О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

№36-1,

юридические науки

В статье рассмотрена оптимизация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Предложено внести изменения в отечественное уголовно-исполнительное законодательство.

Похожие материалы

На наш взгляд, ход реализации «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Концепция) показывает необходимость корректировки отдельных положений этого нормативно-правового акта.

Пятилетний анализ Концепции, включающий период ее подготовки и реализации позволяет сделать следующие выводы:

  • считать необходимым концептуально отказаться от строительства тюрем в России в 2013-2016 гг. Следует сохранять исправительные колонии и учреждения, созданные для выполнения специальных задач, – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Считать концептуальное предложение о «перепрофилировании большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима» правовым идеализмом;
  • к 2018 году разработать и внести в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы гендерный аспект, то есть определить условия отбывания наказания и условия содержания осужденных к лишению свободы женщин, что соответствует идеям гуманизации уголовно-исполнительной политики;
  • сохранить положения Концепции, касающиеся дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта, при исключении «перевода на тюремный режим»;
  • развивать положения Концепции, касающиеся содержания некоторых категорий осужденных в условиях покамерного содержания по криминологическим (патопсихологическим) и иным основаниям;
  • продолжить реализацию положений Концепции, касающихся обеспечения режима и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • исключить из Концепции словосочетание «медицинское обслуживание», использовать исключительно словосочетание «медицинская помощь», так как врачи, иные медицинские работники, не являются обслуживающим персоналом. При этом продолжить реализацию положений Концепции, касающихся медицинской помощи осужденным;
  • продолжить реализацию положений Концепции, касающихся материально-бытовых условий содержания осужденных;
  • сохранить концептуальное преобразование воспитательных колоний (далее – ВК) в воспитательные центры (далее – ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; в целях «оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны» предусмотреть создание в каждом субъекте Российской Федерации, в котором отсутствует ВК, при одной из ИК общего режима участок для несовершеннолетних осужденных (ВЦ);
  • развивать положения Концепции, касающиеся психологической работы с осужденными. Внести психологическую работу (вариант: психологическую помощь) в перечень основных средств исправления осужденных, предусмотренных УИК РФ, что не требует дополнительных бюджетных средств;
  • внести в Концепцию положение об обязательном лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости и возможности отбывать наказание, то есть различных форм психопатии (расстройств личности), неврозов, слабоумия, шизофрении в стадии ремиссии, что создает возможность исправления осужденных, страдающих этими психическими расстройствами;
  • на практике реализовывать положения Концепции, касающиеся психотерапевтической работы психолога, что не требует дополнительных бюджетных средств;
  • исключить из Концепции словосочетание «социализация осужденных», использовать исключительно словосочетание «ресоциализация осужденных»;
  • развивать положения Концепции, касающиеся подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат и магистратуру. Полагаю, что руководители исправительных учреждений, территориальных органов, центрального аппарата ФСИН России должны иметь степень магистра права.