На наш взгляд, анализ иностранного опыта правоохранительной деятельности, пенитенциарной деятельности оказывает непосредственное влияние на совершенствование деятельности правоохранительной системы Российской Федерации [7; 8; 10; 12; 13; 16].
Формирование пенитенциарной политики европейских стран
в XIX в. происходило под влиянием выдающегося английского ученого-пенитенциариста Джона Говарда [6]. Выдвинутые им идеи об отмене пыток и жестоких наказаний, о гуманных условиях исполнения наказания в виде лишения свободы имели огромный резонанс в Европе и стали толчком к тюремной реформе сначала в Англии, а затем и во многих европейских государствах. При этом следует сказать, что в свое время зарубежные тюремные системы в своем развитии не избежали тех же недостатков, что и российская: теснота помещений, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия содержания, совместное содержание несовершеннолетних и взрослых [23].
Переходу дореволюционной России к гуманистическим принципам содержания заключенных во второй половине XIX в. способствовали как либеральные настроения в нашей стране в начале XIX в., так и позитивный зарубежный пенитенциарный опыт.
Большую работу по анализу зарубежной практики исполнения наказаний в целях использования в России провела правительственная комиссия по тюремному преобразованию при подготовке реформы 1879 г. Членами комиссии были изучены тюремные системы большинства стран Европы и США, поскольку проведение любой реформы немыслимо без анализа и обобщения опыта аналогичных иностранных органов исполнительной власти. Поэтому обращение российских пенитенциарных реформаторов к зарубежным достижениям при решении многих вопросов, в том числе в части либерализации условий содержания заключенных, не было случайным.
Отечественные ученые и практики не только изучали иностранные тюремные системы, но и выявляли наиболее приемлемые для России элементы организационно-правовых основ их деятельности. После отмены крепостного права правительство в лице Министерства юстиции и Главного тюремного управления не просто старалось демонстрировать свою приверженность к передовым достижениям западноевропейской пенитенциарной науки, одной из первостепенных задач было присоединение России к международному пенитенциарному сообществу и регулярное участие в международных тюремных конгрессах.
Гуманизация пенитенциарной политики Российской Империи нашла отражение в Общей тюремной инструкции 1915 г., которая сконцентрировала в себе весь предшествующий отечественный и зарубежный передовой опыт и была весьма прогрессивной для своего времени [24; 25; 26; 27; 28; 29].
Изоляция от внешнего мира и перегибы в карательной политике советского периода не позволили отечественной исправительно-трудовой системе продолжать эволюционное развитие в сторону гуманизации. В то время как демократические страны на уровне ООН и Совета Европы вырабатывали международные стандарты обращения с заключенными, основанные на признании равных и неотъемлемых прав каждого человека [1], в Советском Союзе имели место (особенно в 1922–1953 гг.) нарушения прав и свобод человека в местах лишения свободы. До начала 90-х годов прошлого века международные стандарты обращения с заключенными открыто не издавались в Советском Союзе и не освещались в учебниках по уголовно-исправительному праву [20].
При этом следует не забывать положительный отечественный опыт: в советском государстве проблемы труда в исправительно-трудовых учреждениях рассматривались не как проблемы ведомственные, а на государственном уровне. Это позволило в 1979 году полностью обеспечить работой 88,4 %, а в 1989 году – 91,9 % осужденных в местах лишения свободы [17]. Труд, как основное средство исправления, позволял осужденным не только покрывать расходы на содержание и погашать иски, но и материально помогать семье, давал им возможность получать рабочие профессии, а значит быть востребованным после освобождения. Вывод осужденных на оплачиваемые работы составляет: в 2012 г. – 35,6 % [18], в 2013 г. – 37 %, в 2014 г. – 40 % [19].
Конституция России 1993 года, провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Это дало возможность уголовно-исполнительной системе России продолжить прерванный на 70 лет путь к цивилизованному исполнению уголовных наказаний. В этом процессе Россия ориентируется на передовой пенитенциарный опыт, учитывает интересы и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Европейское сообщество активно стремится к всестороннему сотрудничеству государств в деле борьбы с преступностью и применения наказания к лицам, совершившим преступление. В связи с этим особую значимость приобретает соответствие российского уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы международным стандартам в области исполнения наказаний, в частности нормативным актам Совета Европы.
Основанный в 1949 году Совет Европы, старейшая на континенте международная политическая организация, был создан для защиты прав человека, укрепления демократии и обеспечения верховенства права. Российская Федерация получила официальный статус члена Совета Европы в феврале 1996 г. При обсуждении вопроса о принятии России в эту организацию были учтены не только происшедшие в стране позитивные процессы в политике, экономике, праве, но и готовность России в дальнейшем следовать по пути интеграции в европейское сообщество. Одним из показателей степени такой интеграции является состояние современного российского законодательства, в том числе относящегося к деятельности уголовно-исполнительной системы, что нашло свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1996 г. Ратифицировав в 1998 году Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия подтвердила приверженность принципам гуманизма и демократии.
За последние 10 лет нашей стране удалось снизить количество лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет сокращения применения лишения свободы в качестве меры пресечения и наказания, а также расширения альтернативных наказаний.
Проделана большая работа по приведению условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными через организацию помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора, расширение действующих следственных изоляторов и строительство новых, соответствующих международным стандартам. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» [3] с 2007 по 2014 годы введено в эксплуатацию 10 209 мест в следственных изоляторах, в том числе построено 9 новых следственных изолятора. Сегодня в Российской Федерации функционирует 219 следственных изоляторов и 108 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в которых содержится 117 402 человека, при лимите наполнения 124 909 человек. Таким образом, средняя фактическая наполняемость составляет 93,99 %, средний размер площади камер, приходящийся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, на 01.01.2015 составляет 4,3 кв. метра. В 62 территориальных органах ФСИН России жилая площадь, приходящаяся на одного подозреваемого и обвиняемого, соответствует норме, установленной ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров). [2].
В целях повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития 14 октября 2010 г. утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [4].
Концепцией поставлена задача изменения структуры уголовно-исполнительной системы, создания новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказа от коллективной формы содержания осужденных. В настоящее время образована межведомственная рабочая группа по выработке предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции [5].
Следует сказать, что изучение и применение иностранного опыта происходит не только в нашей стране и странах постсоветского пространства. Европа не менее внимательно изучает многолетний российский опыт исполнения лишения свободы в колониях различных видов режимов, где осужденные имеют относительную свободу передвижения внутри учреждения [21; 22]. Применение подобного опыта может помочь решить общую для Европы проблему перенаселенности пенитенциарных учреждений.
России, как демократическому государству, должны быть свойственны универсальные тенденции в формах и методах борьбы с преступностью, в том числе и в пенитенциарной сфере.
Выявление положительной зарубежной практики и сравнительный анализ правоохранительной деятельности, пенитенциарного законодательства ведущих демократических стран мира, на наш взгляд, должны быть направлены на решение приоритетных задач и совершенствование деятельности правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы России [9; 11; 14; 15]. При этом результатом внедрения научной продукции на основе изучения иностранного опыта должно быть повышение эффективности деятельности российской правоохранительной системы.