Изменение личности осужденных наркоманов участников группы

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

в статье показаны этапы групповой психотерапии осужденных наркоманов.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ, ПСИХОЛОГИЯ, ОСУЖДЕННЫЙ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Исследование проведено нами в 2013-2015 годах на базе исправительных учреждений общего режима. Всего было исследовано 38 осужденных. Мы, как и ряд других авторов считаем, что можно выделить следующие основные этапы изменений личности участников группы [5, 6, 7, 27, 28, 33].

Курс начинается с создания условий для формирования направленности личности на распознавание собственных потребностей [16, 19, 26, 30]. Таким образом, нами решается проблема мотивации участников на работу. Здесь психологу важно обратить внимание индивида на то, как он действует, соответствует ли его действие его собственным потребностям и что мешает этому соответствию. Главное - не запугать его своими психологическими знаниями о нем: часто голос психолога звучит для осужденного как голос судьбы, предопределяющей их дальнейшее существование.

Следующая задача курса состоит в создании условий для осознания личностью своих естественных и насущных потребностей, то есть создания условий для приобщения осужденного к движущим силам собственного личностного роста [4, 9, 15, 25, 31, 32]. Таким образом, как отмечают многие авторы, происходит переход от осознания различий между потребностями и действиями к реальной работе с механизмами, искажающими внутреннюю реальность личности [3, 8, 17, 24, 29, 40].

Следующий этап — вывод участников на такой уровень приобщения к своему внутреннему миру, который позволяет последовательно изменить позицию относительно своего внутреннего содержания: внутреннее неприятие себя сменяется интересом участника к собственной персоне, а затем и к освоению им уже на сознательном уровне своих внутренних запросов и, как следствие этого, освобождение от запросов надуманных или искусственно привнесенных извне, а также освоением своего набора возможностей и, как следствие этого, дезактуализацией необоснованных претензий к себе и к миру, так происходит решение конкретной задачи в процессе занятий: проблема перестает быть угрозой, превращаясь в очередную возможность самореализации личности. Важно закрепить здесь «чувство решения», обратить внимание на то, что этот «жизненный кайф» намного ценнее синтетического кайфа, получаемого от наркотиков, так как его доставляешь себе сам.

На последнем этапе групповой работы психологу необходимо формировать у каждого из участников группы направленность на самостоятельный поиск оптимальных путей, удовлетворяющих его насущные, то есть определяющие, потребности на данный момент времени и открывающих возможности для перспективного личностного роста [3, 10, 11, 12, 14, 23, 34, 36]. Так происходит перенос знаний, полученных о себе «здесь и сейчас», в действия «везде и всегда», то есть достигается главная цель любых тренингов и групповых занятий вне зависимости от тематики.

Курс тренингов может быть расширен или сужен в зависимости от выбора группой уровня и глубины поставленных задач, то есть это оговаривается в процессе вводной беседы. Через несколько занятий, предполагается вторичное обсуждение проблемы длительности курса (своего рода элемент рабочего самопрограммирования), однако о вторичном обсуждении участники не должны быть предупреждены.

Курс должен быть ограничен во времени настолько, чтобы участники почувствовали себя в новом качестве, но не успели переложить задачу дальнейшего собственного личностного роста на психолога группы.

Если в группе возникает настрой на продолжение занятий, то лучше, чтобы занятия были продолжены для всех сразу, а не для отдельных участников. Цикл продленного курса должен отличаться от начального еще большей краткосрочностью. Расширенный специальный курс должен иметь характер подведения итогов уже начатой работы и решения задач, назревших в результате первоначального курса за счет активности самих участников.

Большая внутренняя настроенность участников на психологическую работу, на приобщение к своим личностным проблемам амортизирует для них трудности ее переживания. Однако приобщение к личностным проблемам не должно превратиться в болезненное всматривание в себя - это задача, которую решает ведущий тренингов.

Групповая работа начинается с так называемых психологических игр, во время которых выясняются суть и проблемы межличностных отношений. Игра обеспечивает мягкий вход в серьезную психологическую ситуацию, снимает внутреннее напряжение участников. Психологические игры облегчают обозначение круга психологических проблем и незаметно втягивают участников в их разрешение. Игры позволяют объединить разобщенную группу в совместном эмоциональном переживании. Кроме того, игра как бы возвращает участников в детство, снимая элементы чопорности в общении, раскрепощая воображение и фантазию. Игры организованы так, что, несмотря на бесхитростность и очевидную легкость, они увлекают неожиданно открывшейся внутренней интригой и возможностью психологического видения ситуации.

В следующий момент, когда участники освоились на вводном этапе работы, игра лишается легкости и становится неожиданно сложной. Именно в этот момент происходит погружение человека в свой внутренний мир, игра приобретает черты жизни. И так всякий раз по мере освоения очередного этапа. Игра через беспредметное и предметное действия гарантирует участникам не только равенство возможностей относительно друг друга, но и равенство по отношению к выигрышу, совместному действию - результат заключительного группового анализа достается в награду всем. Важно обратить внимание каждого участника, что самый большой выигрыш - это новый опыт, ценный тем, что он является его и только его опытом.

Игры не только приобщают к совместному действию, они учат участников видеть других и себя в других, как в зеркале, обнажают перед человеком его характер. Возникает состояние, когда прямая и обратная связь с другими людьми и с собственными сознанием и подсознанием проживается одновременно, открывая то, к чему в других условиях и психологических состояниях добраться невозможно. Возможность выяснения сути межличностных отношений и практической проверки собственных частных жизненных гипотез относительно личности другого человека (других людей) без разрушительного столкновения с ними оказывается способной переструктурировать личностные ценности [1, 2, 13, 18, 22, 35, 39].

Серьезного внимания заслуживают программы, основанные на так называемых экспрессивных дыхательных техниках: интегральное дыхание, свободное дыхание. Наш опыт и опыт ряда авторов говорит том, что за этими методиками видится большое будущее [21, 37, 38]. Мы, как и ряд других авторов считаем, что их несомненное достоинство заключается в том, что они сочетаемы с другими методиками психологической коррекции [19, 20].

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.
  3. Воронин Р.М., Датий А.В. Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 67-74.
  4. Воронин Р.М., Ковачев О.В. Криминологическая характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 194-198.
  5. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  6. Датий А.В. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, совершивших преступление в организованной группе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 176-180.
  7. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  8. Датий А.В., Воронин Р.М., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 915-918.
  9. Датий А.В., Ковачев О.В. Криминологические и психологические особенности ВИЧ-инфицированных осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 126-130.
  10. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  11. Датий А.В., Ковачев О.В., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 4 (15). С. 9-13.
  12. Датий А.В., Кузнецова А.С. Социально значимые заболевания у осужденных женщин в исправительных колониях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 33. С. 163-168.
  13. Датий А.В., Кузнецова А.С., Юсуфов Р.Ш., Трубецкой В.Ф., Ермолаева Т.В. Проблемы медико-социальной адаптации страдающих социально значимыми заболеваниями лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2010. № 2. С. 150-153.
  14. Датий А.В., Пестриков Д.В. Особенности ролевого поведения осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  15. Датий А.В., Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.
  16. Дмитриева Т.Б., Кононец А.С., Малкин Д.А., Трифонов О.И. Организация психиатрической помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы на примере Кемеровской области // Российский психиатрический журнал. 2007. № 4. С. 18-22.
  17. Калинин Р.Е. Вступительное слово главного редактора // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 1-2.
  18. Калинин Р.Е., Лазутина Г.С., Овчинникова Н.В. Служение науке – не что иное, как служение истине // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). С. 142-148.
  19. Ковачев О.В. Медико-психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 359-363.
  20. Ковачев О.В. Организация медико-психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 287-291.
  21. Ковачев О.В. Психодинамический коллапс алекситимии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 119-124.
  22. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24-37.
  23. Кононец А.С. Возможности пенитенциарной системы по противодействию наркомании // Наркоконтроль. 2008. № 4. С. 8-9.
  24. Кононец А.С., Трифонов О.И. Проблемы осуществления обязательного лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Наркоконтроль. 2009. № 1. С. 18-20.
  25. Кононец А.С., Трифонов О.И., Гусев С.И., Снигирева Г.Я. Теоретические и практические аспекты терапии и реабилитации осужденных с наркотической зависимостью // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 1. С. 46-49.
  26. Кононец А.С., Трифонов О.И., Лусс Л.А. Опыт работы с подростками в условиях специализированного амбулаторного отделения городской психиатрической больницы // Психическое здоровье. 2014. Т. 12. № 7 (98). С. 37-40.
  27. Краснов В.Н., Иванец Н.Н., Дмитриева Т.Б., Кононец А.С., Тиганов А.С. Нет метадоновым программам в России! (Их нельзя рассматривать в качестве платформы для лечения) // Наркоконтроль. 2006. № 2. С. 43-45.
  28. Кузнецова А.С. О законодательстве в сфере предупреждения ВИЧ/СПИДА // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 43-48.
  29. Кузнецова А.С. О мерах по повышению эффективности оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 1. С. 18-21.
  30. Кузнецова А.С. Обоснование организационных технологий взаимодействия медицинской службы уголовно-исполнительной системы и органов здравоохранения по профилактике ВИЧ-инфекции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2007
  31. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.
  32. Медведева О.В., Ермолаева Т.В., Юсуфов Р.Ш. Актуальные вопросы организации медицинской помощи в исправительных колониях строгого режима // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2011. № 4. С. 54-57.
  33. Полянин Н.А. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2005
  34. Полянин Н.А. Психологическая профилактика предупреждения побегов из мест лишения свободы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 326-331.
  35. Полянин Н.А., Марков А.Ю. Некоторые особенности личности осужденного-иностранца // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 101-106.
  36. Полянин Н.А., Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика самоотношения сотрудников УИС в период обучения // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 331-335.
  37. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  38. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 60-75.
  39. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
  40. Федосеев А.А. Оценка результативности деятельности научных организаций ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 214-219.

Цитировать

Ковачев, О.В. Изменение личности осужденных наркоманов участников группы / О.В. Ковачев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3785 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться