Инклюзия как особый механизм социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья

№37-1,

юридические науки

В статье поднимаются проблемы, связанные с реализацией механизма социальной поддержки лиц с ОВЗ и с реализацией права на образование.

Похожие материалы

Одним из показателей высокого развития общества является отношение в нем к незащищенным слоям – лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), пенсионерам, сиротам. И государство как основной источник гарантий, обязано создавать условия достойной жизни каждого гражданина, в особенности, социально уязвимого.

Уровень образованности граждан так же свидетельствует о высокой степени развития общества в целом. А доступность образования лицам с ОВЗ говорит о реализации конституционного права на образование, закрепленного в статье 43 Конституции РФ [1,9].

Цель настоящей статьи – выявить особенности инклюзии как особого механизма поддержки лиц с ОВЗ.

Целесообразно определить терминологические особенности понятия «социальная защита». Под социальной защитой мы понимаем систему социально-правовых и экономических мер поддержки, которую гарантирует оказать государство лицам, в случае такой необходимости. Если проанализировать научные материалы отечественных исследователей в этой области, то можно заключить, что ученые определяют социальную защиту, как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Именно эта система, по мнению исследователей, позволит лицам с ОВЗ существовать в условиях для преодоления ограничений жизнедеятельности и на равных с остальными членами общества.

Поскольку Конституция РФ является основным документом, регулирующим отношения между гражданами, то и социальная защита инвалидов осуществляется на конституционно-правовых установках и гарантиях, закрепленных в этом документе. Главным источником для осуществления принципов социальной защиты является статья 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством. [С. 4. – 5]

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. И эта статья действительно реализуется. Помимо основного закона нашего государства, на федеральном уровне действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 1995 года. Он закрепляет положения об оказании различных льготных услуг инвалидам. На региональном уровне в городе Омске реализуется Закон Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», который регулирует вопросы, связанные с трудоустройством лиц с ОВЗ на территории Омской области.

Но на сегодняшний день в сфере социального обеспечения лиц с ОВЗ существуют некоторые проблемы. Система получения льготных услуг зачастую осложнена наличием большого количества уровней и необходимостью предоставления большого количества документов. Часто социальные услуги становятся недоступными для лиц с ОВЗ в силу того, что не все граждане могут передвигаться. В таком случае, предлагается использование электронными услугами, но и здесь лица с ОВЗ могут столкнуться с рядом трудностей: отсутствие доступа к сети Интернет, низкий уровень владения информационными средствами.

Положения, касающиеся образования детей с особыми образовательными потребностями закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2,8].

Инклюзивное образование же стоит рассматривать как особый механизм социальной поддержки лиц с ОВЗ. Потому что такой вид образования позволяет ребенку с особенными образовательными потребностями получать образование наравне с обычными детьми, но в специально адаптированных условиях, что в дальнейшем влияет на успешную социализацию такого ребенка.

В июне 1994г. принята Саламанская декларация, в которой инклюзия провозглашается в качестве главного направления развития образования. [5. –С. 8.] Данный подход предполагает обучение детей с нарушениями здоровья наравне с обычными детьми. Также в рамках этого подхода дети с особенными образовательными потребностями, по необходимости, могут обучаться в специализированных учреждениях.

Инклюзивный подход предполагает избавления от дискриминации в образовательном процессе и формирование у обычных детей толерантного, гуманного отношения к детям с нарушениями.

Несмотря на то, что основные документы РФ, регламентирующие право на образование, гарантируют вседоступность образования, но до сих пор нет специальных положений, которые могли бы закрепить необходимость в создании специальных условий для лиц с ОВЗ для полноценного получения образования вместе с обычными учениками.

И это, на мой взгляд, является серьезной проблемой. Так как развитое современное общество должно создавать все необходимые условия для нормального существования людей с проблемами здоровья, их социализации и дальнейшей адаптации в жизни.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru.
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - № 3. – 31.12.2012. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432.
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014). [Текст] // Российская газета. - №234. -02.12.1995. – Режим доступа: baseconsultant.ru.
  4. Закон Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» [Текст] // Референт.- Режим доступа: https://www.referent.ru/206/16485
  5. Басов, Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России. [Текст] / под ред. Басова Н.Ф. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2012. – С 143-149.
  6. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями. [Текст] / под ред. Брызгаловой С.О., Зака Г.Г. // Специальное образование. – 2010. – № 3. –С. 14-20.
  7. Брянцева, Н.В., Сулим О.Н. Социально-правовые вопросы лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / под ред. Брянцевой Н.В. // Успехи в химии и химической технологии. – 2012. – № 9. – С. 55-58.