как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели правового образования, воспитания и развития учащихся [24, 77-78].

На основании определения Г.Р. Ишкильдиной правовой компетентности как результата овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности [14, 128], мы считаем, что методы правового образования – это способы взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на овладение правовыми знаниями, практическими умениями и формирование опыта правоприменения. Многими учеными и исследователями предпринимаются попытки классифицировать методы обучения праву по различным основаниям, например Е.М. Крапанева выделяет группы методов по определенным этапам правоведения [17, 92-93]; О. А. Серова проводит классификацию исходя из основных источников приобретения знаний [28, 5]. Распространенным в научной литературе является классификация методов по уровню познавательной активности субъектов, так, О. А. Серова выделяет активные и интерактивные методы обучения [28, 6-11], О.Ю. Назарова – традиционные, активные и интерактивные методы обучения праву 21, 9]. На основании определенной Г.Р. Ишкильдиной структуры правовой компетентности студентов [13, 63], считаем возможным выделить три группы технологий правового обучения, способствующих успешному формированию правовой компетентности студентов вуза: 1) технологии формирования когнитивного компонента правовой компетентности; 2) технологии формирования ценностно-ориентированного компонента правовой компетентности; 3) технологии формирования поведенческого компонента правовой компетенции.

Технологии формирования когнитивного компонента правовой компетентности, основанные, как правило, на классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, можно назвать традиционными. По мнению Э.Ф. Насыровой традиционные технологии обучения по своему характеру и содержанию цели ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований [22, 24]. Основным методом технологии традиционного обучения в вузе является лекция. Среди инновационных форм организации лекции них можно выделить проблемную лекцию, лекцию-консультацию, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию-провокацию и др. Наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс являются лекции-беседы, носящие не контролирующий, а информационный характер. Целью данных лекций, по мнению исследователей Н.Г. Поповича и Я. С. Старченко, выступает определение уровня осведомленности студентов с материалом лекции, готовности к восприятию нового материала, актуализации знаний, необходимых для его понимания [25, 79]. Проблемные лекции, вызывающие дальнейший интерес к изучаемому вопросу, представляют собой рассмотрение лектором в поисковом плане одной или нескольких научных проблем на основе анализирующего рассуждения, описания истории открытий, разбора и анализа точек зрения и других способов движения к научной истине [11, 150-151]. По степени проблемности А.М. Матюшкиным выделяются информационные, учебно-проблемные, проблемно-исследовательские лекции, а также изложение исследовательских работ самого преподавателя, приближающееся по форме к научным докладам [19, 367]. Одним из уровней организации проблемных лекций являются лекции-дискуссии, предполагающие активный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. При изучении темы конкретно практического характера используется лекция-консультация, эффективными являются и лекции-пресс-конференции, проводимые совместно со специалистами юридических служб по заранее определенным проблемам для обсуждения. В традиционной технологии обучения праву, наряду с лекциями, распространены семинары, основная цель которых, по Н.Г. Попович и Я.С. Старченко, активизация самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, овладение методами анализа явлений и проблем, формирование навыков самообразования студентов, содействие углубленному усвоению будущими специалистами наиболее сложных вопросов учебного курса, побуждение студентов к коллектив-ному, творческому обсуждению материала [25, 80].

Технологии формирования ценностно-ориентированного и поведенческого компонентов правовой компетентности являются инновационными по своей форме и содержанию, поскольку, в соответствии с мнением И.А. Аникеева, инновационными в образовании считаются те технологии, которым не более десяти лет, которые не нашли еще своего массового применения и недостаточно широко изучены современной образовательной практикой [4, 55]. В юридической литературе проблема педагогических технологий правового образования исследована мало. Среди инновационных технологий преподавания права можно выделить применение кейса. В правовом образовании кейс применяется для получения и совершенствования знаний, умений и навыков решения юридических проблем. В научной литературе С. В. Аверьяновой предлагается подразделять кейсы на практические, обучающие и научно исследовательские [1]. Основная задача практического кейса состоит в том, чтобы максимально полно отразить жизненную ситуацию, создать ее действующую модель. Обучающие ситуации отражают наиболее типичные случаи, с которыми сталкивается специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Главная задача исследовательского кейса заключается в том, чтобы быть моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Если при решении проблемы возможно использование большого количества возможных вариантов, Р.А. Алексеев предлагает методику «мозгового штурма» [3, 35]. Этапами проведения данной методики выступают: формулирование проблемы для обсуждения; высказывание мнений по предложенной проблеме; отбор и запись рациональных предложений; объединение и ранжирование записанных предложений по их значимости; диспут участников по выбору предложений решения поднятой проблемы. Инновационной технологией выступает и медиация, к которой прибегают при необходимости четкого ответа на спорный вопрос. При обсуждении вопроса студенты могут разделиться на противоборствующие стороны для отстаивания различных точек зрения. Задачами медиатора являются структурирование различных мнений и примирение сторон в целях нахождения общего для всех решения. Еще одним направлением в области инновационных технологий выступает проблемное обучение, используемое в формировании правовой компетентности с целью развития творческого мышления и познавательной активности студентов. Деятельность студентов по решению учебных проблем организовывается преподавателем путем создания проблемных ситуаций, тем самым происходит сочетание самостоятельной поисковой студенческой деятельности и усвоения готовых выводов науки [12, 206]. Немаловажное значение в формировании правовой компетентности студентов вуза имеют и информационные технологии, например, использование информационно-поисковых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и Интернет-ресурсов.

Таким образом, эффективное формирование правовой компетентности будущих специалистов возможно при сочетании традиционных и инновационных технологий обучения праву, позволяющих формировать когнитивный, ценностно-ориентированный и поведенческий компоненты правовой компетентности личности.

Список литературы

  1. Аверьянова, С. В. Формирование профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка вузов экономического профиля (английский язык) [Текст] : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Аверьянова Светлана Вячеславовна. М., 2007. – 194 с.
  2. Александров, Г.Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании [Текст] : Г.Н. Александров, Н.И. Иванкова, Н.В. Тимошкина, Т.Л. Чшиева // Educational Technology &Society, 3(2) 2000, с.141- ISSN: 1436-4522
  3. Алексеев, Р.А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права [Текст] / Р.А. Алексеев // "Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция". Московский государственный областной университет (Москва) - № 1, 2011 г. – с. 35
  4. Аникеев, И.А. Классификация педагогических технологий [Текст]/ И.А. Аникеев // Проблемы и перспективы развития образования в России. Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск) – 2012 – с. 55
  5. Бабанский, Ю. К. "Педагогика" [Текст] / Ю.К. Бабанский, под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
  6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько - М., 1995.
  7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2011, с.145.
  8. Волков, И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения [Текст] / И.П. Волков – М.: Просвящение, 1990, 159 с. - ISBN: 5-09-002775-7
  9. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов, Б. П. Есипов, под общей редакцией Б. П. Есипова. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957 – с. 251
  10. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова – М.: Русский язык, 2000
  11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. – с. 150-151
  12. Загрекова, Л.В. Дидактика [Текст] / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2006. – с. 206
  13. Ишкильдина, Г.Р. Механизм формирования правовой компетентности студентов вузов [Текст] / Г.Р. Ишкильдина // Государственное управление, право и политология. Материалы международной научно–практической конференции. г. Брянск: Изд-во Научно-технический центр «НДМ» - 2014 – с. 63
  14. Ишкильдина, Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества [Текст] / Г.Р. Ишкильдина // Евразийский юридический журнал № 10(53) 2012. с. 128
  15. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
  16. Коджаспирова, Г. М.Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – с. 180
  17. Крапанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие [Текст] / Е.М. Крапанева. – Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – с. 92-93
  18. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М., 1992
  19. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – с. 367
  20. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград, 1995
  21. Назарова, О.Ю. Теория и методика обучения праву: методические ре-комендации [Текст] / О.Ю. Назарова. – Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. – с.9
  22. Насырова, Э.Ф. Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза [Текст] / Э.Ф. Насырова // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 11 (89). – с. 24 - УДК: 378.14 (072)
  23. Паршуков, В.Г. К проблеме качества современного образования [Текст] / В.Г. Паршуков // Эксперимент и инновации в школе, 2010/3, с. 6
  24. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А. Певцова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –с. 77-78
  25. Попович, Н.Г. Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения [Текст] / Н.Г. Попович, Я.С. Старченко // Научные форумы. – 2014`2(2) – с. 79
  26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998, с.13
  27. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2-х т. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005 – Т. 1, с. 53
  28. Серова, О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей шко-ле: конспект лекций [Текст] / О.А. Серова. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. – с. 5
  29. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. –– М.: Гардарики, 1999. – с. 181
  30. Чошанов , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996.