Исследование проведено нами в 2013-2015 годах на базе исправительных учреждений общего режима. Всего было исследовано 38 осужденных. Мы, как и ряд других авторов считаем, что можно выделить следующие основные этапы изменений личности участников группы [5, 6, 7, 27, 28, 33].
Курс начинается с создания условий для формирования направленности личности на распознавание собственных потребностей [16, 19, 26, 30]. Таким образом, нами решается проблема мотивации участников на работу. Здесь психологу важно обратить внимание индивида на то, как он действует, соответствует ли его действие его собственным потребностям и что мешает этому соответствию. Главное - не запугать его своими психологическими знаниями о нем: часто голос психолога звучит для осужденного как голос судьбы, предопределяющей их дальнейшее существование.
Следующая задача курса состоит в создании условий для осознания личностью своих естественных и насущных потребностей, то есть создания условий для приобщения осужденного к движущим силам собственного личностного роста [4, 9, 15, 25, 31, 32]. Таким образом, как отмечают многие авторы, происходит переход от осознания различий между потребностями и действиями к реальной работе с механизмами, искажающими внутреннюю реальность личности [3, 8, 17, 24, 29, 40].
Следующий этап — вывод участников на такой уровень приобщения к своему внутреннему миру, который позволяет последовательно изменить позицию относительно своего внутреннего содержания: внутреннее неприятие себя сменяется интересом участника к собственной персоне, а затем и к освоению им уже на сознательном уровне своих внутренних запросов и, как следствие этого, освобождение от запросов надуманных или искусственно привнесенных извне, а также освоением своего набора возможностей и, как следствие этого, дезактуализацией необоснованных претензий к себе и к миру, так происходит решение конкретной задачи в процессе занятий: проблема перестает быть угрозой, превращаясь в очередную возможность самореализации личности. Важно закрепить здесь «чувство решения», обратить внимание на то, что этот «жизненный кайф» намного ценнее синтетического кайфа, получаемого от наркотиков, так как его доставляешь себе сам.
На последнем этапе групповой работы психологу необходимо формировать у каждого из участников группы направленность на самостоятельный поиск оптимальных путей, удовлетворяющих его насущные, то есть определяющие, потребности на данный момент времени и открывающих возможности для перспективного личностного роста [3, 10, 11, 12, 14, 23, 34, 36]. Так происходит перенос знаний, полученных о себе «здесь и сейчас», в действия «везде и всегда», то есть достигается главная цель любых тренингов и групповых занятий вне зависимости от тематики.
Курс тренингов может быть расширен или сужен в зависимости от выбора группой уровня и глубины поставленных задач, то есть это оговаривается в процессе вводной беседы. Через несколько занятий, предполагается вторичное обсуждение проблемы длительности курса (своего рода элемент рабочего самопрограммирования), однако о вторичном обсуждении участники не должны быть предупреждены.
Курс должен быть ограничен во времени настолько, чтобы участники почувствовали себя в новом качестве, но не успели переложить задачу дальнейшего собственного личностного роста на психолога группы.
Если в группе возникает настрой на продолжение занятий, то лучше, чтобы занятия были продолжены для всех сразу, а не для отдельных участников. Цикл продленного курса должен отличаться от начального еще большей краткосрочностью. Расширенный специальный курс должен иметь характер подведения итогов уже начатой работы и решения задач, назревших в результате первоначального курса за счет активности самих участников.
Большая внутренняя настроенность участников на психологическую работу, на приобщение к своим личностным проблемам амортизирует для них трудности ее переживания. Однако приобщение к личностным проблемам не должно превратиться в болезненное всматривание в себя - это задача, которую решает ведущий тренингов.
Групповая работа начинается с так называемых психологических игр, во время которых выясняются суть и проблемы межличностных отношений. Игра обеспечивает мягкий вход в серьезную психологическую ситуацию, снимает внутреннее напряжение участников. Психологические игры облегчают обозначение круга психологических проблем и незаметно втягивают участников в их разрешение. Игры позволяют объединить разобщенную группу в совместном эмоциональном переживании. Кроме того, игра как бы возвращает участников в детство, снимая элементы чопорности в общении, раскрепощая воображение и фантазию. Игры организованы так, что, несмотря на бесхитростность и очевидную легкость, они увлекают неожиданно открывшейся внутренней интригой и возможностью психологического видения ситуации.
В следующий момент, когда участники освоились на вводном этапе работы, игра лишается легкости и становится неожиданно сложной. Именно в этот момент происходит погружение человека в свой внутренний мир, игра приобретает черты жизни. И так всякий раз по мере освоения очередного этапа. Игра через беспредметное и предметное действия гарантирует участникам не только равенство возможностей относительно друг друга, но и равенство по отношению к выигрышу, совместному действию - результат заключительного группового анализа достается в награду всем. Важно обратить внимание каждого участника, что самый большой выигрыш - это новый опыт, ценный тем, что он является его и только его опытом.
Игры не только приобщают к совместному действию, они учат участников видеть других и себя в других, как в зеркале, обнажают перед человеком его характер. Возникает состояние, когда прямая и обратная связь с другими людьми и с собственными сознанием и подсознанием проживается одновременно, открывая то, к чему в других условиях и психологических состояниях добраться невозможно. Возможность выяснения сути межличностных отношений и практической проверки собственных частных жизненных гипотез относительно личности другого человека (других людей) без разрушительного столкновения с ними оказывается способной переструктурировать личностные ценности [1, 2, 13, 18, 22, 35, 39].
Серьезного внимания заслуживают программы, основанные на так называемых экспрессивных дыхательных техниках: интегральное дыхание, свободное дыхание. Наш опыт и опыт ряда авторов говорит том, что за этими методиками видится большое будущее [21, 37, 38]. Мы, как и ряд других авторов считаем, что их несомненное достоинство заключается в том, что они сочетаемы с другими методиками психологической коррекции [19, 20].