Особенности финансирования транспортной системы Омской области в 2014-2015 гг.

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются особенности финансирования основных направлений государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области». Автор анализирует объемы финансового обеспечения реализации мероприятий данной программы. Особое внимание уделяется анализу финансирования направлений подпрограмм данной программы.

Ключевые слова

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ

Текст научной работы

Вопросы финансового обеспечения транспортной системы занимают важное место в планировании бюджетных расходов любого региона. Важность и актуальность рассмотрения аспектов финансирования сферы транспорта заключается в значимости данной сферы, как для социально-экономического развития территорий, так и для развития экономики в целом.

Осуществление достаточно крупных финансовых вложений в транспортную систему обусловлено необходимостью развития транспортной инфраструктуры и устранением недостатков и проблем, существующих почти в каждом регионе страны. Что касается Омской области, то через ее южную часть проходят автомобильные дороги общегосударственного значения, связывающие город с Новосибирском, Тюменью, Казахстаном и другими центрами России, общая протяженность сети дорог более 17 тыс. километров, однако протяженность дорог с твердым покрытием небольшая, что говорит о проблемах с состоянием дорожного покрытия [4].

Помимо этого, характеристика текущего состояния транспортной системы области обличает такие проблемы, как недостаточная плотность сети автомобильных дорог межмуниципального, а также регионального значения, необеспеченность 589 сельских поселений связью с сетью автомобильных дорог общего пользования, несоответствие уровня развития дорог существующему уровню автомобилизации и спросу на автоперевозки и многие другие проблемы, требующие решения [2].

Для устранения проблем транспортной инфраструктуры и улучшения состояния автомобильных дорог в регионах России утверждаются государственные программы. В Омской области такая программа носит название «Развитие транспортной системы Омской области». Данная программа определяет круг задач и суммы, необходимые для их решения, а также планируемые для реализации мероприятия и их результаты. Программа утверждена Постановлением Правительства от 16 октября 2013 г. № 262-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области» на период с 2014 по 2020 годы.

В связи с выявленными проблемами, цель государственной программы предусматривает развитие современной и эффективной дорожно-транспортной инфраструктуры, которая улучшала бы транспортное обслуживание населения путем строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и транспортных объектов. Среди основных направлений программы можно выделить обеспечение безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования, снижение транспортных издержек, улучшение обслуживания населения путем строительства транспортных объектов. В соответствии с данными направлениями в рамках программы предусмотрены две подпрограммы: «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта» и «Развитие транспортной инфраструктуры» [2].

Для наиболее полного решения насущных проблем и реализации планов области по развитию транспортной системы необходимо достаточно большое количество денежных средств, предусмотренных в статье расходов проекта областного бюджета. В нижеприведенной диаграмме (Рис.1) видно, что объемы финансирования данной госпрограммы носят неравномерный характер, что может быть связано с недостаточным количеством средств в областном бюджете, а также с распределением бюджетных средств в соответствии с приоритетами области в государственных программах.

Что касается источников финансирования данной госпрограммы, денежные средства на ее исполнение выделяются как из областного бюджета, так и из местных бюджетов и внебюджетных источников. Для реализации мероприятий подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог и пассажирского транспорта» привлекаются налоговые и неналоговые доходы, поступления нецелевого характера из федерального бюджета, средства Дорожного фонда области. Подпрограмма «Развитие транспортной инфраструктуры» финансируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также нецелевых поступлений из федерального бюджета [2].

Важно отметить, что для финансирования отдельных мероприятий данной программы предусмотрено и использование целевых средств федерального бюджета. Так, среди всех регионов Сибирского федерального округа, которым предоставляются субсидии на строительство и реконструкцию дорог сельских территорий, Омская область получит наибольший объем средств — порядка 200 млн. рублей [7]. Данный факт лишь подчеркивает плачевное состояние дорог в Омской области и делает ремонт и содержание автодорог одним из приоритетных направлений в реализации данной программы.

Объемы финансирования развития транспортной системы Омской области
Рисунок 1. Объемы финансирования развития транспортной системы Омской области. Источник: Бюджет для граждан: Омская область. — Режим доступа: http://budget.omsk.ifinmon.ru/index.php/napravleniya/gosudarstvennye-programmy/gp-8

Общий объем финансового обеспечения программы за 2014 год составил 4 912,11 тыс. руб. (Табл. 1) Из двух подпрограмм приоритетной для области стала подпрограмма «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорт», поскольку на ее реализацию в 2014 году было выделено 88% средств, направленных на реализацию программы в целом. Несмотря на это, данное направление имеет значительно меньший процент исполнения (77,6%) по сравнению с подпрограммой «Развитие транспортной инфраструктуры» (99,2%). Данный факт свидетельствует о том, что в бюджете области имеет место нехватка бюджетных средств.

Наибольшее количество средств в подпрограмме «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта» подразумевалось выделить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, а также на субсидии местным бюджетам на эти же цели. В исполненном объеме 25,4% общего объема средств финансового обеспечения программы были направлены на содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений, что объясняется тем, что ремонт уже существующих дорог обойдется бюджету области дешевле, нежели строительство новых дорог. На субсидии местным бюджетам выделили 23,3% программных средств.

В связи с тем, что приоритетные направления в фактическом объеме финансирования подпрограммы были немного изменены, то по направлению строительства и реконструкции автодорог можно наблюдать очень низкий процент исполнения — 45,5%. В отношении направления субсидий местным бюджетам также не наблюдается стопроцентного исполнения (Табл. 1).

Вторая подпрограмма состоит из трех направлений, большинство из которых имеют долгосрочный характер, что объясняет меньший объем их финансирования по сравнению с первой подпрограммой. Наибольший объем средств — 9,5% выделяется на строительство Омского метрополитена, поскольку готовность первого пускового участка первой линии метрополитена от станции «Красный путь» (библиотека им. А.С. Пушкина) до станции «Автовокзал» (Соборная) планировалась на 2016 год. Что касается содержания объектов инфраструктуры, то акцент в данном направлении делается на снижении аварийности данных объектов и гидротехнических сооружений, а объем финансирования не столь значительный — 20 млн. руб. (Табл. 1)

Строительство аэропорта «Омск-Федоровка» является одним из приоритетных проектов не только в рамках подпрограммы, но и в рамках развития всего транспортного комплекса Омской области. Данное направление предусматривает готовность пакета документов по формированию инвестиционного проекта к 2019 году, поэтому выделяемые средства, скорее всего, идут на проведение конкурсов по поиску частных инвесторов, так как для реализации проекта была выбрана модель концессионного соглашения, и настоящее время осуществляется поиск внебюджетных инвестиций [8].

Таблица 1. Объемы финансирования государственной программы «Развитие транспортной системы Омской области» за 2014 год

Наименование

утв., млн.руб.

доля в утвержденном объеме

исп., млн.руб.

доля в исполненном объеме

% исполнения

Подпрограмма "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта Омской области"

5571,01

90,4%

4324,27

88,0%

77,6

Организация деятельности по реализации основных направлений государственной политики в сферах дорожного хозяйства, транспорта

421,28

6,8%

416,81

8,5%

98,9

Строительство и реконструкция автомобильных дорог и сооружений

1537,69

24,9%

705,57

14,4%

45,9

Содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений, производственных объектов

1247,13

20,2%

1246,81

25,4%

100

Субсидии местным бюджетам на содержание, строительство, ремонт, реконструкцию автодорог

1554,52

25,2%

1145,06

23,3%

73,7

Государственная поддержка пассажирского транспорта

810,39

13,1%

810,03

16,5%

100

Подпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры Омской области"

592,57

9,6%

587,84

12,0%

99,2

Строительство первой линии Омского метрополитена (станции Рабочая и Соборная)с электродепо

467,62

7,6%

466,27

9,5%

99,7

Содержание объектов транспортной инфраструктуры

20,9

0,3%

20,88

0,4%

99,9

Развитие аэропорта "Омск-Федоровка"

104,05

1,7%

100,69

2,0%

96,8

Всего выделено на программу

6163,56

100,0%

4912,11

100,0%

79,7

Источник: Закон Омской области от 16 июля 2015 г. № 1777-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2014 год»

Рассматривая вопрос финансирования госпрограммы нельзя не затронуть аспект ее реализации и конечный результат. В 2014 году было обеспечено содержание около 10 тыс. км. автодорог межмуниципального и регионального значения. Кроме того, в эксплуатацию было введено более 40 км. подъездных дорог к 13 сельским населенным пунктам, в чем замечен рост на 32,5% по отношению к 2013 г. В 2014 году для предприятий дорожного комплекса была приобретена 41 единица дорожной техники, а также открыта паромная переправа в Тевризском районе [6].

Относительно обеспечения доступности общественного транспорта для населения также были предприняты определенные меры, например, удалось сохранить пригородные электрички, с помощью которых было перевезено более 3 млн. пассажиров. Важно и то, что пассажиры области оплачивают лишь 55% от экономически обоснованной стоимости поездки, а оставшаяся часть финансируется за счет средств регионального бюджета. Реализация данных мер очень важна с точки зрения обеспечения социальной стабильности в регионе и повышения качества транспортного обслуживания граждан.

В связи с нехваткой бюджетных средств, а также большим объемом работ по преобразованию и улучшению транспортной системы, в процессе реализации программы Омская область сталкивается с проблемой недостаточного финансирования многих ее направлений [3]. Для решения проблемы в 2015 году планировалось увеличить объем финансирования и ускорить проведение строительных и реконструктивных работ.

Несмотря на вышеуказанную проблему, при соотношении результатов и объемов финансирования направлений программы, связанных с ремонтом, реконструкцией и содержанием дорог в области, а также направлений поддержки пассажирского транспорта и обеспечения его доступности, можно судить о достаточно высоком уровне эффективности их реализации. На заседании Правительства Омской области в мае 2015 года была дана оценка эффективности данной программы и ее подпрограмм, где эффективность подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта» достигла 109%, что подтверждает вышепредставленный вывод. Вторая подпрограмма не получила столь высокой оценки, поскольку ее эффективность не достигла 100%, так как в отношении строительства метрополитена этот показатель составляет лишь 94% [9].

Таким образом, наиболее приоритетные направления финансирования данной программы обеспечивают соответствие конечных результатов и показателей эффективности, но существуют также и «слабые» места, минимизация которых позволит поднять уровень эффективности реализации программы и, тем самым, значительно улучшить состояние развития транспортной системы Омской области.

Читайте также

Список литературы

  1. Закон Омской области от 16 июля 2015 г. № 1777-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 262-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Послание Губернатора Омской области В.И. Назарова Законодательному Собранию Омской области «Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики на 2015 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. Калужский М.Л. Экономика и экономическая география Сибири: Омская область: Учебное пособие / М.Л. Калужский / Калужский М.Л., Сараев А.Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. 2-е издание. – М.: Директ-Медиа, 2013.
  5. Государственная программа «Развитие транспортной системы Омской области» / Бюджет для граждан: Омская область [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.omsk.ifinmon.ru/index.php/napravleniya/gosudarstvennye-programmy/gp-8 (дата обращения: 25.11.2015).
  6. Доклад временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области В. И. Назарова «Об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2014 году» / ИА «ОМСКРЕГИОН» [Электронный ресурс]. – 25 мая 2015. - Режим доступа: http://omskregion.info/news/32564-otchet_viktora_nazarova_o_rabote_pravitelstva_omsk/ (дата обращения: 25.11.2015).
  7. Медведев выделил Омской области почти 200 миллионов на ремонт дорог / ИА «Омск здесь» [Электронный ресурс]. – 27 июля 2015. – Режим доступа: http://omskzdes.ru/politics/33305.html#photo-12869 (дата обращения: 25.11.2015).
  8. Назаров предложил Окулову достраивать аэропорт «Омск-Федоровка»/ Коммерческие вести [Электронный ресурс]. – 5 июня 2015. - Режим доступа: http://kvnews.ru/news-feed/nazarov-predlozhil-okulovu-dostraivat-aeroport-omsk-fedorovka (дата обращения: 25.11.2015).
  9. Синюгин поставил двойку развитию транспорта в Омской области / РИА «Омск-Информ» [Электронный ресурс]. – 26 мая 2015. – Режим доступа: http://www.omskinform.ru/news/81224 (дата обращения: 25.11.2015).

Цитировать

Иванцова, А.Н. Особенности финансирования транспортной системы Омской области в 2014-2015 гг. / А.Н. Иванцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/3993 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться