Нормативы ВФСК ГТО и физические возможности современных студентов

NovaInfo 37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье проанализированы результаты выполненных студентами упражнений из Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Выявлено, что самым слабым местом в физической подготовленности современных студентов является выносливость, проявля-емая в кроссовом беге. У студентов необходимо вызывать интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, создавая соответствующие условия.

Ключевые слова

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС, СТУДЕНТЫ, ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

В последнее время все значимее становится роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими характеристиками, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, целеустремленность и высокая стрессоустойчивость [1,11,16].

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 процентов, а среди обучающихся — 80%. На данный момент физической культурой занимаются не более 29% и 57% соответственно [5,13,21].

Для решения этой задачи с 1 сентября 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 в России введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [18]. Основная цель внедрения Комплекса «Готов к труду и обороне» — создание программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, педагогов, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья [3,4,12].

Приоритетное значение в реализации этого важнейшего социального проекта имеет совершенствование системы образования при формировании физической культуры личности обучающегося через деятельность, связанную с внедрением Комплекса ГТО, направленного на подготовку обучающихся и родителей к выполнению нормативов Комплекса ГТО и организацию недельного двигательного режима через физическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристко-краеведческую деятельность, приобретение ими знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, соответствующих требованиям Комплекса ГТО, организацию и проведение тестирования по его нормативам.

Именно такой подход к организации физического воспитания позволит максимально вовлекать и мотивировать обучающихся и родителей в регулярные систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных психологических и физических особенностей, национальных, исторических и культурных традиций, так, чтобы предлагаемые формы занятий физической культурой не только позволили выполнить нормы Комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствовали их личностному развитию, повышали уровень патриотического самосознания [2,7,20].

Важное место в плане внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» отводится процессу интеграции комплекса в систему образования: в соответствии с Положением ВФСК ГТО включает в себя 11 возрастных ступеней, 6 из которых рассчитаны на обучающихся образовательных учреждений разного уровня образования [14,15].

Одновременно с утверждением комплекса ГТО Правительством подготовлено и подписано несколько постановлений, которые призваны создать дополнительную мотивацию для сдачи норм ГТО. Так, гражданин, выполнивший нормы комплекса ГТО на золотой значок, получит здоровье и моральное удовлетворение, а также вполне ощутимую материальную выгоду. Дети, занимающиеся спортом и успешно сдавшие нормативы ГТО, при поступлении в ВУЗ будут иметь преимущество перед теми, кто равнодушен к спорту [16,17].

Возобновление системы комплекса ГТО — это формирование новых видов соревновательной деятельности и в то же время использование уже имеющихся данных и традиций. Новый физкультурно-спортивный комплекс основывается на главном принципе добровольности и доступности. В основном студенты согласны участвовать в испытаниях и с воодушевлением приняли новый комплекс. Предполагается, что студент должен самостоятельно заниматься физической культурой, причем в Положении даже указывается рекомендуемый регламент недельной двигательной активности (мужчины и женщины 18-24 лет не менее 11 часов). Нормативы Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками [3,9,14].

В основу разработки новых нормативов легли установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов комплекса ГТО: 70% испытуемых должны быть посильны нормативы бронзового знака, 60% — серебряного знака и 20% — золотого знака комплекса ГТО [4,8,9].

Согласно проведенным исследованиям большую озабоченность вызывает состояние допризывной молодежи технических специальностей (информационные технологии и т.п., Орловский госуниверситет). Около 30% юношей имеют низкий уровень физической подготовленности, а около 10% — освобождены от занятий на год (практически совсем), т. е. порядка 30%. Полученные результаты исследований динамики физической подготовки среди московской молодежи, показали, что за время прохождения курса физического воспитания только 18% студентов повышают уровень физической подготовленности. Это означает, что у 82% студентов в период учебы показатели физической подготовленности, а, следовательно и состояние здоровья, ухудшается. Уровень их здоровья (по Апанасенко Л.Г.) в большинстве ниже среднего и близко к низкому. Особенно выраженно эта тенденция проявляется у девушек. Совершенно противоположные результаты получены при проведении исследований среди Тюменской молодежи, показавшие, что нормативы по ОФП, которые они используют в практической деятельности в основном отделении, приближены и совместимы с нормативами комплекса ГТО для студенческого возраста (18–24 года). Исходя из этого, средний уровень физической подготовленности наблюдается у 62% обучающихся на основном отделении, 24,3% — уровень ниже среднего, 13,7% — уровень выше среднего. Динамика ОФП в целом положительная и составляет 12% для первого и второго курса, 0% между вторым и третьим курсами. Однако здесь также отмечается, что самое проблемное физическое качество — это общая выносливость [19].

Исследования, проведенные среди Казанских студентов позволили сделать вывод, что уровень физической подготовленности юношей и девушек в прыжках в длину с места толчком двумя ногами не соответствует нормам ГТО. Испытание качества гибкости с помощью теста наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами показало, что в этом упражнении не учитывается тип телосложения человека, пропорции длины рук и ног. Поэтому, многие студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом по объективным причинам не могут показать достойный результат [8].

Цель исследования — провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов по результатам выполненных ими упражнений из ВФСК ГТО.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено среди 314 студентов 1-4 курсов Арзамасского филиала ННГУ им Н.И.Лобачевского, занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах.

Нормативы ГТО выполнялись по следующим упражнениям: юноши — прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 3 км, подтягивание на высокой перекладине; девушки — прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 2 км, поднимание туловища из положения лежа на спине. Упражнения выполнялись согласно методическим указаниям к комплексу ГТО [9].

По результатам исследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001 [6]. Статистическая обработка проводилась с использованием ППП «STADIA v.6».

Результаты исследования

Результаты упражнения «бег на 100 м» свидетельствуют, что 81,8% студентов выполнили нормативы ГТО для этого теста (рис.1), из которых 34,4% преодолели нормативы только бронзового значка, 32,5% — серебряного, а 15,0% молодежи смогли преодолеть стометровую дистанцию по нормативам золотого значка.

Результаты выполнения упражнения «бег 100 м».
Рисунок 1. Результаты выполнения упражнения «бег 100 м»

Выполнение упражнения «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)», показало, что 36,3% студентов не смогли справиться с испытанием (рис.2). Только 3,2% студентов преодолели норматив золотого значка, 19,8% — серебренного, а 40,8% — бронзового значка.

Результаты выполнения упражнений «бег 3 км (юноши) и 2 км (девушки)».
Рисунок 2. Результаты выполнения упражнений «бег 3 км (юноши) и 2 км (девушки)»

Упражнение «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» оказался еще сложнее для студентов — 54,8% из тестируемых не преодолели даже норматив бронзового значка (рис.3). Трудность выполнения студентами этого упражнения выявлена и другими исследователями [8].

Результаты выполнения упражнения «прыжок в длину с места».
Рисунок 3. Результаты выполнения упражнения «прыжок в длину с места»

Среди студентов, выполнявших упражнения «подтягивание на высокой перекладине» (юноши) и «поднимание туловища из положения лежа» (девушки), 16,6% человек не справились с заданиями (рис.4). 36,3% студентов выполнили норматив бронзового значка, 34,4% — серебряного, а 12,7% — золотого значка.

Результаты выполнения упражнений «подтягивание (юноши) и поднимание туловища (девушки)».
Рисунок 4. Результаты выполнения упражнений «подтягивание (юноши) и поднимание туловища (девушки)»

В конце 2014 года Научно-методическим советом по физической культуре и спорту при Министерстве образования и науки РФ был организован опрос представителей 30 вузов из разных регионов России с целью выявления реальной картины физического состояния студентов. По итогам опроса уровень физической подготовленности обучающихся признан удовлетворительным. Исследуя состояние физической подготовленности студентов, в том числе юношей допризывного возраста, были получены следующие данные: средний результат в беге на 3000 метров — 13,41 мин (это 2 очка по таблице примерной программы дисциплины «Физическая культура»); средний результат в беге на 100 метров — 13,9 с. (3 очка); средний результат в подтягивании в висе на перекладине — 12 раз (4 очка) [19].

Проведенный сравнительный анализ оценок выполненных упражнений из ВФСК ГТО юношами и девушками из различных регионов страны и АФ ННГУ представлен в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Сравнение результатов выполненных юношами упражнений из ВФСК ГТО, %

Виды упражнений

Золотой

значок

Серебренный значок

Бронзовый

значок

Не выполнили норматив

1

2

1

2

1

2

1

2

Бег 100 м

48

11,2

28

39,8

12

37,8

12

11,2

Бег 3 км

4

6,1

16

23,5

20

39,8

60

30,6

Прыжок в длину с места

36

7,1

32

20,4

12

28,6

20

43,9

Подтягивание

28

14,3

20

41,8

16

30,6

36

13,3

Примечание: 1 — результаты общероссийских исследований, 2 — результаты собственных исследований

Результаты показывают, что самым слабым местом в физической подготовленности студентов является выносливость, проявляемая в кроссовом беге (3000 м и более), там, где решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти же результаты коррелируют с низким уровнем физического здоровья. Такая тенденция прослеживается в большинстве вузов (89%), принявших участие в исследовании [19].

Для юношей трудность вызвало выполнение упражнения «подтягивание на высокой перекладине», а среди девушек — «прыжок в длину с места толчком двумя ногами».

Таблица 2. Сравнение результатов выполненных девушками упражнений из ВФСК ГТО, %

Виды упражнений

Золотой

значок

Серебренный значок

Бронзовый

значок

Не выполнили норматив

1

2

1

2

1

2

1

2

Бег 100 м

48

16,7

28

29,2

8

32,9

16

21,3

Бег 2 км

36

1,9

28

18,1

8

40,7

28

39,4

Прыжок в длину с места

16

1,8

44

6,9

20

31,5

20

59,7

Поднимание туловища

28

12,0

36

31,0

28

38,9

8

18,1

Примечание: 1 — результаты общероссийских исследований, 2 — результаты собственных исследований

По полученным результатам провели сравнительный анализ средних значений показателей выполненных упражнений студентами различного возраста (табл.3, табл.4). Как среди юношей, так и среди девушек не выявлено улучшение показателей нормативов ГТО в возрастном диапазоне с 18 до 20 лет, изменения носят разнонаправленный характер.

Таблица 3. Показатели средних значений упражнений выполненных юношами из ВФСК ГТО, М±σ

Вид

упражнений

Нормативы ГТО

Результаты исследования

1

2

3

18 лет

19 лет

20 лет

все

Бег 100 м

15,1

14,8

13,5

15,0±0,63

14,8±0,88

15,0±1,06

14,8±0,84

Бег 3 км

14,00

13,30

12,30

14,55±0,74

13,55±1,17

14,38±0,89

14,15±0,94

Прыжок в длину

с места

215

230

240

206,4±

22,42

207,3±

25,70

207,0±

19,68

206,6±

23,43

Подтягивание

9

10

13

9,7±2,12

9,6±2,07

9,1±1,83

9,6±2,01

Примечание: 1 — норматив бронзового значка, 2 — норматив серебренного значка, 3 — норматив золотого значка

Среднее значение упражнения бег на 100 м у юношей соответствует нормативу серебренного значка (14,8±0,84 и 14,8 соответственно), а у девушек — нормативу бронзового значка (17,3±0,76 и 17,5 соответственно). Результаты упражнения на выносливость — бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши) не соответствуют даже нормативам бронзового значка. Такие же оценки получены при выполнении теста «прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Средние значения силовых упражнений у студентов соответствуют нормативам бронзового значка и близки к значениям серебряного: у юношей подтягивание на высокой перекладине — 9,6±2,01 и 9 раз соответственно; у девушек поднимание туловища из положения лежа — 37,3±6,43 и 34 раза соответственно.

Таблица 4. Показатели средних значений упражнений, выполненных девушками из ВФСК ГТО, М±σ

Вид

упражнений

Нормативы ГТО

Результаты исследования

1

2

3

18 лет

19 лет

20 лет

все

Бег 100 м

17,5

17,0

16,5

17,4±0,86

17,2±0,68

17,2±0,67

17,3±0,76

Бег 2 км

11,35

11,15

10,30

12,39±0,79

12,16±0,89

12,10±0,83

12,23±0,85

Прыжок в длину

с места

170

180

195

157,4±15,58

158,7±15,11

158,3±

18,85

157,9±

15,68

Поднимание

туловища

34

40

47

36,4±6,16

38,2±6,64

38,6±5,43

37,3±6,43

Примечание: 1 — норматив бронзового значка, 2 — норматив серебренного значка, 3 — норматив золотого значка

Таким образом, по полученным результатам можно сделать выводы:

  • при выполнении упражнений на выносливость (бег на 2 км и 3 км) половина студентов получили неудовлетворительные оценки, свидетельствующие о недостаточном развитии у них этого физического качества;
  • уровень физической подготовленность молодежи при выполнении упражнения «прыжок в длину с места» ниже нормативов комплекса ГТО, аналогичные результаты получены и другими исследователями, что свидетельствует о некорректности данного норматива физиологическим возможностям большинства юношей и девушек.

Для того, чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, нужно создать соответствующие условия: определять лучших в группе, на факультете, в вузе; информировать общественность о лучших достижениях студентов по комплексу ГТО; устанавливать надбавки к стипендиям за успехи в ГТО; выдавать соответствующий документ по типу зачетной книжки спортсмена с указанием уровня достижений в комплексе ГТО и т.д.

Читайте также

Список литературы

  1. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичёв, Е.А.Болтачёва, Н.В.Жулин // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. 2012. №.7. С.37-43.
  2. Биктуганов Ю.И. Механизмы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных организациях, расположе ных на территории Свердловской области // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского фикультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. - С.19-22
  3. Богданов В.М., Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С.34-37.
  4. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: Электронный ресурс/ URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/37/514850.html (дата обращения 30.10.2015)
  6. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459 с.
  7. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  8. Карасев А.В., Ксенофонтов А.Н. Физическое состояние студентов в свете нового комплекса ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – С.131-134.
  9. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), 2014.
  10. Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №7-4 (38). С.92-94.
  11. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 25.
  12. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. №3. С.15.
  13. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: учебно-методическое пособие / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». Арзамас, 2011.
  14. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне».
  15. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне».
  16. Социально-биологические аспекты здоровья современных студентов / С.В.Михайлова, Е.И.Норкина, К.С.Глаголева, М.Н.Титова, Э.А.Курдаева // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 430.
  17. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований I-VI ступени ВФСК ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – С.236-239.
  18. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
  19. Филимонова С.И., Виленский М.Я., Новикова Е.Ю. О физическом состоянии студентов, в том числе допризывной молодежи // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2015. - С.246-256.
  20. Якимов А.И. Возвращение норм ГТО как способ оздоровления // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского фикультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – С-131-134.
  21. Якубова И.Ш., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т.1. № 4. С.5-8.

Цитировать

Нормативы ВФСК ГТО и физические возможности современных студентов / А.Я. Антонов, А.С. Лосев, И.Е. Малыгин [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 37. — URL: https://novainfo.ru/article/3911 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться