Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе

№36-1,

педагогические науки

В статье рассматривается актуальность и сущность инноваций в образовании. Приводятся виды инноваций в образовании, описываются инновационно-информационные технологии.

Похожие материалы

Процесс развития информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. Не является исключением образовательная система. Традиционные подходы, используемые в образовательном процессе, изменяются под влиянием интенсивной эволюции компьютерных технологий и усовершенствования технологий связи, в том числе Интернет-технологий. Активное внедрение интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в различные сферы современной системы образования приобретает все более комплексный и масштабный характер. Полагаем, что результатом является повышение интереса к применению инновационно-информационных образовательных технологий.

В современных условиях инновации в обучении можно охарактеризовать как процесс развития и совершенствования педагогических технологий, приемов и средств, применяемых в образовании. Полагаем, что инновационную педагогическую деятельность необходимо рассматривать в качестве одного из ключевых компонентов образовательной деятельности и важнейшим показателем успешности учебных заведений. На практике инновационные образовательные технологии не всегда являются радикальными, уникальными технологиями, ранее не применяемыми в обучении. В некоторых случаях инновацией может выступать использование уже известного метода с какими-либо модификациями, небольшими изменениями.

Считаем важным отметить, что применение инноваций в обучении не является гарантированным залогом успеха, обеспечивающим однозначные положительные результаты. Далеко не каждое нововведение является рациональным, иногда оно нарушает устоявшееся функционирование образовательной системы, создает затруднения как для педагогического состава, так и для обучающихся. Именно этим обусловлено сохранение традиционных методов образования, наряду с повсеместным применением интерактивных средств.

Проанализировав существующую педагогическую практику, можно выделить такие виды инноваций в образовании, как:

  • гипертекстовое представление информации;
  • использование интерактивного оборудования, в том числе электронных досок;
  • создание и демонстрация презентаций;
  • применение технологий дистанционного образования;
  • использование технологии видеоконференцсвязи;
  • развитие интерактивных образовательных комплексов.

С нашей точки зрения, к инновационно-информационным технологиям относятся, прежде всего, методики как преподавания так и обучения, направленные на использование интерактивных технологий, под которыми принято понимать совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, целью которого является помощь в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения.

На сегодняшний день достаточно широко распространены электронные доски, которые являются современным мультимедиа-средством, обладающим всеми функциями традиционной учебной доски, но имеющим более широкие возможности. Преподаватель может не только представлять имеющийся у него материал по предмету, но и добавлять к нему комментарии. При этом имеется возможность сохранить изменения, внесенные во время проведения занятий. Кроме этого использование электронных досок предоставляет возможность мониторинга работы обучающихся. В результате применение интерактивной доски позволяет увеличить заинтересованность обучаемых, улучшить усвоение и запоминание учебного материала, предоставляет возможность для поиска дополнительной информации, что отражается на эффективности обучения.

Также большой интерес представляют электронные библиотечные ресурсы, позволяющие осуществлять качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам, являющиеся основным источником предоставления материала для электронных учебников. В свою очередь, электронные учебники целесообразно рассматривать как мощную технологию, позволяющую хранить и передавать основной объем изучаемого материала, используя текстовое и графическое представление информации. По оценкам экспертов, организация индивидуальной работы с электронными учебниками обеспечивает более глубокое понимание и освоение материала. Использование электронных учебников в образовании, кроме улучшения восприятия, решает также вопрос обеспеченности обучаемых как основной, так и вспомогательной литературой.

Одной из прогрессивных технологий являются электронные образовательные комплексы, помогающие более наглядно и демонстративно представлять учебный материал, а также посредством интерактивного тестирования, проверять, насколько обучаемый освоил информацию по дисциплине. Наиболее эффективно применение электронных образовательных комплексов при создании следующих условий:

  • обеспечение диалогового режима в процессе решений различных познавательных и исследовательских задач. Здесь затрагивается сразу два вопроса – общение с преподавателем и наличие познавательной информации, например, использование интересных формулировок задач, желательно имеющих практическое применение.
  • создание встроенных справочников или организация доступа к таким ресурсам в коммуникационной среде. Это позволяет обучающимся самостоятельно получить дополнительную информацию по изучаемому материалу.
  • обеспечение моделирования данных (предпочтительно в наглядной форме). С этой целью могут пригодиться системы графического представления данных, также пакеты математических расчетов, предлагающих мощное средство для моделирования и отслеживания процесса проведения исследований.
  • возможность проведения оперативного и текущего тестирования на основе специального сформированного банка тестов. Также могут предлагаться индивидуальные задания и рекомендации по их выполнению. В результате с помощью электронного образовательного комплекса рекомендуется провести анализ результатов тестирования и разработать рекомендации по более глубокому изучению отдельных вопросов или разделов.
  • наличие возможности прерывания и возобновления работы, что позволяет обучающимся самостоятельно определять интенсивность получения информации.

При подготовке студентов экономических специальностей в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете успешно применяются электронные образовательные комплексы, например, учебная среда LMS Moodle. Интересной функцией LMS Moodle выступает технология wiki, которая повышает коммуникативность и интерактивность коллективной работы студентов; обеспечивает выбор удобного времени, места обучения и контроля знаний благодаря доступу через глобальную сеть Интернет; развивает умения результативной работы в команде; учитывает личностные и психологические особенности обучаемых.

Одним из примеров применения технологии wiki LMS Moodle является разработка студентами совместных инновационных проектов, рекомендуемых к реализации в строительном комплексе. При этом совместная деятельность студентов включает следующие направления:

  • проведение анализа факторов внешней и внутренней среды, осуществление поиска наиболее перспективных строительных новаций;
  • реализация выбора наиболее перспективной новации, формулирование цели и сроков реализации проекта;
  • выявление достаточного количества и качества ресурсов, в том числе размера, источников и форм инвестирования;
  • расчет основных показателей экономической эффективности проекта;
  • подготовка презентации в пакете Power Point для публичного представления инновационного проекта.

Некоторые виды инновационных технологий в образовании являются, как уже указывалось выше, модификацией ранее существующих технологий. В качестве примера можно взять технологию дистанционного образования. Первоначальное понимание дистанционного образования с получением заданий индивидуально или по почте и общением с преподавателем только во время сессии модифицировалось вместе с развитием информационных технологий. Замена «пересылки» по почте передачей заданий с использованием сетевых структур была первым шагом в усовершенствовании. Разработка электронных образовательных комплексов намного улучшила ситуацию и упростила методику тестирования уровня восприятия информации обучающимися. С появлением средств, обеспечивающих свободную видеосвязь с использованием сети Интернет, стало возможным решить проблему отсутствия диалога между студентом и преподавателем по причине их удаленности друг от друга.

Технология видеоконференций, которая активно используется в бизнесе для проведения совещаний с филиалами и диалогового режима работы с клиентами, послужила основой для организации дистанционных семинаров – вебинаров. Как известно, вебинар представляет собой виртуальную лекцию или семинар в синхронном режиме, позволяющий слушателям принимать активное участие в процессе обучения, задавая вопросы, комментируя услышанную информацию, общаясь со всеми участниками. Применение вебинары позволяет привлекать к процессу обучения и консультирования специалистов самого высокого уровня, что делает более доступным получение качественных знаний студентов, молодых ученых и всех заинтересованных специалистов. К участию в вебинаре предъявляются невысокие технические требования: необходимы компьютер с доступом в сеть Интернет; наличие оборудования для конференц-связи (микрофон, наушники, веб-камера), программное обеспечение для аудио и видеотрансляции.

Опишем процесс проведения вебинара с организационной точки зрения. Администратор назначает время проведения вебинара, осуществив его согласование с преподавателем и слушателями. Также он регистрирует участников и оповещает их в случае каких-либо изменений в режиме проведения вебинара. Преподаватель проводит запланированные лекции и семинары, организует онлайн-тестирование и т.п. Отметим, что у преподавателя есть возможность планировать и создавать свои мероприятия, используя личный кабинет. В личном кабинете размещается расписание мероприятий, список заданий, основные и дополнительные учебные материалы и т.д. Наряду с этим, преподавателю предоставляется возможность ведения статистики проведенных семинаров, сохранения видеозаписей и их правка. Возможно коллегиальное ведение вебинаров, то есть участие нескольких преподавателей.

Кроме того, существует технология предоставления единой ссылки на вебинар незарегистрированным пользователям (как для посещения, так и для просмотра материалов).

Вебинары имеют широкий спектр применения:

  • лекции преподавателей с возможностью диалога с обучаемыми;
  • семинары для групп студентов заочной формы обучения с возможностью предоставления отчетности по выполняемым ими работам;
  • индивидуальное консультирование студентов по проблемным вопросам, возникающим при выполнении проектов;
  • проведение исследовательских групповых работ студентов под научным руководством преподавателя;
  • консультации, практикумы по применению и разработке программного обеспечения или информационных систем;
  • консультации при разработке выпускной квалификационной работы и т.д.

Итак, применение инновационных-информационных технологий в обучении позволяет повысить интенсивность и качество обучения. При этом требуется изменение подхода к формированию учебного материала со стороны преподавателей. Кроме того, необходимо дополнительное обучение преподавателей, по своей специфике не работающих с компьютерами, причем в двух направлениях: изучение основ работы с компьютерной техникой и обучение основам использования информационных технологий для представления информации.

Список литературы

  1. Архангельский Г.А., Работа 2.0: прорыв к свободному времени – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2010. – 192 с.
  2. Беляев М.К. Управление инновационными процессами: монография / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, С.А. Соколова. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. – 82 с.
  3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // Дистанционное образование. – 2012. – № 4. – С. 25-34.
  4. Осипова О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе // Интернет и образование. – 2009. – № 11. – С. 37-45.
  5. Соколова С.А. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий стройиндустрии: дис. … канд. экон. наук. – Волгоград, 2005.
  6. Соколова С.А. Новые возможности подготовки студентов экономических специальностей с применением объектно-ориентированной учебной среды Moodle // Волжский: история, культура, образование: сборник статей общегородской научно-практической конференции. Волгоград, 2014. – С. 129-131.