В последнее время все значимее становится роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими характеристиками, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, целеустремленность и высокая стрессоустойчивость [1,11,16].
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 процентов, а среди обучающихся — 80%. На данный момент физической культурой занимаются не более 29% и 57% соответственно [5,13,21].
Для решения этой задачи с 1 сентября 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 в России введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [18]. Основная цель внедрения Комплекса «Готов к труду и обороне» — создание программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, педагогов, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья [3,4,12].
Приоритетное значение в реализации этого важнейшего социального проекта имеет совершенствование системы образования при формировании физической культуры личности обучающегося через деятельность, связанную с внедрением Комплекса ГТО, направленного на подготовку обучающихся и родителей к выполнению нормативов Комплекса ГТО и организацию недельного двигательного режима через физическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристко-краеведческую деятельность, приобретение ими знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, соответствующих требованиям Комплекса ГТО, организацию и проведение тестирования по его нормативам.
Именно такой подход к организации физического воспитания позволит максимально вовлекать и мотивировать обучающихся и родителей в регулярные систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных психологических и физических особенностей, национальных, исторических и культурных традиций, так, чтобы предлагаемые формы занятий физической культурой не только позволили выполнить нормы Комплекса «Готов к труду и обороне», но и способствовали их личностному развитию, повышали уровень патриотического самосознания [2,7,20].
Важное место в плане внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» отводится процессу интеграции комплекса в систему образования: в соответствии с Положением ВФСК ГТО включает в себя 11 возрастных ступеней, 6 из которых рассчитаны на обучающихся образовательных учреждений разного уровня образования [14,15].
Одновременно с утверждением комплекса ГТО Правительством подготовлено и подписано несколько постановлений, которые призваны создать дополнительную мотивацию для сдачи норм ГТО. Так, гражданин, выполнивший нормы комплекса ГТО на золотой значок, получит здоровье и моральное удовлетворение, а также вполне ощутимую материальную выгоду. Дети, занимающиеся спортом и успешно сдавшие нормативы ГТО, при поступлении в ВУЗ будут иметь преимущество перед теми, кто равнодушен к спорту [16,17].
Возобновление системы комплекса ГТО — это формирование новых видов соревновательной деятельности и в то же время использование уже имеющихся данных и традиций. Новый физкультурно-спортивный комплекс основывается на главном принципе добровольности и доступности. В основном студенты согласны участвовать в испытаниях и с воодушевлением приняли новый комплекс. Предполагается, что студент должен самостоятельно заниматься физической культурой, причем в Положении даже указывается рекомендуемый регламент недельной двигательной активности (мужчины и женщины 18-24 лет не менее 11 часов). Нормативы Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками [3,9,14].
В основу разработки новых нормативов легли установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов комплекса ГТО: 70% испытуемых должны быть посильны нормативы бронзового знака, 60% — серебряного знака и 20% — золотого знака комплекса ГТО [4,8,9].
Согласно проведенным исследованиям большую озабоченность вызывает состояние допризывной молодежи технических специальностей (информационные технологии и т.п., Орловский госуниверситет). Около 30% юношей имеют низкий уровень физической подготовленности, а около 10% — освобождены от занятий на год (практически совсем), т. е. порядка 30%. Полученные результаты исследований динамики физической подготовки среди московской молодежи, показали, что за время прохождения курса физического воспитания только 18% студентов повышают уровень физической подготовленности. Это означает, что у 82% студентов в период учебы показатели физической подготовленности, а, следовательно и состояние здоровья, ухудшается. Уровень их здоровья (по Апанасенко Л.Г.) в большинстве ниже среднего и близко к низкому. Особенно выраженно эта тенденция проявляется у девушек. Совершенно противоположные результаты получены при проведении исследований среди Тюменской молодежи, показавшие, что нормативы по ОФП, которые они используют в практической деятельности в основном отделении, приближены и совместимы с нормативами комплекса ГТО для студенческого возраста (18–24 года). Исходя из этого, средний уровень физической подготовленности наблюдается у 62% обучающихся на основном отделении, 24,3% — уровень ниже среднего, 13,7% — уровень выше среднего. Динамика ОФП в целом положительная и составляет 12% для первого и второго курса, 0% между вторым и третьим курсами. Однако здесь также отмечается, что самое проблемное физическое качество — это общая выносливость [19].
Исследования, проведенные среди Казанских студентов позволили сделать вывод, что уровень физической подготовленности юношей и девушек в прыжках в длину с места толчком двумя ногами не соответствует нормам ГТО. Испытание качества гибкости с помощью теста наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами показало, что в этом упражнении не учитывается тип телосложения человека, пропорции длины рук и ног. Поэтому, многие студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом по объективным причинам не могут показать достойный результат [8].
Цель исследования — провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов по результатам выполненных ими упражнений из ВФСК ГТО.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено среди 314 студентов 1-4 курсов Арзамасского филиала ННГУ им Н.И.Лобачевского, занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах.
Нормативы ГТО выполнялись по следующим упражнениям: юноши — прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 3 км, подтягивание на высокой перекладине; девушки — прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 2 км, поднимание туловища из положения лежа на спине. Упражнения выполнялись согласно методическим указаниям к комплексу ГТО [9].
По результатам исследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001 [6]. Статистическая обработка проводилась с использованием ППП «STADIA v.6».
Результаты исследования
Результаты упражнения «бег на 100 м» свидетельствуют, что 81,8% студентов выполнили нормативы ГТО для этого теста (рис.1), из которых 34,4% преодолели нормативы только бронзового значка, 32,5% — серебряного, а 15,0% молодежи смогли преодолеть стометровую дистанцию по нормативам золотого значка.

Выполнение упражнения «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)», показало, что 36,3% студентов не смогли справиться с испытанием (рис.2). Только 3,2% студентов преодолели норматив золотого значка, 19,8% — серебренного, а 40,8% — бронзового значка.

Упражнение «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» оказался еще сложнее для студентов — 54,8% из тестируемых не преодолели даже норматив бронзового значка (рис.3). Трудность выполнения студентами этого упражнения выявлена и другими исследователями [8].

Среди студентов, выполнявших упражнения «подтягивание на высокой перекладине» (юноши) и «поднимание туловища из положения лежа» (девушки), 16,6% человек не справились с заданиями (рис.4). 36,3% студентов выполнили норматив бронзового значка, 34,4% — серебряного, а 12,7% — золотого значка.

В конце 2014 года Научно-методическим советом по физической культуре и спорту при Министерстве образования и науки РФ был организован опрос представителей 30 вузов из разных регионов России с целью выявления реальной картины физического состояния студентов. По итогам опроса уровень физической подготовленности обучающихся признан удовлетворительным. Исследуя состояние физической подготовленности студентов, в том числе юношей допризывного возраста, были получены следующие данные: средний результат в беге на 3000 метров — 13,41 мин (это 2 очка по таблице примерной программы дисциплины «Физическая культура»); средний результат в беге на 100 метров — 13,9 с. (3 очка); средний результат в подтягивании в висе на перекладине — 12 раз (4 очка) [19].
Проведенный сравнительный анализ оценок выполненных упражнений из ВФСК ГТО юношами и девушками из различных регионов страны и АФ ННГУ представлен в табл. 1 и 2.
Виды упражнений | Золотой значок | Серебренный значок | Бронзовый значок | Не выполнили норматив | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Бег 100 м | 48 | 11,2 | 28 | 39,8 | 12 | 37,8 | 12 | 11,2 |
Бег 3 км | 4 | 6,1 | 16 | 23,5 | 20 | 39,8 | 60 | 30,6 |
Прыжок в длину с места | 36 | 7,1 | 32 | 20,4 | 12 | 28,6 | 20 | 43,9 |
Подтягивание | 28 | 14,3 | 20 | 41,8 | 16 | 30,6 | 36 | 13,3 |
Примечание: 1 — результаты общероссийских исследований, 2 — результаты собственных исследований
Результаты показывают, что самым слабым местом в физической подготовленности студентов является выносливость, проявляемая в кроссовом беге (3000 м и более), там, где решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти же результаты коррелируют с низким уровнем физического здоровья. Такая тенденция прослеживается в большинстве вузов (89%), принявших участие в исследовании [19].
Для юношей трудность вызвало выполнение упражнения «подтягивание на высокой перекладине», а среди девушек — «прыжок в длину с места толчком двумя ногами».
Виды упражнений | Золотой значок | Серебренный значок | Бронзовый значок | Не выполнили норматив | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Бег 100 м | 48 | 16,7 | 28 | 29,2 | 8 | 32,9 | 16 | 21,3 |
Бег 2 км | 36 | 1,9 | 28 | 18,1 | 8 | 40,7 | 28 | 39,4 |
Прыжок в длину с места | 16 | 1,8 | 44 | 6,9 | 20 | 31,5 | 20 | 59,7 |
Поднимание туловища | 28 | 12,0 | 36 | 31,0 | 28 | 38,9 | 8 | 18,1 |
Примечание: 1 — результаты общероссийских исследований, 2 — результаты собственных исследований
По полученным результатам провели сравнительный анализ средних значений показателей выполненных упражнений студентами различного возраста (табл.3, табл.4). Как среди юношей, так и среди девушек не выявлено улучшение показателей нормативов ГТО в возрастном диапазоне с 18 до 20 лет, изменения носят разнонаправленный характер.
Вид упражнений | Нормативы ГТО | Результаты исследования | |||||
1 | 2 | 3 | 18 лет | 19 лет | 20 лет | все | |
Бег 100 м | 15,1 | 14,8 | 13,5 | 15,0±0,63 | 14,8±0,88 | 15,0±1,06 | 14,8±0,84 |
Бег 3 км | 14,00 | 13,30 | 12,30 | 14,55±0,74 | 13,55±1,17 | 14,38±0,89 | 14,15±0,94 |
Прыжок в длину с места | 215 | 230 | 240 | 206,4± 22,42 | 207,3± 25,70 | 207,0± 19,68 | 206,6± 23,43 |
Подтягивание | 9 | 10 | 13 | 9,7±2,12 | 9,6±2,07 | 9,1±1,83 | 9,6±2,01 |
Примечание: 1 — норматив бронзового значка, 2 — норматив серебренного значка, 3 — норматив золотого значка
Среднее значение упражнения бег на 100 м у юношей соответствует нормативу серебренного значка (14,8±0,84 и 14,8 соответственно), а у девушек — нормативу бронзового значка (17,3±0,76 и 17,5 соответственно). Результаты упражнения на выносливость — бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши) не соответствуют даже нормативам бронзового значка. Такие же оценки получены при выполнении теста «прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Средние значения силовых упражнений у студентов соответствуют нормативам бронзового значка и близки к значениям серебряного: у юношей подтягивание на высокой перекладине — 9,6±2,01 и 9 раз соответственно; у девушек поднимание туловища из положения лежа — 37,3±6,43 и 34 раза соответственно.
Вид упражнений | Нормативы ГТО | Результаты исследования | |||||
1 | 2 | 3 | 18 лет | 19 лет | 20 лет | все | |
Бег 100 м | 17,5 | 17,0 | 16,5 | 17,4±0,86 | 17,2±0,68 | 17,2±0,67 | 17,3±0,76 |
Бег 2 км | 11,35 | 11,15 | 10,30 | 12,39±0,79 | 12,16±0,89 | 12,10±0,83 | 12,23±0,85 |
Прыжок в длину с места | 170 | 180 | 195 | 157,4±15,58 | 158,7±15,11 | 158,3± 18,85 | 157,9± 15,68 |
Поднимание туловища | 34 | 40 | 47 | 36,4±6,16 | 38,2±6,64 | 38,6±5,43 | 37,3±6,43 |
Примечание: 1 — норматив бронзового значка, 2 — норматив серебренного значка, 3 — норматив золотого значка
Таким образом, по полученным результатам можно сделать выводы:
- при выполнении упражнений на выносливость (бег на 2 км и 3 км) половина студентов получили неудовлетворительные оценки, свидетельствующие о недостаточном развитии у них этого физического качества;
- уровень физической подготовленность молодежи при выполнении упражнения «прыжок в длину с места» ниже нормативов комплекса ГТО, аналогичные результаты получены и другими исследователями, что свидетельствует о некорректности данного норматива физиологическим возможностям большинства юношей и девушек.
Для того, чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, нужно создать соответствующие условия: определять лучших в группе, на факультете, в вузе; информировать общественность о лучших достижениях студентов по комплексу ГТО; устанавливать надбавки к стипендиям за успехи в ГТО; выдавать соответствующий документ по типу зачетной книжки спортсмена с указанием уровня достижений в комплексе ГТО и т.д.