Перспективы развития импортозамещения в сфере дорожного строительства

NovaInfo 38, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В представленной статье изложены актуальные вопросы развития отечественного производства с целью импортозамещения в сфере дорожного строительства. Импортозамещение – экономическая политика государства, при котором потребность внутреннего рынка обеспечивается за счет производителей, ведущих деятельность внутри страны, при этом оно составляет важнейший компонент безопасности государства в сфере экономики. При исследовании был решен ряд задач, а именно: произведён обзор влияния санкционной политики и анализ на выявление проблемных позиций для осуществления импортозамещения. Объектом исследования явилась сфера транспортного строительства; предметом исследования – тенденции и факторы политики импортозамещения в указанной выше отрасли. Результат исследования – пути решения вопроса импортозамещения, их перспектива и условия осуществления.

Ключевые слова

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Текст научной работы

С середины марта 2014 года в отношении РФ и её представителей на политической и экономической аренах начала действовать санкционная политика стран Запада (Евросоюз, пр-во США, Канада, Австралия), что, по мнению ряда экспертов, является важнейшей образующей кризиса внутри государства. Действительно, на сегодняшний день существует проблема импорта: ввоз товара на территорию России частично ограничен, работает также режим защитных контрсанкций. Кроме того, произошло резкое увеличение стоимости импорта – хотя причина последнего заключается в падении валютного курса рубля. Исходя из вышеизложенного, на внутреннем рынке образуется дефицит, а также значительно выросли издержки производственного сектора, что, естественно, негативно влияет на развитие экономических отношений [7]. Поэтому, чтобы не допустить дальнейшего падения производства, стабилизировать внутренний рынок и снизить зависимость от влияния западных стран через поставку стратегически важных товаров, Правительством РФ был взят курс на политику импортозамещения. Не осталась в стороне и сфера транспортного строительства.

В процессе изучения дорожной отрасли на предмет готовности к политике импортозамещения и противодействия санкциям нами было установлено, что если с сегодняшнего дня применять строительную технику и материалы, изготовленные отечественным производителем, то объём исполнения работ по новому строительству, а также содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог упадет в разы, что безусловно окажет отрицательное влияние на безопасность движения и транспортную логистику. Даже если потребность в строительных материалах отечественные поставщики могут «закрыть», то необходимость в современной, качественной дорожно-строительной технике российское машиностроение обеспечить не в состоянии, ввиду недостаточного объёма производства, отсутствия аналогов и способных на конкуренцию производителей. Ссылаясь на интернет-портал «ДорИнфо», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) предоставило список из более чем 20 позиций дорожно-строительной техники, по которым количество продукции заграничного производства составляет 90 – 95% [2]:

Таблица 1. Номенклатура дорожно-строительной техники, по которой количество продукции заграничного производства составляет 90 – 95%

№ п.п.

Наименование вида дорожно-строительной техники

Производитель, страна производства

1

Заводы по производству асфальтобетонов

  • «Ammann», «Comaco», «Wibau» (пр-во ФРГ);
  • «Almix», «Astec» (пр-во США);
  • Marini (Пр-во Италия).

2

Асфальтобетонные укладчики

  • «Vogele», «Demag» (пр-во ФРГ);
  • «Marini» (Пр-во Италия);
  • «Caterpillar», «Roadtec» (пр-во США).

3

Бульдозеры дизельные

  • «Dressta» (пр-во Польша);
  • «Komatsu» (пр-во Япония);
  • «Liebherr» (пр-во ФРГ).

4

Фрезеровочное оборудование дорожное

  • «Wirtgen» (пр-во ФРГ);
  • «Caterpillar», «Bitelli» (пр-во США).

5

Автомобильные грейдеры

  • «John Deere», «Caterpillar» (пр-во США);
  • «Volvo» (пр-во Швеции).

6

Дизельные экскаваторы

  • «Hyundai», «Doosan» (ЮЖНАЯ КОРЕЯ);
  • «JCB», «Caterpillar» (пр-во США);
  • «Volvo» (пр-во Швеции);
  • «Komatsu», «Hitachi» (пр-во Япония).

7

Автопогрузчики

  • Hyundai (пр-во южная Корея);
  • «Caterpillar», «John Deere», «JCB» (пр-во США).

8

Асфальтоукладочные катки

  • «Case» (пр-во США);
  • «Bomag», «Hamm» (пр-во ФРГ);
  • «Dynapack» (пр-во Швейцария).

9

Подъемные краны гусеничные, а также подъемные краны на специальном шасси

  • «Liebherr», «Sennebogen» (пр-во ФРГ);
  • «Terex» (пр-во США);
  • «Movax» (Финляндия).

10

Перегружатели асфальтобетонной смеси

  • «Weiler», «Shuttle Buggy» (пр-во США).

11

Автосамосвалы (грузоподъемность свыше 15 т.)

  • «Man» , «Mercedes Benz» (пр-во ФРГ);
  • «Iveco» (Пр-во Италия);
  • «Scania», «Volvo» (пр-во Швеции).

12

Оборудование навесное

  • «Cangini», «Benne», «Prime Tech», «Stehr», «Simex» (пр-во Евросоюз);

13

Швы деформационные

  • «Maurer & Sohne»(пр-во ФРГ);
  • «Meycoflex» (пр-во Швейцария);
  • Prismo (пр-во Великобритания).

14

Автомобильные бетонные насосы

  • «Tata Daewoo» (пр-во Южная Корея),
  • «Putzmeister», «Mercedes Benz» (пр-во ФРГ).

15

Установки буровые автомобильные

  • «Hitachi», «Kato» (пр-во Япония);
  • «Liebherr», «Bauer», «Delmag» (пр-во ФРГ);
  • «Casagrande» (пр-во Италия).

16

Автосваебойные установки

  • «Liebherr», «Banut» (пр-во ФРГ);
  • «Juntan» (пр-во Финляндия).

17

Вибровые погружатели свай

  • «I C E» (пр-во Голландия);
  • «Daedong» (пр-во Южная Корея);
  • «Movax» (пр-во Финляндия).

18

Выдергиватели шпунтов

  • «E F R 400», «Watson&Hillhause» (пр-во США).

19

Передвижные малогабаритные установки бетоносмесительные

  • «Fibo» (пр-во Дания),
  • «Liebherr», «Mekamix» (пр-во ФРГ),
  • «Tecwill» (пр-во Финляндия);

20

Комбайны и проходческие щиты

  • «Lovat» (пр-во Канада);
  • «Herrenknecht», «Wirth» (пр-во ФРГ).

21

Ванты мостовые

  • «Freyssinet» (пр-во Франции);
  • «Bridon» (пр-во Великобритания).

22

Демпферное оборудование

  • «Maurer» (пр-во ФРГ).

При сохранении сегодняшней внешнеполитической ситуации и невмешательстве государства в решение вышеуказанных проблем, можно спрогнозировать ряд крайне негативных последствий для дорожной отрасли. В частности, из-за повышения стоимости текущего содержания и ремонта дорожно-строительной техники импортного производства, произойдет увеличение себестоимости работ, при условии сохранения неизменными других составляющих (стоимость материалов, ГСМ, заработная плата и т.д.), что может привести к снижению качества готового строительного продукта, ввиду стремления любого собственника к минимизации затрат [9]. Данная причина может привести к неисполнению контрактных обязательств и уход ряда компаний с рынка транспортного строительства, либо уменьшения портфеля заказов. Эта тенденция грозит монополизацией рынка, которая отрицательно скажется на развитии отрасли и страны в целом.

Для создания полной картины в сфере транспортного строительства стоит остановиться на изучении рынка строительных материалов [10]. Здесь ситуация в целом диаметрально противоположная. По мнению, высказываемому руководителем Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Р.В. Старовойтом, материалы инертного типа, которые сегодня используются при дорожном строительстве, полностью являются российскими. Некоторые позиции полимерно-битумных вяжущих ввозятся из-за рубежа. Тем не менее, три года назад началась активная работа с отечественным нефтеперерабатывающим комплексом по данному вопросу, и сегодня начал налаживаться выпуск битумных мастик, в т.ч. полимерно-битумных вяжущих, на территории нашей страны. При этом производители вышли на хорошие показатели качества битума. Для нефтеперерабатывающего комплекса стало очевидно, что битум — это не побочный отход производителя, а имеющий цену продукт, со стабильным спросом. Некоторые позиции для транспортного строительства производятся пока исключительно зарубежными производителями, но их доля не является сколь – либо существенной. Отметим также, что национальные производители композиционных материалов серьезно продвинулись в технологической сфере по сравнению с любыми западными аналогичными производствами. Сфера применения таких материалов постоянно расширяется вследствие их долговечности, низкого веса, экономичности. Отечественные материалы широко используются дорожными службами при строительстве осветительных опор, очистных сооружений локального типа, переходов пешеходных надземных и т.д. [6]. Вышесказанное подтверждают также эксперты, связанные с нефтехимической отраслью, в частности, ООО «Газпром нефть – битумные материалы» (доля которого на внутреннем рынке битумных материалов – 30%). Для производства различной продукции на основе битума компанией применяются только отечественные материалы. В приоритете компании – качество продукции, его соответствие российским и зарубежным стандартам. Результатом данного подхода является выход «Газпром нефть – битумные материалы» на международный рынок, а именно: экспорт продукции в страны Евросоюза [1].

Сегодня для строительства дорог также используют и геотекстильные материалы: геоткани, георешетки, геосетки, основу которых составляет химволокно и продукты на её основе. На состоявшемся 21.10.2015 г. совещании в ТПП РФ по вопросу «Импортозамещение геотекстильных материалов в автодорожном строительстве» был отмечен выход из стагнации производства тканей из химволокна. При этом статистические данные свидетельствуют, что объем выпуска промышленной геоткани в сентябре 2015 г. составил 93,3% к августу 2015 г. и 134,8% к сентябрю 2014 г. В целом за январь-сентябрь 2015 г. темп роста показателя выпуска составил 117% к тому же периоду 2014 г. Аналогичная тенденция выявляется в производстве нитей из химволокон и пряжи. Указанные показатели дают предпосылку для прогнозирования «безболезненного» перехода к российским аналогам на рынке геотекстиля и геосинтетики [5].

Также необходимо остановиться на ещё одном важнейшем направлении – антикоррозийная защита металлических конструкций на автомобильных дорогах лакокрасочными материалам. Сегодня доля импорта в данной сфере составляет порядка 80 – 85% рынка. Зарубежные производители представлены следующими компаниями: «Steelpaint» (пр-во ФРГ), «Jotun» (пр-во Норвегия), «Hempel» (пр-во Дания), «Sika» (пр-во Швейцария). Одним из немногих аналогов отечественного производства можно считать продукт ПК «Технопромсинтез» под маркой «Прим». Хотя часть из представленных выше зарубежных производителей и имеют свои заводы на территории РФ («Jotun», «Hempel»), о переходе на сырьё и компоненты отечественного производства официально заявила только компания «Hempel», в лице генерального директора ЗАО "Хемпель" Петера де Гроота, при открытии предприятия по изготовлению лакокрасочных материалов в г.Ульяновск [3]: По словам CEO ЗАО "Хемпель", открываемый лакокрасочный завод идеально расположен для обслуживания региональных вендоров из России, Белоруссии, Средней Азии. Он станет 28-м заводом в мире, производящим как мировой ассортимент продукции компании «Hempel», так и разнообразие инновационных продуктов, разработанных специально для особенных условий климата и рынка РФ. При его работе будет использоваться наибольший асортимент локальных полуфабрикатов и сырьевых материалов, удовлетворяющих мировым стандартам качества «Hempel». С открытием предприятия по изготовлению лакокрасочных материалов в г. Ульяновске ЗАО "Хемпель" станет местным производителем и предоставит уникальные возможности для трудоустройства жителей г.Ульяновск. К сожалению, российские производители антикоррозийных покрытий пока не могут конкурировать на должном уровне с зарубежными поставщиками, ввиду отсутствия достаточного объёма производственных мощностей и оборудования.

Как видно из приведенных выше примеров, основная проблема осуществления политики импортозамещения в сфере транспортного строительства – нехватка, либо отсутствие необходимого технологического оборудования, товаров машиностроения, а также ряда технологий, отвечающих международным стандартам.

Так какой есть выход из сложившейся ситуации? Ответом на этот вопрос может служить итоги совещания руководителей Росавтодора с представителями отечественных предприятий по теме постепенной реализации в дорожной отрасли политики импортозамещения, проходившего 13.04.2015 г. Можно предложить следующие мероприятия: восстановление производственной базы, которая была утеряна в 90-е годы; освоение передовой технологии для производства конкурентоспособной продукции; решение кадрового вопроса: привлечение и воспитание инженерно-конструкторского корпуса для реализации политики импортозамещения; ограничение ввоза в страну аналогов зарубежных производителей; создание для отечественных производителей необходимых условий для развития и модернизации собственных производств, утвержденных на законодательном уровне [8].

Что же сделано государством для реализации политики импортозамещения? Первым шагом стало обновление государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (редакция от 15.04.2014 г.). Основной целью программы является снижение объёма импортных товаров на внутреннем рынке к 2020 году. Понимая, что без финансовой поддержки организаций реального сектора экономики, программа замещения импорта невозможна, федеральным бюджетом были выделены целевые займы через Фонд развития промышленности, постановлением Правительства РФ №1044 от 11.10.2014 г. увеличивается объём кредитования на долгосрочных и льготных условиях в виде субсидирования и софинансирования проектов, предоставление грантов и преференций (реализация инвестпроектов), в федеральном законе «О промышленной политике РФ» (редакция от 31.12.2014 г.) появляется понятие «специальный инвестиционный контракт» (статья №16), после «увидело свет» распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 года, по которому Министерство промышленности и торговли разработало и утвердило приказами 19 отраслевых планов по замещению импорта, в числе которых фигурируют отрасли, участвующие в транспортном строительстве: в отрасли химической промышленности (приказ Минпромторга № 646 от 31.03.2015 г.); в отрасли легкой промышленности (приказ Минпромторга № 647 от 31.03.2015 г.); в автомобильной промышленности (приказ Минпромторга № 648 от 31.03.2015 г.); в отрасли тяжелого машиностроения (приказ Минпромторга № 654 от 31.03.2015 г.); в отрасли строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники (приказ Минпромторга № 658 от 31.03.2015 г.).

Распоряжением Правительства РФ от 22.05.2015 г. №926-р было внесено на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия. Также на рассмотрении находятся и поправки по стандартизации товаров производства. Важным событием здесь является появление Автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (АНО «Роскачество»), задачами которой является улучшение качества отечественных товаров и продвижение их как на внутреннем, так и на внешнем рынках [11].

Также рассмотрим мнения ряда экспертов по практическому решению вопросов импортозамещения. С точки зрения вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" В.Л. Корочкина, планы по реализации замещения импорта в РФ смогут осуществиться только в том случае, если будет конкурентоспособной цена на отечественную продукцию. Для этого необходимо максимально задействовать механизмы снижения стоимости продукции – снижение непроизводственных, административных издержек, таких как избыточные требования к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д., а также повышение конкуренции на внутреннем рынке [4].

Как считает директор Департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты РФ А.Г. Вялкин, современная финансовая система в России устроена таким образом, что банкам крайне невыгодно финансировать производство. Поэтому Правительство должно запускать специальные программы господдержки банковского сектора и реального сектора экономики «дешевыми и длинными» финансовыми ресурсами через механизмы проектного финансирования. Следующим направлением необходимо через подзаконные акты определить, что в распределении государственной поддержки будет учитываться доля добавленной стоимости: чем она выше, больший объем государственной поддержки может получить предприятие. По аналогии должна также устанавливаться и налоговая нагрузка: увеличение доли добавленной стоимости, пропорционально снижает налоговое бремя [4].

Таким образом, с начала действия санкций западных стран в отношении Российской Федерации, Правительством и целым рядом отечественных производителей была проделана масштабная работа в рамках политики замещения импортных товаров на внутреннем рынке. Результатами являются постановка задачи по решению проблемы импортозамещения в реальном секторе экономики, в т.ч. и в дорожной отрасли, разработка путей реализации, а также определение временного периода. Важно понимать, что исполнение программы будет толчком для развития экономики в целом, сравнимая с индустриализацией СССР, которая в свое время вывела страну в мировые лидеры.

Читайте также

Список литературы

  1. Импортозамещение в дорожной отрасли займёт 5-10 лет: Росавтодор (13 апреля 2015 года). – Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/1914760.html.
  2. Импортозамещение и дороги: незаменимое чужое (16 апреля 2015 года). – Режим доступа: http://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=27510.
  3. Компания Хемпель запускает производство в России (1 сентября 2015 года). – Режим доступа: http://www.imzam-expo.ru/import/ press/detail_news.php? ELEMENT_ID=40090).
  4. Политика импортозамещения в России: от слов к делу (9 июня 2015 года). – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/630000/.
  5. Перспективы импортозамещения геотекстильных материалов в дорожном строительстве (22 октября 2015 года). – Режим доступа: http://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/novosti/novosti-otrasli/1885-predstaviteli -otrasli-obsudili-na-ploshchadke-torgovo-promyshlennoj-palaty-perspektivy-importozameshcheniya-geotektilnykh-materialov-v-dorozhnom-stroitelstve.html.
  6. По сравнению с пр-во США и Западной Европой мы строим дороги существенно дешевле (25 мая 2015 года). – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2724819.
  7. Клюшин, В. В. Управление инвестиционным потенциалом предприятий стройиндустрии : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Клюшин Владислав Владимирович. – Волгоград, 2004. – 178 с.
  8. Клюшин, В. В. К вопросу о совершенствовании методологических подходов к управлению инвестиционными ресурсами / В. В. Клюшин // В сборнике: развитие экономики региона: взгляд в будущее. Материалы II Городской научно-практической конференции. – ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный архитектурно-строительный универси-тет". – 2013. – С. 24-30.
  9. Баулина, О. А. Перспективы развития строительной отрасли Волгоградской области на базе кластерного подхода / О. А. Баулина // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-2 (45). – С. 81-88.
  10. Баулина, О. А. Методические основы формирования инвестиционной политики предприятий материально-технической базы строительства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Баулина Оксана Александровна. – Санкт-Петербург, 2004. – 19 с.
  11. Соколова, С. А. Эффективное использование ресурсов при решении проблем градообразования и эволюции городов / С. А. Соколова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2. – № 6. – С. 61-65.

Цитировать

Коваленко, В.Б. Перспективы развития импортозамещения в сфере дорожного строительства / В.Б. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 38. — URL: https://novainfo.ru/article/3936 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться