Каждая кредитная организация в любом современном государстве должна принимать во внимание тот факт, что сохранение банковской тайны своих клиентов — важнейший аспект удачного функционирования. Одним из критериев, который формирует клиентскую лояльность вкладчиков банка, является обеспечение не только сохранности их денежных средств, но и тайны, связанной с личностью владельца и операциями по счету. Данная проблема актуальна в любые времена, так как очень часто клиенты лишаются своей выгоды из-за недобросовестной работы персонала банка и не могут предъявить виновных к ответственности. Таким случаям не место в современной стране с развивающейся экономикой.
Чтобы раскрыть суть данной проблемы, приведем определения ученых-экономистов к понятию «банковская тайна», что поможет нам в полной мере понять и исследовать его в дальнейшем (табл.1).
Определение | Автор |
Банковская тайна — это одно из центральных понятий банковского законодательства, так как отношения, возникающие по поводу банковской тайны, пронизывают всю сферу банковской деятельности кредитных организаций и Банка России, а также во многом определяют правовой режим банковского права как комплексного правового образования. [3] | Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. |
Банковская тайна — гарантия кредитных организаций и банков о сохранении тайны операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. | Казакова Е.Б., Воронюк Е.П. |
Банковская тайна — это запрет на предоставление третьим лицам конфиденциальной информации о счетах, вкладах и операциях клиентов кредитных организаций, а также запрет на разглашение информации о самих клиентах и их близких. | Николаева П.И., Корнилов М.И |
Банковская тайна — это особый режим информации, которая становится известной кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней. | А.С. Селивановский |
Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни. [1] | Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", ст.26 |
Каждое из приведенных определений объясняет суть понятия, но не раскрывает его полностью. На наш взгляд, определение банковской тайны с учетом приведенных выше, можно сформулировать следующим образом: «Банковская тайна — юридический принцип, в основе которого лежит гарантия кредитных организаций и банков о сохранении и неразглашении конфиденциальной информации о счетах, вкладах и операциях своих клиентов».
В полной мере принцип сохранности информации о клиентах реализуют десять, представленных ниже самых надежных банков мира (табл. 2). [5]
Банк (по убывающему рейтингу) | Страна |
1. Kreditanstalt für Wiederaufbau | Германия |
2. Bank Nederlandse Gemeenten | Нидерланды |
3. Zürcher Kantonalbank | Швейцария |
4. Landwirtschaftliche Rentenbank | Германия |
5. L-Bank | Германия |
6. Nederlandse Waterschapsbank | Нидерланды |
7. Caisse des Dépôts et Consignations | Франция |
8. NRW.Bank | Германия |
9. Banque et Caisse d’Epargne de l’Etat | Люксембург |
10. Rabobank | Нидерланды |
Страновая структура надежных банков мира представлена на рис. 1.

Приведенные в таблице и на рисунке 1 данные, позволяют утверждать, что в настоящее время лидером рейтинга стран, где банковская тайна сохраняется строжайшим образом при любых обстоятельствах, остается Германия. В этой стране доступ к информации о владельце счета могут получить только редкие представители правоохранительных органов в очень ограниченных случаях. На втором месте рейтинга стоят банки Голландии. Россия, к сожалению, не вошла в данный рейтинг и не может похвастаться такой же сохранностью банковской тайны.
Далее охарактеризуем круг субъектов правоотношений, которые так или иначе связаны с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны. Их подразделяют на три группы. Во-первых, это обладатели информации, составляющей банковскую тайну — лица, владеющие исключительными правами по своему желанию использовать информацию, которая относится к ним напрямую. Владельцами информации могут быть различные кредитные организации, а так же банки и другие хозяйствующие субъекты, приобретающие сведения (информацию), которые должны охраняться как банковская тайна.
Защите подлежит информация на основании договора с клиентами. Сведения передаются клиентом в кредитное учреждение либо создаются непосредственно при исполнении договора. Данная группа рассматриваемых субъектов имеет неоспоримое право на ее использование, а также право предоставления такой информации третьим лицам.[4; 78]
Третья группа субъектов — пользователи информации. Данный субъект правоотношений получает доступ к банковской тайне, исключительно ссылаясь на закон.
Рассматривая проблему обеспечения банковской тайны клиентов, хотелось бы коснуться близости понятий банковской и коммерческой тайны. В литературе нет четкого и определенного мнения по данному вопросу. Самостоятельные ли это правовые институты. Но нужно отметить, что в современной экономической и юридической литературе преобладает мнение, в соответствии с которым банковскую тайну относят к специфической разновидности коммерческой тайны. Сведения, которые входят в коммерческую тайну, закрепляются предприятиями или учреждениями, кредитными организациями в местных нормативных актах. И обязанность ее соблюдения ложится на сотрудников согласно трудовому договору. За разглашение коммерческой тайны возлагается ответственность только при подаче правильно оформленного, с правовой точки зрения, заявления.
Целесообразно разделить банковскую тайну на некоторые виды относительно их содержания. Первая группа включает сведения, составляющие деловую информацию, под которой понимается финансовая сторона банка. Вторая группа — научно технические сведения. Третья группа — технологическая информация.
Рассмотрим классификацию случаев предоставления сведений, которые относятся к банковской тайне:
1. Критерием для классификации может являться мнение клиента по поводу раскрытия информации:.
- наличие согласия клиента кредитной организации на раскрытие информации;
- отсутствие согласия клиента на раскрытие информации.
2. Вид сведения о физическом лице:.
- о его операциях, в том числе осуществляемых субагентами, о счетах и вкладах в банке;
- об остатках и переводах электронных денежных средств;
- персональные и личные данные клиента.
Кроме 26 статьи ФЗ «О банках и банковской деятельности», существует еще одна статья, имеющая отношение к ответственности за раскрытие банковской тайны. Статья 857 Гражданского Кодекса закрепляет факт того, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, а также операций по счету и сведений о клиенте. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать возмещения причиненных убытков.[2]
Условием для привлечения к ответственности за раскрытие банковской тайны являются неоспоримые свидетельства разглашения информации клиента. Ими считаются и электронные, и письменные доказательства, из которых следует, что банковская тайна физического лица стала известна ненадлежащему субъекту. Действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за раскрытие банковской тайны: гражданскую, административную и уголовную.
Гражданская ответственность будет выражаться в возмещении убытков либо ущерба. Для привлечения кредитной организации к данному виду ответственности нужно предъявить наличие реального ущерба или убытка клиента. Также необходимо доказать причинно-следственную связь между потерями (упущенной выгоды) физического лица и действиями работников банка.
К административной ответственности привлекаются за раскрытие сведений с ограниченным доступом в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. При этом основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть заявление клиента банка в полицию или прокуратуру.[3; 24]
Уголовная ответственность наступает в следующих случаях. Человек получил сведения, которые составляют банковскую тайну похищением документов, подкупа, угроз или любым другим незаконным действием. Второй случай заключается в том, что лицо, которому доверена банковская тайна, раскрыло сведения по службе или работе без согласия владельца, в том числе, если это причинило крупный ущерб или было совершено из корыстной заинтересованности, или повлекло тяжкие последствия. [4; 145]
В заключение хотелось бы отметить, что к ответственности за разглашение конфиденциальной информации можно, конечно, привлечь и банк, и правонарушителей, но ущерб зачастую уже будет нанесен. В России это весьма актуальный вопрос. Можно безустанно говорить, что множество стран страдают от отрицательной статистики и ничего не предпринимать, а можно рассмотреть успешные примеры той же статистики — Германия и Нидерланды, выявить их преимущество в данном вопросе и, возможно, ограничить случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, что поможет обеспечить ее сохранность.